К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Разнообразие видов


Многие владельцы сотовых сетей в регионах продали свои компании московской «большой тройке». Возможно, они поторопились

Лев, безусловно, сильнее кошки. И если льву нечего есть, кошке может не поздоровиться. Но это не означает, что кошка, оказавшись на одной территории со львом, обречена на смерть.

В начале этого десятилетия московские сотовые операторы, завершив освоение столицы, двинулись на завоевание регионов. Замах был такой силы, что, казалось, ни один город и ни один абонент не устоят. В Петербурге, например, до сих пор помнят, как в декабре 2001 года тогдашний президент МТС Михаил Смирнов отметил запуск сети своей компании выстрелом из знаменитой пушки Петропавловской крепости. Местные конкуренты ворчали: а если бы мы приехали в Москву пострелять из вашей Царь-пушки? Но клиенты в регионах встречали столичных знаменитостей с восторгом. Например, в Иваново в июне 2002 года возбужденные клиенты, желавшие приобрести SIM-карту, просто выбили дорогостоящие стеклянные двери офиса «Билайна».

Это был настоящий «блицкриг». В центральных офисах «большой тройки» («ВымпелКом», МТС, «МегаФон») были вывешены карты страны: новые флажки на покоренных регионах появлялись еженедельно. Часто монстры из «большой тройки» просто покупали операторов в интересующих их регионах вместе с лицензиями, оборудованием и абонентской базой. Если провинциалы упрямились, столичный оператор самостоятельно открывал сеть в означенном регионе — по сценарию конкурент должен был умереть своей смертью.

 

Впрочем, желающих продать свой бизнес было достаточно, ведь москвичи щедро платили: из расчета $200, а иногда $300 и больше за каждого абонента региональной сети. Как результат — к концу 2004 года «большая тройка» обслуживала уже 88,5% абонентов мобильной связи в России. Не поторопились ли региональные операторы сдаться на милость оккупантов? Продавцам, заработавшим в 2002–2004 годах $30–50 млн на передаче своих компаний МТС или «ВымпелКому», будет любопытна история компании «Екатеринбург-2000».

С 1996 года этот независимый оператор по лицензии предоставлял услуги связи в Екатеринбурге и Свердловской области под маркой «Билайн». К‑2003 году компания обслуживала 170‑000 абонентов, получая $14 млн выручки в год. Но тут «ВымпелКом» захотел самостоятельно вести дела на Урале. Предложение московского оператора о слиянии «Екатеринбург-2000» отверг. «Не договорились о цене», — коротко поясняет исполнительный вице-президент ОАО «ВымпелКом» Николай Прянишников.

 

Говорят, что и «Уралсвязьинформ» (дочерняя компания «Связьинвеста») в 2003 году хотел купить «Екатеринбург-2000». Предлагал $40 млн (то есть более $230 за одного абонента), но тоже получил отказ.

Основной владелец «Екатеринбург-2000» Владимир Рублев — генерал-майор запаса, бывший командир бригады морской пехоты Черноморского флота. Выдержки ему не занимать. В июне 2003 года, когда у Рублева закончился срок лицензии на имя «Билайн», генерал-майор запустил сеть под собственной маркой «Мотив».

Обстановка на рынке между тем была крайне опасной. Не сговорившись с «Екатеринбург-2000», «ВымпелКом» купил за $26,5 млн некое ООО «Восток-Запад Телеком», все богатство которой заключалось в лицензии на предоставлении в регионе услуг сотовой связи в стандарте GSM-900/1800. В числе конкурентов также значились: «МегаФон» (работавший в Екатеринбурге с июля 2002 года), МТС (с августа 2003 года), «Уралсвязьинформ» (сентябрь 2004 года, торговая марка Utel).

 

Прошло два с половиной года, можно подводить предварительные итоги. Участники «большой тройки» в 2005 году развивались одинаковыми темпами: абонентская база каждого выросла почти на 70%. «Мотив» за тот же период вырос почти на 110%, став самым быстрорастущим независимым региональным оператором связи в России. Компания обслуживает свыше 840‑000 абонентов (для сравнения: у «Билайна» в Екатеринбурге и области — 740‑000), выручка за 2005 год — $35 млн.

Секрет успеха прост: «Мотив» продает свои услуги дешевле остальных конкурентов. Приход «Билайна» в Екатеринбург «Мотив», к примеру, встречал специальным адресным тарифом — в течение пяти месяцев оператор брал всего 1 цент за минуту разговора внутри своей сети. Среднемесячный доход с‑абонента сотовой связи (показатель ARPU) в Свердловской области — $8–9. Показатель «Мотива» — не более $6.

«Стимулом для многих абонентов является чувство патриотизма, они выбирают партнерство с «нашим» оператором», — утверждает пресс-атташе компании «Мотив» Елена Радченко. Утверждение красивое, но бездоказательное. А вот местные власти и впрямь неравнодушны к «Мотиву». Именно эта компания выиграла тендер на обслуживание правительства Свердловской области и первой получила разрешение на сотовую связь на станциях екатеринбургского метро. Компания с самого начала своей работы предлагает клиентам прямые городские номера. У «Мотива» есть собственный ресурс номеров в коде Екатеринбурга и десятке других городов области. На местном рынке такой собственностью может похвастать только государственная «Уралсвязьинформ».

В 2003–2005 годах компания продавала SIM-карты популярного тарифного плана Mobi NEXT как «коробочный продукт». Купив такую коробку в магазине или аптеке, можно было сразу подключиться к сети, а свои регистрационные данные отправить оператору по почте в течение 15 суток. Спецслужбы, как правило, пресекают такой способ торговли связью, поскольку он позволяет совершать анонимные звонки. В Москве «коробочные» сотовые контракты продавал лишь «МегаФон», имеющий подозрительно хорошие отношения с Мининформсвязи.

Думаете, «Мотив» — исключение из правил? Тогда сообщаем, что абонентская база еще одного независимого оператора, поволжского «СМАРТС», за прошедший год увеличилась на 50%, до 3 млн человек; сотовые сети «Новой телефонной компании» (Приморский край) и «Сибирьтелекома» (Сибирский федеральный округ) выросли вдвое; наконец, клиентская база работающей в 13 регионах России компании Tele2 стала больше, по данным ACM-Consulting, на 186%. Как результат — доля операторов «большой тройки» на российском рынке мобильной связи впервые в истории снизилась — до 87,5% по итогам прошлого года.

 

Есть только одно «но» — победы «Мотиву» достаются слишком дорогой ценой, прибыль компании за прошлый год составила мизерные $80‑000. Зато стоимость компании, даже если считать с минимальным коэффициентом «$200 за абонента», выросла уже до $170 млн. Можно ли будет продать компанию за такие деньги и найдутся ли покупатели? Аналитическое агентство «Сотовик» уверяет, что новая волна слияний и поглощений на рынке вполне возможна: «Если в 2006 году МТС и «ВымпелКом» не начнут скупать оставшихся региональных операторов, то совокупная доля рынка операторов «большой тройки» продолжит свое снижение».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+