Африка вновь хочет дружить с Россией. Или хотя бы с ее отдельными регионами
Первую неделю февраля чрезвычайный и полномочный посол Республики Замбия в России (а также в Армении, Белоруссии и Казахстане) Питер Лусака Чинтала был в Самаре. Провел ряд важных встреч, обменялся взглядами на перспективы двусторонних отношений с местной бизнес-элитой.
Почему именно Самара привлекла внимание почтенного доктора богословия, опытного политика и отца восьмерых детей? «Европейские страны и крупные компании вряд ли можно заинтересовать инвестициями в Замбию, для них там слишком маленькие проекты», — отвечает Чинтала. А инвестиции небольшому южноафриканскому государству очень нужны.
Экономика Замбии еще в бытность ее британским протекторатом (Северная Родезия) не отличалась могуществом: медные рудники, велосипедная фабрика, производство тапиоки. А после кончины СССР, помогавшего «братскому народу» строить справедливое общество, стало совсем худо. Два из каждых трех жителей Замбии живут меньше чем на доллар в день. Выхода к морю страна не имеет, поэтому для нее важно воздушное сообщение с миром, однако единственная авиакомпания страны дышит на ладан. Что делать? По совету знакомого дипломата из Москвы Питер Чинтала сделал предложение авиакомпании «Самара»: возьмите хоть 95% акций национальной авиакомпании Замбии, но организуйте воздушное сообщение столицы государства Лусаки с внешним миром. «Самара» пока думает.
Еще одна проблема Замбии — острый энергетический кризис. Но вроде бы уже заключено предварительное соглашение о том, что самарское АО «Электрощит» откроет в Лусаке свое представительство: самарцы будут ставить в Замбии генерирующие станции, строить и эксплуатировать линии электропередач. В любом случае Питер Чинтала еще не раз приедет в Самару.
Африканские страны, обладающие полезными ископаемыми, могут не суетиться — российский капитал приходит к ним сам. Из последних новостей: Олег Дерипаска за $250 млн купил в Нигерии алюминиевый завод Aluminium Smelter Company of Nigeria. Послам не столь привлекательных стран приходится много ездить, чтобы наладить контакты. Представители Танзании, например, ведут переговоры о создании СП с нижегородскими предприятиями — ОАО «Павловский автобус» (ПАЗ), входящим в холдинг «Руспромавто» (того же Дерипаски), и Ворсменским медикоинструментальным заводом. Намибия с той же целью «ухаживает» за Владимирским тракторным и Тверским вагоностроительным заводом. Зимбабве проявляет интерес к чувашской компании «Текстильмаш», выпускающей ткацкие машины.
Сногсшибательного успеха на переговорах не достигла еще ни одна страна, но Питер Чинтала преисполнен оптимизма: «Африка надеется получить свою долю внимания со стороны России. Может быть, не так скоро, но наши экономические отношения не только будут возобновлены, но и выйдут на еще более высокий уровень, чем до 1991 года».