Рынок мобильной связи в среднеазиатских республиках на пороге бурного роста. Кто из российских компаний снимет сливки?
На базаре у автостанции В Алма-Ате, в одном ларьке с шампунями или обувью, — карточки сотовой связи. Вопреки традициям азиатской торговли сбить цену на них не удается: продавцы ссылаются на фиксированные цены операторов.
Казахский рынок мобильной связи — самый развитый в бывших советских республиках Средней Азии. Проникновение сотовой связи (доля жителей, пользующихся этой услугой) здесь уже перевалило за отметку 20%, в то время как в других странах региона этот показатель по итогам 2004 года не превышал 7%. Мобильные телекоммуникации стремительно развиваются во всей Средней Азии. За год абонентские базы увеличиваются в разы. Занять место на перспективном рынке стремятся российские сотовые операторы. Заклятые конкуренты у себя на родине, здесь компании МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» практически не пересекаются. Каждая из них облюбовала свою страну. МТС даже две.
КАЗАХСТАН: ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ
МТС заметно опередила двух своих российских конкурентов на рынках СНГ — она работает еще на Украине и в Белоруссии. Это неудивительно, отмечает аналитик «Тройки Диалог» Евгений Голоссной: у первого московского оператора GSM была значительная фора во времени. Тем любопытнее, что по числу абонентов в Средней Азии она пока уступает «ВымпелКому».
В августе 2004 года оператор сети «Билайн» купил казахстанскую компанию «Кар-Тел», заплатив $350 млн за 100% акций и взяв на себя долги этой фирмы ($75 млн). Продавцы вели переговоры и с МТС, но та решила не рисковать. Повод для беспокойства действительно был. Во-первых, «Кар-Тел» занимает лишь второе место на рынке, уступая лидеру, компании «GSM Казахстан» (1,3 млн абонентов против 2,2 млн). Во-вторых, покупателям «Кар-Тела» пришлось объясняться с турецким фондом страхования вкладов. Дело в том, что до 2002 года «Кар-Тел» контролировала турецкая семья Узан, которая разорилась, оставив без денег многочисленных банковских вкладчиков.
Из других специфических местных проблем: долгие согласования. Например, на оформление установки одной базовой станции может уйти до года (а для интенсивного развития их нужно устанавливать сотнями). Это, конечно, задерживает развитие инфраструктуры.
И все же «Кар-Тел» активно расширяется. С тех пор как у компании появился новый хозяин, ее доля на рынке выросла с 27% до 39%. В целом, как уверяет гендиректор «Кар-Тела» Константин Марков, бизнес-климат Казахстана в чем-то даже проще российского: все вопросы телекоммуникационного рынка здесь решаются в столице. В России приходится заниматься политикой еще и на региональном уровне.
ТУРКМЕНИЯ: НЕЖДАННОЕ ОТКЛЮЧЕНИЕ
Туркменский рынок самый сложный. Тем не менее в июне нынешнего года МТС отважилась купить 51% акций главного местного оператора сотовой связи компании Barash Communications Technologies Inc. (BCTI). Практически монопольный статус достался МТС недорого — за $28 млн. В ВСТI обслуживаются 97% из 60 000 абонентов страны, остальные пользуются услугами государственной компании, получившей лицензию (у государства же) в прошлом году.
Вот вам превратности местного рынка: на следующий день после объявления о сделке с МТС туркменское минсвязи приостановило выданную BCTI лицензию. Работу восстановили через несколько дней — после того, как президент МТС Василий Сидоров слетал в Ашхабад и встретился с министром связи.
По словам директора МТС по связям с общественностью Павла Нефедова, представители компании пытались организовать встречу с министром еще до сделки, но безуспешно. Впрочем, по мнению экспертов, проблемы возникли на уровне первого лица государства. «Все крупные бизнес-сделки в Туркменистане контролирует один человек — президент Сапармурат Ниязов, — говорит завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. — А министры в этой стране не засиживаются на одном месте подолгу». Итог ашхабадского турне Сидорова: МТС обязалась в течение месяца заключить договор о дополнительных платежах в бюджет страны. Цифры пока не разглашаются.
МТС также контролирует узбекскую Uzdunrobita. Объем ее бизнеса меньше, чем у казахского «Кар-Тела», зато перспективы лучше: население Узбекистана в 1,6 раза больше, выше плотность населения — ключевой для операторов мобильной связи показатель.
ТАДЖИКИСТАН: ПОЛИГОН БУДУЩЕГО
Зарубежные активы третьего участника «большой тройки», «МегаФона», скромнее, чем у соперников. Притом что этот оператор первым начал экспансию в регионе. С 2001 года «МегаФон» владеет 75% акций таджикского оператора сотовой связи TT mobile. Низкие доходы местного населения и конфликты в стране пока не позволяли сотовым компаниям развиться. Сегодня сеть TT mobile обслуживает лишь около 60 000 абонентов.
Но вот что необычно: в одной из беднейших стран региона «МегаФон» решил наладить связь третьего поколения. Технологий, позволяющих с большой скоростью передавать данные (в частности, перекачивать по мобильной связи видеоизображения), в России пока нет, а в Душанбе — есть. Сетью 3G пользуется десяток корпоративных клиентов.
Зачем Таджикистану технология, которую в России собираются активно развивать лишь через 2–3 года? Похоже, «МегаФон» решил просто потренироваться на среднеазиатской республике. По словам замгендиректора «МегаФона» Игоря Никодимова, главная цель проекта — получить ценный опыт до начала строительства сетей третьего поколения в России.
ДОРОГИЕ АБОНЕНТЫ
Есть в Средней Азии и очевидные плюсы. Здесь — пусть и в урезанном виде — транслируется российское телевидение, и брэнды МТС, «Билайн» и «МегаФон» на слуху. И установлено советское еще телекоммуникационное оборудование, знакомое российским специалистам (а инженерам западных компаний — нет).
Лучшее доказательство веры в перспективы — суммы, которые россияне платят за сотовые компании региона. «Кар-Тел» был приобретен по «курсу» около $700 за абонента. Узбекскую Uzdunrobita МТС приобрела из расчета порядка $800 за абонента. Как отмечает Евгений Голоссной, операторов в российских регионах сегодня покупают из расчета $250–300 за абонента. Налицо большая премия за выход на незаполненные среднеазиатские рынки.