К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Торговля счастьем


Доктор АНДРЕЙ КУРПАТОВ первым в России стал продавать психотерапию в розницу. Этот рынок ждет большое будущее

В телестудии — имитация домашнего уюта: фотографии в рамках, книги на полках, фарфоровые чашки на журнальном столике. Ведущий программы, молодой человек с худым лицом и красиво уложенной челкой, подавшись вперед, внимательно слушает исповедь женщины. «Доктор, я 25 лет живу в страхе, помогите мне», — жалуется посетительница. Врачи не находят никаких серьезных заболеваний, но отчего-то у нее случаются приступы страха: «Как только в голове закипело, сразу думаю: вот упаду сейчас, буду валяться, кувыркаться, никого рядом нет». Ведущий всплескивает руками: «Но мы должны этот порочный круг как-то разорвать!» Он докапывается до причины волнений — женщина хотела всеобщей заботы, но не получала ее. Наконец, ведущий дает пару простых советов, как перестать волноваться. Сеанс окончен.

Так выглядит психотерапевтическое шоу «Все решим с доктором Курпатовым», которое с мая по декабрь 2005 года дважды в день выходило на телеканале «Домашний». За это время о Курпатове узнали миллионы телезрителей. Его обсуждают в прессе и в интернет-форумах. Книги Курпатова, которых в общей сложности выпущено три десятка, идут нарасхват. Одним словом, проект превратился в неплохой бизнес. Причина? Авторам удалось создать принципиально новый товар: упаковать дорогой продукт — психотерапию — в привычный для массового потребителя формат телешоу. «Я хотел популяризовать психологию и психотерапию», — объясняет свою задачу в интервью Forbes Курпатов.

Психотерапия — это гигантский рынок услуг во всем мире. В России он зародился в конце 1980-х, когда в продаже появились переводы Зигмунда Фрейда, основоположника психоанализа. В июле 1996 года Борис Ельцин издал указ, формально отменяющий еще советский запрет на ведение психотерапевтической практики. Число сертифицированных психотерапевтов с тех пор существенно выросло, достигнув 35‑000 к настоящему времени. Их услуги стоят от $30 до $200 за сеанс.

 

Но профессиональные психотерапевты и психологи — только часть обширной индустрии по продаже счастья населению. Есть еще авторы многочисленных книг, «нацеленных на успех». Смесь популярной психологии, восточной философии и американских методик по повышению личной эффективности в изложении, доступном домохозяйке, оказалась очень востребованной. По данным крупнейшего в России издательства АСТ, на литературу по прикладной психологии приходится 20–24% от общего количества издаваемых сейчас книг. Рост тиражей подобной литературы в последние три года опережает все другие направления книжного рынка. Профессиональные психотерапевты обычно отзываются о подобной литературе снисходительно. Как, впрочем, и о передаче Курпатова. «Он болтлив, занимается нравоучениями, и видно, что психотерапевтический процесс в программе не идет», — критикует Курпатова Рамиль Гарифуллин, директор Казанского центра психологической консультации и реабилитации.

Тем не менее у Курпатова своя школа, как, впрочем, и у многих его коллег по профессии. Например, основной посыл создателя центра «Разумный путь» Александра Свияша — мир создан для радости. Другой популярный автор Наталия Правдина учит «любить себя». Последователи Владимира Мегре обретают счастье через связь с природой. Вокруг успешных авторов сформировались ряды поклонников. «Гуру» ведут семинары по своим методикам, совершают турне по стране, готовят новых тренеров (авторов). Увлеченность книгами, дающими простые рецепты, похожа на новую религию. «Я нашла то, что искала моя душа всю свою сознательную жизнь. Я много плакала и молилась, чтобы Господь послал мне такого доктора. И вот он дает мне вашу книгу», — пишет читательница из деревни Коврижные автору книги «Возлюби болезнь свою» Валерию Синельникову.

 

О публикациях Андрея Курпатова до появления телепередачи мало кто знал. Первую книгу «Счастлив по собственному желанию» доктор написал в 1995 году. Издать ее, правда, удалось лишь со второй попытки и очень скромным тиражом. Но в 2000 году Курпатов начал сотрудничать с крупным издательством «Нева», где печаталась его жена Лилия Ким, и дела пошли лучше. Дальнейшей карьере способствовали состоятельные клиенты. Курпатов, например, помог сенатору Михаилу Маргелову сбросить лишние 20 кг. Результат — доктор стал членом экспертного совета при Совете Федерации РФ, обрел новых «пациентов» и даже готовит с тех пор докладные записки о состоянии психического здоровья нации для сенаторов.

В 2003 году продюсеры канала ТНТ поняли, что психотерапия может стать отличной темой для телешоу. В США есть передача о популярной психологии — «Доктор Фил». Почему не сделать что-то подобное в России? Курпатова пригласили в ведущие, полтора года готовили первый эфир, расходы, по оценке участников рынка, составили не менее $500‑000. Но зрители так и не увидели «Доктора Курпатова» на ТНТ. «Курпатов оказался не тем человеком, который может быть локомотивом такого шоу, — досадует генеральный продюсер ТНТ Дмитрий Троицкий. — Познер или Михалков в принципе могли бы, но они не психотерапевты…»

Тем временем у Курпатова появились новые спонсоры — владельцы строительно-инвестиционной компании «Март» Владимир Березовский и Семен Титов. В Петербурге они известны, например, по проекту реконструкции под элитное жилье и офисы здания на Исаакиевской площади напротив гостиницы «Астория». Как вышли на Курпатова? Он вылечил родственницу Березовского, и благодарный бизнесмен помог создать клинику в Северной столице.

 

С этого момента проект Курпатова стали раскручивать по всем законам бизнеса. В книгах доктора напечатали координаты его клиники, в питерской прессе прошла рекламная кампания. Сам Курпатов не оставлял идеи запустить телешоу. «Сложно назвать канал, с которым бы я не проводил переговоры», — сетует он. В итоге Курпатов договорился с известным продюсером Андреем Разбашем, чья компания «Крылья-медиа» делает несколько шоу для Первого канала. Разбаш заключил контракт с «Домашним». Шоу с психотерапевтом было запущено в производство, но, отсняв три передачи, доктор и продюсер разошлись.

Проект в итоге подхватила «Тринити филмз», которая делает передачу «Клуб путешественников» для Первого и занимается концертной деятельностью. Но новый партнер не спешил вкладывать деньги в проект — первые серии телешоу снимались на деньги самого Курпатова.

[pagebreak]

Стоила ли овчинка выделки? Как только стартовала программа, «Нева» поместила на обложке всех книг Курпатова большой портрет автора. Телеэфир сделал свое дело — за семь месяцев, пока на «Домашнем» выходило шоу, тиражи увеличились в 10 раз. «Издательство не ожидало, что появится такой спрос, — вспоминает Курпатов. — В сентябре даже не успели допечатать тираж, какое-то время книг не было на полках». С продажи книг психотерапевт получает проценты (точная цифра не раскрывается, но обычная ставка 10–12%).

Клиника Курпатова в Санкт-Петербурге тоже на пике популярности. Хакеры неоднократно взламывали ее сайт, размещая объявления о платных онлайновых консультациях с номером своего банковского счета. За год работы пяти врачей-психотерапевтов удалось окупить затраты на ремонт помещения и рекламу — всего около $150‑000. Ежемесячный оборот за это время вырос втрое до $25‑000. С петербуржцев подопечные Курпатова берут по $40 за прием, с иногородних — по $55. Приезжие клиенты составляют около 10% от общего числа. Сам Курпатов в клинике приема не ведет.

 

Весной та же команда, которая делала передачу, совместно с издательством «Нева» начинает выпускать журнал доктора Курпатова. А инвесторы из «Марта» готовы вкладывать деньги в открытие новых клиник — например, в Москве, где живет большинство клиентов доктора. Или в Чехии, где «Март» ведет бизнес. «В Карловых Варах все русские, с которыми я разговаривал, знают Курпатова. Там нет подобного рода услуг, точно будет востребовано», — уверен Березовский.

Российский рынок, впрочем, тоже еще не насыщен. «По мере роста благосостояния люди будут понимать, что душевное спокойствие — такой же товар, в который можно вкладывать деньги», — говорит основатель центра «Разумный путь» Александр Свияш. Как показывает пример Курпатова, деньги уже вкладывают.

Сила духа

Руководства по поискам смысла жизни — востребованный товар. Тиражам книг духовных гуру могут позавидовать авторы популярных детективов. Вот пять самых успешных представителей индустрии. - Ольга Промптова

  • Наталия Правдина

Специалист по фэн-шуй и позитивной психологии (Санкт-Петербург)

 

ТИРАЖ КНИГ 2 млн

ДРУГОЕ видеокассеты и CD для медитации, календари удачи, талисманы, энергетические картины, духи

  • Владимир Мегре

Лидер Общероссийского общественного движения «Звенящие кедры России» (Новосибирск) 
ТИРАЖ КНИГ 950‑000 
ДРУГОЕ кедровые орехи, масло, изготовленное по собственной технологии

  • Андрей Курпатов

Основатель Клиники доктора Курпатова (Санкт-Петербург), ведущий шоу «Все решим с доктором Курпатовым» на телеканале «Домашний»

 

[pagebreak]

ТИРАЖ КНИГ 584‑000

ДРУГОЕ консультации

  • Александр Свияш

Руководитель Центра позитивной психологии «Разумный путь» (Москва) ТИРАЖ КНИГ 200‑000 
ДРУГОЕ компьютерная система самопрограммирования на успех «Эффект»,CD

 
  • Андрей Левшинов

Основатель академии «Огненный веер» (Санкт-Петербург)

ТИРАЖ КНИГ 120‑000 экземпляров

ДРУГОЕ тренинги, энергетически заряженные кружки и футболки, календари биоритмов, исцеляющий посох для упражнений

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+