В 2003 году МИХАИЛ БЕЗЕЛЯНСКИЙ обещал открыть сто магазинов «Мосмарт» по всей России. Пока их только три. В чем дело?
Появление в Москве нескольких гипермаркетов изменило многие привычки москвичей. Поездка в огромный магазин на окраине города стала обязательным пунктом семейного досуга в выходные дни. Продукты, которые раньше считались деликатесом, вроде свежего тунца или соуса песто, продаются теперь килограммами и литрами. Кто перевернул быт столицы? Главное действующее лицо здесь — французская компания Auchan, открывшая уже пять своих гигантских магазинов (выручка в 2004 году — $870 млн). Роль второго плана исполняет российская сеть «Мосмарт» ($100 млн), созданная живущим в Лондоне предпринимателем Михаилом Безелянским.
Безелянский долгое время был одним из акционеров «Альфа-Групп» и курировал проекты, связанные с продуктами питания. В 2000 году он покинул компанию Михаила Фридмана, создал собственную фирму «Гиперцентр» и принялся подыскивать участки под будущие магазины. Идею строить гипермаркеты Безелянский вынашивал, еще работая в «Альфе». Финансирование его нового проекта обеспечил Сбербанк, открывший Безелянскому кредитную линию на $100 млн. Каковы итоги прошедшей пятилетки? «Заработанных в «Альфе» денег на жизнь хватает. Новый бизнес пока не кормит», — признается Безелянский в интервью Forbes.
Первый магазин «Мосмарт» открылся летом 2003-го: огромный зал, 42 кассы, 45 000 наименований товаров. «Как будто все по книжке сделано», — комментирует Александр Тишков, директор консалтинговой компании «Магазин магазинов». Так и есть: многое было сделано по книжкам, точнее — по переведенным с французского методическим пособиям розничной сети Carrefour. В этой компании с оборотом €88 млрд работал Эрик Блондо, менеджер, нанятый Безелянским управлять «Мосмартами». Адаптированными под российские реалии инструкциями руководствовались и при размещении товаров на полках, и при проведении маркетинговых акций, и при составлении памяток работникам.
Копируя работу с одной французской сети, «Мосмарт» одновременно бросал вызов другой — Auchan. Та к моменту открытия первого магазина Безелянского уже имела в Москве три гипермаркета. Вызов же заключался в том, что создатели «Мосмарта» пообещали открыть 100 магазинов по всей России и держать цены хотя бы на копейку, но ниже, чем у конкурента. Этот принцип сохраняется до сих пор — выборочно. Дело в том, что у каждого гипермаркета есть около 1000 ходовых позиций, на которые устанавливается минимальная наценка. По ним даже можно торговать себе в убыток ради привлечения посетителей — все равно основные деньги делаются на остальных товарах.
Первый «Мосмарт» в густонаселенном спальном районе на севере Москвы оказался успешным. По данным компании, его товарооборот за второй год работы вырос на 30%, в этом году ожидают роста еще на 20%. (Абсолютные данные компания не раскрывает.) Безелянский планировал сравняться с Auchan по количеству магазинов уже через полгода. Но его второй и третий гипермаркеты открылись только осенью 2004-го. Справедливости ради надо сказать, что французы тоже не сильно прибавили: всего два новых торговых центра.
Другое дело, что за время «пробуксовки» «Мосмарта» первые гипермаркеты Auchan вышли на полную мощность. По выходным и в вечерние часы их посетители вынуждены выстаивать по полчаса в очереди к кассам и караулить тележки — на всех не хватает. В гипермаркетах Безелянского такого ажиотажа не видно. А последний из трех «Мосмартов» откровенно пустует — слишком неудобно он расположен: на участке Московской кольцевой автодороги, где нет развязки. Это сказывается не только на объеме продаж. «Мосмарту» сложнее стало доказывать поставщикам, почему они должны устанавливать низкие цены при не сравнимых с Auchan объемах поставок. «У них очень высокие амбиции. Имея один магазин, они вели себя так, будто за ними мощь Сarrefour», — рассказывает один из поставщиков, отказавшийся от работы с «Мосмартом».
«Мосмарт» — любимый проект Безелянского, но не единственный. Весной 2003 года он приобрел у инвестиционной компании «Атон» 24% акций Московского жирового комбината. А почти одновременно с открытием первого «Мосмарта» стал обладателем пакета акций компании «Бумизделия», производящей школьные тетради «Восход». И в том и в другом случаях начались корпоративные войны с силовыми захватами предприятий, параллельными собраниями акционеров и т. д. Но в прошлом году из обоих проектов Безелянский вышел. «Когда стало ясно, что «Мосмарт» набирает ход, я принял решение свернуть все проектики», — скупо комментирует предприниматель. По крайней мере, теперь он больше времени мог уделять гипермаркетам.
К этому времени закончилась сбербанковская линия. Строительство одного гипермаркета обходится примерно в $30 млн. Плюс надо было финансировать покупку участков под будущие торговые центры. Весь проект мог бы застопориться, если бы в прошлом году Безелянский не договорился о партнерстве с инвестиционной компанией Eastern Property Holdings, а затем и со швейцарской торговой компанией Jelmoli. Среди акционеров обеих — Георг фон Опель, который инвестирует свои деньги в Россию и даже входит в совет директоров российской инвестиционной компании «Тройка Диалог». В мае «Гиперцентр», Eastern Property Holdings и Jelmoli создали СП, в котором основной пакет в 75% был отдан иностранцам.
Идея такая: новая компания будет строить большие торговые центры в Москве и других регионах, а «Мосмарт» (он по-прежнему принадлежит Безелянскому и его прежнему партнеру Андрею Шелухину) — открывать при них свои гипермаркеты. На первом этапе запланированы 10–12 торговых центров и $450 млн инвестиций в течение трех-четырех лет. Первый такой центр откроется в следующем году на юго-западе Москвы.
По совету инвесторов «Мосмарт» разработал проект магазинов поменьше — их будут размещать в чужих торговых центрах. «Это возможность расширяться в два раза быстрее», — объясняет Безелянский.
В сентябре вместе с новыми партнерами Безелянский осмотрел региональные площадки. В следующем году первые магазины откроются в Нижнем Новгороде и в Краснодаре.
С появлением у Михаила Безелянского нового партнера изменилось даже отношение поставщиков. «Раньше мы не работали с «Мосмартом». А сейчас начинаем сотрудничать на перспективу», — говорит один из крупных оптовиков, торгующих продуктами питания.
Безелянский все так же живет в Лондоне, но связывается с Москвой каждый день. Теперь он вновь мечтает догнать и перегнать Auchan. «Нам хочется открывать по 10–15 объектов в год», — говорит он. Не собирается ли он в итоге продать «Мосмарт»? «Если и будем продавать, то только за большие деньги, миллиарды долларов. И это реально».