Что может получиться, когда наследный принц становится девелопером
Главным успехом арабских скачек «Дубай Интернэшнл», которые состоялись в Ньюбери (Великобритания) в июле 2004-го, стала не победа скакуна О Ройял, который обошел всех на пять корпусов. Публику поразили призы — два золотых слитка по $9000 каждый от спонсора состязаний, дубайской девелоперской компании Nakheel LLC. Этот остроумный ход помог Nakheel привлечь внимание сотен толстосумов. В переживающем строительный бум Дубае они выстроились в часовую очередь, чтобы узнать о 12 топ-проектах компании.
Наибольший ажиотаж вызывает «Мир». Грандиозное строительство, в которое вложено $4 млрд, завершится в 2008 году. Напротив порта ОАЭ в Персидском заливе вырастет архипелаг из 300 рукотворных островов, который воссоздаст карту мира, причем названия многих объектов собственности соответствуют реальной географии. Там найдется «Ирландия», «Таиланд» и даже «Сургут». Уже готовы десять островов, каждый площадью несколько гектаров в среднем. Не желаете ли «Москву», сжатую до 4,3 га и отстоящую от оригинала на 4400 км? Можете получить ее за несколько миллионов долларов.
Пятнадцать объектов, в том числе «Кувейт» и часть «архипелага Австралия», уже проданы за общую сумму $500 млн. Крупный корпоративный инвестор — кувейтская инвестиционная группа Efad Holding Co. Среди частных владельцев есть знаменитости: поговаривают, что рок-звезда Род Стюарт выложил $30 млн за «Великобританию». Ходят слухи, что другим собственником стал Аль Пачино.
«Мир» — самый амбициозный проект развития Дубая, часть грандиозного плана по привлечению богатых иностранцев к этому свободному от налогообложения городу-государству, который вынашивает Мухаммед бен Рашид аль-Мактум, наследный принц Дубая. Он надеется, что инвесторы и туристы помогут компенсировать эмирату потерю доходов от нефти, которые, как ожидается, к 2020 году могут совсем прекратиться. Романтик Мухаммед, который в свободное от продвижения Дубая время выступает со своими поэтическими сочинениями в Интернете, вот уже три года успешно руководит Nakheel. Эта частная компания отвечает за многие амбициозные проекты. «Затерянный город» — это виллы, таунхаусы и поле для гольфа на 18 лунок. Кроме того, уже осуществляется трехмиллиардный проект по созданию двух островов в форме пальм с многочисленными отелями, два из которых будут принадлежать Fairmont Hotels & Resorts и Hilton International. Одним из главных инвесторов острова Палм Джумейра является Kerzner International Limited, спроектировавшая «Атлантис» на Багамах. Рекламируя Пальмовые острова, Nakheel обещает сюрприз: в окружающем острова рукотворном рифе удачливых ныряльщиков ждут слитки золота.
Проекты позиционируются как укромные уголки для гедонистов, где можно хорошо отдохнуть, а заодно хорошо заработать. Вахид Аттала, коммерческий директор Nakheel, призывает потенциальных инвесторов дать волю фантазии: устроить тренировочные лагеря ниндзя, караванные пути, кулинарные училища, да что только в голову не придет. На острова, которые представляют собой целый мир, можно будет попасть только на вертолете или по морю. Nakheel всеми силами пытается угодить клиентам. «Я не собираюсь строить «Африку» раньше, чем «Европу», или «Латинскую Америку» после «Азии», — говорит Аттала. — Если инвестор спешит, мы просто приказываем подрядчику выполнить его заказ в первую очередь».
Однако очень немногие американцы торопятся вступить в игру. Руководство Nakheel убедилось в этом на ланче в нью-йоркском клубе «21», где встретились 75 потенциальных инвесторов. Собравшиеся, в том числе Джон Мэк, тогда содиректор Credit Suisse Group, и Ричард Х. Ботт, зампредседателя совета директоров Morgan Stanley, были обеспокоены тем, что столь выдающийся комплекс может привлечь внимание террористов.
Известный американский девелопер миллиардер Дональд Трамп, присутствовавший на ланче, заинтригован и собирается посетить Дубай в феврале: «Потрясающе! Они засыпают океан!» Однако и он пока осторожен. «Через три года мир может стать лучше — или хуже, — отшучивается Трамп. — Увидим».
Существуют и иные риски. В Эмиратах нет закона, который позволял бы иностранцам покупать землю. До сих пор курортные компании чаще всего становились собственниками на паях с арабами. На сегодняшний день Nakheel предлагает условия аренды на 99 лет, а это устраивает не всех потенциальных инвесторов. Кроме того, многие на Западе просто не знают о Дубае. Известный промоутер Дон Кинг, который недавно прилетел в Дубай, был удивлен, увидев современные дворцы из стекла и бетона, а не шатры кочевников. Он сказал, что собирается организовывать соревнования по боксу в Дубае и думает о том, чтобы приобрести один из островов «Мира», но окончательного решения еще не принял: «Пока острова — просто кучи грязи».
В 2005 году Nakheel собирается провести традиционную американскую маркетинговую кампанию: реклама на телевидении, в печати, на улицах и в Интернете. Эту возможность им любезно предоставляет нью-йоркское отделение рекламного гиганта Interpublic Group — FutureBrand. «Добро пожаловать в «Мир»: 300 частных островов, 300 осуществленных фантазий!» — призывает один из слоганов. Другой хвастливый слоган: «Собственный самолет? Да. Собственная яхта? Да. Собственный остров? (В конце концов для яхты нужен причал!)»
Даже небольшой интерес со стороны крупных частных инвесторов и корпоративных гигантов привлечет других, считает глава Nakheel Аттала: «Нам нужны имена. Нам нужны люди с брэндами. Нам нужны знаменитости».
Похоже, Nakheel придется расстаться еще с несколькими золотыми слитками.