Давид Ян проиграл большой бизнес и открывает маленькое кафе
Давид Ян сидит за столиком в собственном кафе FAQ — новом московском заведении неподалеку от Манежной площади. Он объясняет корреспонденту Forbes, как нужно есть осетрину: непременно с базиликом и лучше приправить блюдо кусочками авокадо.
У 36-летнего бизнесмена достаточно свободного времени, чтобы вникать в кулинарные тонкости, да и денег на кафе с осетриной хватает. В своей фирме ABBYY — одной из крупнейших среди производителей ПО в России — Ян фактически отошел от дел, оставшись председателем совета директоров. При объеме продаж в $23 млн (в 2003 году, оценка РБК) ежедневное участие Яна компании ABBYY не требуется. А другой, более амбициозный бизнес Яна четыре года назад захлебнулся. Американские аналитики предрекали его компании Cybiko сотни миллионов долларов продаж ежегодно. Но Давид Ян проиграл конкурентам — и в ноябре стал владельцем московского кафе.
Родители Яна — студент-китаец и армянка из богемной семьи — познакомились на физфаке МГУ в конце 50-х. В конце 80-х сам Давид Ян учился в Московском физико-техническом институте. В этом вузе серьезно подходили к изучению языков, и приходилось постоянно листать толстые словари. В 1989 году у Яна возникла идея создать удобный в пользовании электронный словарь. Он решил, что на этом можно заработать, и привлек к делу знакомого программиста Александра Москалева. Партнеры основали компанию Bit Software. Москалев разрабатывал продукт, Ян занимался коммерческими вопросами.
К тому времени в России уже существовали программы-словари для ПК. Но Ян, по его собственному признанию, узнал об этом, только когда уже ввязался в проект. Тем не менее продукт Bit Software, электронный словарь Lingvo, неплохо продавался — в первый же год Ян заработал около 200 своих стипендий.
В 1993 году Bit Software выпустила по-настоящему новаторскую вещь. У многих людей и организаций часто возникает потребность распознавать отсканированный текст. К тому времени в России уже существовали программы, умеющие это делать. Но они различали только определенные шрифты. Ян и Москалев вдохновили своих программистов на создание универсального «чтеца» под названием FineReader. Даже сейчас рыночная доля этой программы в России, по данным агентства ITResearch, составляет 94%. И в некоторых странах Европы — около 50%.
Менеджерам Bit Software удалось поставить программистов в жесткие рамки бизнес-процесса. «Мы руководим учеными, которые экспериментируют, — рассказывает Сергей Андреев, в 1991 году пришедший в фирму Яна на должность коммерческого директора. — Только в науке отрицательный результат — тоже результат, а в бизнесе нужно постоянно улучшать продукт».
Руководители Bit заинтересовались зарубежными рынками. И выяснили, что их программа превосходит по качеству разработки многих иностранных конкурентов. Ян и партнеры переименовали свою компанию в ABBYY и начали осваивать экспорт. (По официальной корпоративной легенде, слово «аби» переводится с одного из древних языков как «ясный глаз». По другой версии, такое название просто позволяло компании занимать первые места в алфавитных списках.) К 1998 году уже больше половины оборота ABBYY приходилось на долю зарубежных продаж.
Развивая успех, Ян зарегистрировал новую фирму Cybico и затеял еще более грандиозный проект. Он объединил разработчиков, которые смогли создать революционное устройство для пересылки текстов. Представьте себе карманный гаджет, в который человек заносит информацию о себе и своих интересах. Отправленное сообщение получают все обладатели таких же устройств в радиусе 100–150 метров. Чтобы заинтересовать новым устройством (Xtreme) подростков, в него добавили игр и прочей молодежной мишуры.
В 1999 году были готовы три работоспособных устройства-прототипа. Сотня российских специалистов ежедневно создавала новое приложение (в таком режиме они проработали полтора года). Делать «железо» поручили тайваньской компании. «При общении с инвесторами надо понимать главное: они любят вкладываться не в идею, а в людей, — говорит Ян. — Причем одного человека, автора идеи, естественно, недостаточно. Нужно показать команду».
Ян нашел инвесторов, вложивших в проект Cybiko несколько миллионов долларов. Среди них были иностранные венчурные фонды и владелец российской компании LV Finance Леонид Рожецкин. Однажды на одном из отраслевых форумов к Давиду Яну подошел Йоси Варди, создатель всемирно известной программы для общения в интернете ICQ, права на которую теперь принадлежат телекоммуникационному гиганту AOL. Он организовал Яну встречу с главой компании мультимиллиардером Стивом Кейсом. Через несколько месяцев AOL вложила в Cybiko около $30 млн.
Ян перевез за океан жену и ребенка и сам переселился в Штаты. Десятки миллионов долларов вложений, по прогнозам аналитиков, вот-вот должны были превратиться в сотни. Но за 2000–2001 годы компания смогла продать лишь 500 000 устройств примерно по $100 каждое, выручив около $50 млн. Менеджеры компании не смогли объяснить большему числу потребителей, в чем крутизна нового гаджета. Даже менеджеры в магазинах порой не понимали, на какие полки ставить необычное устройство — к карманным компьютерам или к радиостанциям.
И тогда группа акционеров Cybiko во главе с инвестиционным фондом Sun Capital Partners потеряла терпение. Ян был отстранен от руководства проектом, компанию разделили на четыре фирмы для распродажи активов. По словам одного из инвесторов Cybiko, ни ему, ни его партнерам вернуть вложения не удалось.
Год назад Ян с семьей вернулся в Москву. До минувшей осени он не занимался ничем серьезным, кроме выступлений перед бизнесменами в московских бизнес-школах. Разве что время от времени участвовал в делах родной фирмы — раз в месяц заседал в совете директоров и иногда брался за некоторые мелочи. «В этом году, перед выпуском новой версии Lingvo, я неделю добивался идеальной эргономики одного окошка», — рассказал Давид в интервью Forbes. А потом затеял новый маленький полубизнес-полуразвлечение. Взяв в аренду помещение в Газетном переулке, он открыл в нем кафе-клуб FAQ: для художественных выставок, других арт-проектов, да и просто чтобы было где поесть и провести вечер в кругу друзей.
В этот бизнес он не приглашает сторонних инвесторов. И говорит, что не очень надеется вернуть вложения, хотя рассчитывает, что FAQ станет прибыльным предприятием. В его кафе посетители смогут обмениваться текстовыми сообщениями — писать друг другу на стенах, которые специально оставлены белыми. «Неправильные» записи на стенах будут выбеливать модераторы.