Проводной связи неизбежно придется «объединиться» с мобильной, а со временем и вовсе стать бесплатной
Когда вы в последний раз пользовались домашним телефоном? Ответить на этот вопрос городскому человеку уже непросто — получается, очень давно. Под рукой теперь всегда есть мобильный. В конце концов, если координаты всех знакомых хранятся в памяти сотовой трубки, набирать номер, держа в руках оба аппарата, просто неудобно. Домашних телефонов многих знакомых мы просто не знаем. Если верить статистике сотовых операторов, к началу лета число сотовых абонентов в России в два раза превысило число обычных телефонных номеров — 93 млн против 40 млн. Проводная связь уходит в прошлое? Российские чиновники от связи и руководители операторских компаний утверждают, что нет. Но всем ясно, что проводной связи (ее еще называют фиксированной, противопоставляя мобильной) придется сильно измениться.
КОНВЕРГЕНЦИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ
Десять лет назад сотовая связь была продуктом для избранных, «массовый клиент» пользовался проводной. Сегодня, как отмечает гендиректор компании «Комстар Объединенные Телесистемы» Семен Рабовский, ситуация близка к противоположной. Мобильная телефония становится массовым продуктом. А фиксированная дрейфует в сторону нишевых, специализированных услуг. Среди них кабельное телевидение (в том числе высокой четкости) и скоростной интернет. Модный термин: Triple Play, «три в одном» — голос, телевидение и интернет по одному проводу.
Здесь эфирная связь, во всяком случае пока, не может соревноваться с проводной. Беспроводная телефония имеет существенные технологические ограничения. Пропускная способность радиоэфира ограничена (в отличие от провода, рядом с которым можно проложить другой такой же), приходится искать компромисс между числом абонентов и качеством сигнала у каждого из них. Отдельная проблема — электромагнитная несовместимость устройств (многие видели, как беспроводной телефон создает помехи телевизору или компьютеру), индустриальные и природные помехи.
«Конечно, и по проводным сетям бывает трудно прозвониться. Но это следствие экономических соображений: оператор счел, что слишком большое резервирование каналов ему невыгодно. А в беспроводной связи есть «генетические» ограничения», — рассказывает Виталий Слизень, директор департамента госполитики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи.
Естественно, разработчики мобильных сетей пытаются преодолеть барьеры. Чтобы сделать сети более емкими, они повышают частоту сигнала и уменьшают размеры сот (тогда на каждую из них приходится меньше абонентов). Когда-то операторы первого поколения имели несколько базовых станций на город. Сегодня в густонаселенных районах «соты» GSM стоят в километре друг от друга, а в деловых и торговых кварталах даже чаще. Размер зон Wi-Fi и того меньше — 150–200 м. Но все эти многочисленные базовые станции соединены между собой проводами.
«Уже сегодня 95% инфраструктуры мобильного оператора — проводная связь, — говорит Слизень. — И эта тенденция сохранится. В будущем мобильная связь будет беспроводной буквально на последних метрах, с проводной инфраструктурой до каждой квартиры. Вот это и будет фиксированная связь завтрашнего дня».
Конвергенция фиксированной и мобильной связи — очевидный сценарий развития отрасли. Российские проводные операторы уже интересуются беспроводными «последними метрами». К примеру, «Комстар» активно развивает Wi-Fi в Москве и области.
Но объединение — дело будущего. Сегодня сотовые и проводные сети являются конкурентами. И чтобы достойно выглядеть на фоне мобильных операторов, проводные обновляют инфраструктуру и вводят новые услуги. Как рассказывает гендиректор Московской городской телефонной сети (МГТС) Алексей Гольцов, к будущей зиме абоненты цифровых АТС Москвы (их будет больше миллиона) смогут с городских телефонов осуществлять переадресацию звонков, пользоваться конференц-связью, ожиданием и удержанием вызова (поступивший звонок «висит» на линии, пока абонент закончит предыдущий). Будет также введен сервис «горячая линия» — если человек поднимает трубку и не нажимает на кнопки, через несколько секунд телефон автоматически звонит на заранее запрограммированный номер (это удобно для детей и престарелых). «Все эти услуги широко распространены в сотовых сетях. Каждый понимает, зачем это нужно, как этим пользоваться. Соответственно высока готовность к их потреблению», — объясняет Гольцов. Кроме этого, МГТС тестирует такие услуги, как голосовая почта и отправка/прием SMS с городского телефона.
По внедрению новых технологий, в частности по уровню развития «цифровых» услуг», МГТС уступает многим региональным сетям, рассказывает аналитик компании «Атон» Елена Баженова. В среднем по стране цифровыми АТС обслуживаются 55–60% абонентов, у МГТС — около 24%. Однако в МГТС обещают, что через 5–6 лет столичная городская сеть станет полностью цифровой. В ближайшие два года компания планирует потратить на модернизацию 10 млрд рублей. Скептики, впрочем, считают, что новые услуги вряд ли заметно увеличат доходы компании. По мнению аналитика J’son & Partners Бориса Овчинникова, спрос на такие сервисы в городской сети не очень велик.
ВОСЬМЕРКИ, НОЛИ И ПРЕФИКСЫ
Мало того что появятся новые, сугубо цифровые услуги, но изменятся и привычные.
Так уж исторически сложилось, что выход на междугородную связь в российских телефонных сетях через «восьмерку». Но абонентов становится все больше, а номерная емкость ограничена. Исключать из оборота десятую часть всех номеров (от 800-0000 до 899-9999) неразумно. К 2008 году Мининформсвязи обещает перевести Россию на принятый во многих странах стандарт: междугородная связь через «ноль», а международная — через два «ноля».
Начинающихся с нуля номеров городских телефонов нет, кроме некоторых аварийных и сервисных служб. Им придется сменить номера. Вместо «01», «02», «03», «04» в России появится единый телефон аварийной службы «112». Запомнить его поможет опыт сотовой связи: в сетях GSM «112» — единый телефон службы спасения, по которому можно позвонить, даже если в телефоне нет SIM-карты.
Придется заменить и региональные коды, которые начинаются с ноля, — чтобы автоматика не путала их с выходом на международные линии. Московский «095» изменится на «495». Более десятка других городских кодов с первой цифрой «ноль» тоже станут начинаться с «четверки».
Но переход с «восьмерки» на «ноль» — не главное изменение, которое предстоит пережить российской междугородке. Сейчас обычная междугородная связь осуществляется по каналам монополиста — компании «Ростелеком». Но в конце мая Россвязьнадзор начал выдавать новые лицензии на оказание услуг дальней (междугородной и международной) телефонии. Три первых лицензиата («Центринфоком», МТТ и «СЦС Совинтел») скоро получат необходимые документы — и у россиян появится выбор. По уверениям Слизеня, это вопрос ближайших месяцев.
Для абонента нововведение будет выглядеть так. После «ноля» перед кодом региона нужно будет ввести две цифры «префикса», указав тем самым, услугами какого оператора дальней связи вы хотите воспользоваться. Те, кто не хочет разбираться с этим разнообразием, смогут просто написать заявление в местную телефонную сеть, согласившись на услуги какого-то одного дальнего оператора. Тогда все будет по-прежнему, без дополнительных двух цифр — код региона сразу после выхода на межгород.
Есть и другой выход. Выбор оператора можно поручить компьютеру, во всяком случае в сложных офисных системах. Семен Рабовский предвидит появление программ, автоматически выбирающих самую выгодную дальнюю связь в зависимости от времени суток или региона, в который нужно позвонить. (Скорее всего, у каждого оператора будет своя гибкая тарифная сетка — точно так же, как сейчас у сотовых компаний.)
Ну а если вы будете пользоваться несколькими операторами межгорода — не удивляйтесь, что вам будут приходить несколько счетов. Важная деталь — сейчас за неоплату междугородных счетов абонента отключают. С появлением альтернативных операторов эта практика должна прекратиться: не оплатив счет одной компании, можно будет продолжать пользоваться услугами другой. Хотя аналитики убеждены, что в конечном счете эту «свободу не платить» непременно ограничат.
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ
По данным J’son & Partners, оборот фиксированной связи в стране растет примерно на 20% в год, в 2004 году он составил $7 млрд (с учетом услуг передачи данных — $8,4 млрд). При этом 45% доходов проводной телефонии приходится на дальнюю связь.
Через несколько лет местная связь в России немного подорожает — средний счет абонента вырастет процентов на 20. Зато тарифы на междугородную связь процентов на 30 снизятся, считает Елена Баженова из «Атона».
Рост стоимости местной связи происходит постепенно, он искусственно сдерживается государством. Но даже если отвлечься от социальной политики, потенциал роста этих тарифов невелик. По мнению Баженовой, средний месячный счет за местную связь не может потяжелеть больше, чем на пару долларов (с $6 до $8–9). Иначе люди начнут отказываться от фиксированной связи в пользу мобильной.
Для ускоренного перехода на сотовую связь у них может появиться дополнительный повод. Российские чиновники задумали сделать все звонки с городских номеров на мобильные того же региона платными. (Сегодня москвич может бесплатно позвонить из дома или офиса на мобильную трубку московского оператора).
Сколько именно будут стоить такие звонки, пока неизвестно. Замминистра информсвязи Борис Антонюк озвучил цифру: 1,80 рубля за минуту. То есть около 6 центов. Для справки: на Украине минута соединения городского с мобильным стоит 20 центов, в Западной Европе — 25–30 центов. По мировым меркам цифра, озвученная российским чиновником, невелика. Но и она вызвала протесты депутатов Госдумы и защитников прав потребителей. Тогда связисты махнули рукой: пусть цену устанавливает Федеральная служба по тарифам.
Введение платы за такие звонки в первое время повысит доходность местной связи (что на руку холдингу «Связьинвест», который государство планирует рано или поздно полностью приватизировать), но затем ожидается усиленный переток граждан на сотовую связь. Тем более что последняя подешевеет: если за звонок с городского на мобильный в Москве платит абонент МГТС, логично, чтобы для принимающего абонента он был бесплатным. «Отношения проводных и сотовых операторов должны быть симметричными», — считает Слизень.
Впрочем, для введения принципа CPP (Calling Party Pays — «кто звонит, тот и платит») нужно еще принять несколько нормативных актов, в том числе уровня законов. Вот лишь один вопрос, над которым предстоит поломать голову: если за звонок с городского телефона на сотовый будут брать особую плату, как быть с «прямыми» (в Москве с кодом «095», в Питере — «812» и т.п.) номерами сотовых телефонов, которые и так обходятся абонентам дороже?
В министерстве предлагают такой вариант. У каждого пользователя сотовой связи будет «федеральный» номер (с кодом «903», или «910», или «926» и т.п.). Если абонент захочет, он сможет еще заключить договор с оператором фиксированной связи на переадресацию, получив дополнительно и «прямой» номер. И тогда звонящий будет платить за звонок с городского номера на городской, а переадресацию будет оплачивать получатель звонка. Именно так сегодня происходит, например, в роуминге сотовой связи. Если вы уехали за границу, те, кто вам звонит, оплачивают лишь связь с вашим московским номером, а «доставку» звонка до другой страны оплачиваете вы сами.
Начатая государством либерализация дальней связи может привести к снижению ее тарифов разве что через 2–3 года. Резкого и быстрого удешевления не ожидается, отмечает Баженова. Дело в том, что у новых обладателей лицензий сегодня нет охватывающих все регионы сетей, сравнимых с сетью «Ростелекома». Значит, они будут вынуждены использовать каналы связи старого монополиста — и будут зависеть от его расценок. Сеть, сравнимая с ростелекомовской, есть у компании «Транстелеком», созданной «Российскими железными дорогами». Если этой фирме выдадут лицензию на межгород в ближайшее время, она начнет активно работать с массовыми абонентами в лучшем случае в 2007 году.
В конечном счете удешевление междугородки, по мнению экспертов, неизбежно. «Новым игрокам логично заявить о себе демпингом. Но чтобы демпинг заметили, речь должна идти о десятках процентов», — говорит руководитель аналитического управления «Уралсиба» Константин Чернышев. Тем более что снижать тарифы на дальнюю связь уже начали отечественные сотовые компании, у которых она была дороже, чем в проводной связи. В конце весны «МегаФон» ввел новый тариф на звонки в США, Канаду и большинство стран Западной Европы по 3 рубля за минуту.
И это не предел. Эксперты обещают, что рано или поздно телефонная связь станет и вовсе бесплатной. «Голос» может стать просто даровым приложением к услугам передачи данных, объем которых существенно вырастет, считает Рабовский.
«Мое сугубо личное мнение: соединение с целью поговорить с другом должно стоить ноль, — заявляет и Виталий Слизень. — Стоить денег должна только информация — скажем, если человек по телефону получил справку. И часть этих денег контент-провайдер отдаст оператору связи».
По его словам, сейчас российскую телекоммуникационную отрасль реформируют именно таким образом, чтобы развивался контентный бизнес. Связь демонополизируется «горизонтально», а не «вертикально» — к абонентам на одной и той же территории получают доступ несколько операторов. И чтобы выделиться на фоне других, им придется изобретать все новые информационные и развлекательные услуги.
Кстати, бесплатно предоставлять телефонную связь — и местную, и дальнюю — может абсолютно любая компания. Уже сегодня, и без всякого разрешения официальных органов. По российскому «Закону о связи» лицензированию подлежат лишь возмездные услуги.