К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Формоза» outside


Конфликт с Intel, увольнения топ-менеджеров. Что дальше?

АВТОР: Диана Вайнберг

В компании «формоза» идет большая реорганизация. В 2000–2001 годах, по данным аналитиков агентства IDC, эта фирма была лидером по продажам персональных компьютеров. В третьем квартале 2004 года IDC не включило ее даже в пятерку крупнейших игроков. В чем причина? По всей видимости, спад начался с конфликта «Формозы» с крупнейшим мировым производителем процессоров — компанией Intel.

Intel безраздельно правит на рынке, ее процессорами оснащены около 85% компьютеров в России. Такая популярность — следствие мощной маркетинговой поддержки: компания в отличие от своих конкурентов (AMD например) ежегодно тратит миллионы долларов на собственную рекламу. Кроме того, у Intel существует программа спонсорства рекламы партнеров. Суть ее в следующем. При продаже процессоров российским сборщикам Intel перечисляет в маркетинговый фонд до 6% от стоимости контракта. После этого сборщик может возмещать из средств фонда до 80% затрат на продвижение собственной продукции. Если полоса рекламы в журнале стоит, скажем, $10 000, то производителю компьютеров достаточно будет оплатить лишь $2000, остальное внесет фонд. Обязательное условие: в рекламе компьютеров должен фигурировать логотип Intel Inside.

 

При всей своей эффективности эта программа открывала возможности для мелкого мошенничества — например, производитель компьютеров мог неформально договориться с изданием о существенных скидках на размещение рекламы, а компания Intel, ни о чем не догадываясь, тратила деньги фонда по максимуму, исходя из прейскуранта. Дополнительный доход участники неафишируемой сделки могли поделить между собой.

«Формоза» была участником программы Intel Inside с 1995 года и входила, по словам Алексея Наволокина, руководившего российским офисом Intel в 2000–2003 годах, в десятку крупнейших партнеров. Но в мае 2002 года она была неожиданно исключена из списка счастливцев. Кроме того, она потеряла возможность покупать процессоры на привилегированных условиях — по партнерским, пониженным ценам.

 

В Intel комментировать причины разлада с «Формозой» отказываются, ссылаясь на корпоративный запрет разглашать информацию об отношениях с партнерами. Представители компьютерных фирм, которые остаются в партнерах Intel, высказали предположение, что «Формоза» могла попасться на нарушении договоренностей с американской компанией. Например, вместо того чтобы устанавливать приобретенные у Intel процессоры на свои компьютеры в России, фирма могла перепродавать их в других странах. Такие действия могли сорвать глобальные планы продаж компании Intel.

Генеральный директор «Формозы» Александр Купряшкин в интервью Forbes не стал опровергать эту версию. «Ни один прямой партнер Intel не свободен от подобных претензий, — предположил Купряшкин. — У Intel хорошая служба безопасности, и они имеют компромат на всех. Нельзя сказать, что к нам у них были какие-то особые претензии».

Действительно ли нарушения соглашений — обычное дело на рынке? Другие партнеры Intel не желают распространяться на эту тему. Например, Сергей Пацкевич, вице-президент по маркетингу компании Marvel, одного из российских дистрибьюторов Intel, отказался отвечать как на вопрос, нарушает ли его компания правила, установленные Intel, так и на вопрос, могут ли быть подобные нарушения у его коллег по цеху.

 

Как бы то ни было, в 2003 году из «Формозы» были уволены два ключевых топ-менеджера — управляющий Олег Фефелов и его жена, вице-президент фирмы Светлана Тулаева. По словам Купряшкина, конфликт с Intel сыграл определенную роль, хотя у уволенных было немало и иных менеджерских ошибок. Это косвенно подтверждает Николай Казак, приглашенный в «Формозу» в 2003 году в качестве консультанта по налаживанию бизнес-процессов. Он так описывает состояние системы управления компании на тот момент: «Элементарные вещи не были сделаны». По словам Казака, в компании не было бюджетирования, не существовало точной управленческой отчетности.

Покинувшие «Формозу» менеджеры открыли собственную фирму, торговавшую ПК, — «Кибертронику». Летом 2004 года Олег Фефелов был убит (следствие по этому делу не завершено). После его смерти «Кибертронику» возглавила Светлана Тулаева.

В «Формозе» утверждают, что потери от разрыва отношений с Intel оказались «незначительными». Финансовые показатели компания не раскрывает; по оценкам, в 2003 году объем продаж «Формозы» составлял $350 млн. Теперь компания закупает процессоры (они составляют около 20% стоимости компьютера) у российских и иностранных дистрибьюторов Intel, в связи с чем теряет несколько долларов на каждом ПК. Сейчас «Формоза» избавляется от непрофильных подразделений — закрыты, например, транспортное подразделение, отдел разработки программного обеспечения, производство мониторов. Возможно, все было бы иначе, если бы отношения с Intel не разладились.

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+