Анастасия Оситис проиграла рынок проводной связи. Сохранит ли она свою компанию?
Утром 9 июля в офис компании АСВТ вернулась эпоха передела собственности. К зданию на севере Москвы подъехал автобус с табличкой «Покупаем акции АСВТ».
С тех пор он часто дежурит на том же месте. Гендиректор АСВТ Анастасия Оситис нервничает. Она считает, что скупщики работают по заказу АФК «Система». Телекоммуникационному гиганту якобы нужен не сам бизнес АСВТ с оборотом в 2003 году в $30 млн, а принадлежащие компании 1,5% акций МТС, крупнейшего мобильного оператора России. Рыночная цена этих акций составляет $200 млн. Ничего более ценного за 14 лет работы в АСВТ Оситис не приобрела. История ее компании похожа на цепь упущенных возможностей.
Жизнь сотрудника техотдела Московской городской телефонной сети (МГТС) Анастасии Оситис круто изменила московская Олимпиада-80 — ей тогда был 31 год. Правительство СССР приказало к началу Игр создать в столице сеть связи, объединяющую спортивные сооружения и места проживания участников.
Оситис в числе других специалистов обслуживала эту систему. После Олимпиады на базе сети была создана телефонная сеть «Искра» — по престижу она уступала только АТС-1 и АТС-2, которыми пользовались чиновники высшего уровня. Пятизначные номера «Искры» получили директора крупных заводов.
За московскую часть «Искры» отвечал департамент МГТС — служба спецсредств. В конце 1980 года начальник МГТС Виктор Васильев назначил Оситис главой службы. Под ее опекой оказалась и система беспроводной связи «Алтай», которая обслуживала автомобили и дачи важных чиновников.
Через десять лет после Олимпиады телефонная сеть начала терять клиентов. У многих государственных учреждений и заводов больше не было денег на оплату услуг. В 1990 году глава МГТС Васильев добился у Министерства связи разрешения выделить «Искру» и «Алтай» в дочернее предприятие для услуг частным клиентам. Предприятие назвали АСВТ.
В 1992 году правительство приватизировало компанию, и через несколько лет контрольный пакет ее акций оказался распылен между сотрудниками. Клиентами частного провайдера вскоре стали 1000 банков и бирж. Казалось, перед АСВТ открываются прекрасные перспективы. Но надежды не оправдались. Виктор Васильев помог Оситис стать главой частной компании, но не обеспечил ей монополию. МГТС выступила соучредителем еще нескольких совместных предприятий. Еще в 1989 году была организована сеть «Комстар» — соучредителем стала британская компания GPT Ltd., подразделение Marconi Communications. В 1991-м появилась «Комбеллга» — вместе с французской Alcatel и бельгийской Belgacom. В 1993 году возникла «Телмос» — в нее инвестировала американская AT&T.
Новички уводили у АСВТ клиентов — а Оситис тратила время и деньги на малозаметные улучшения технологии. В частности, АСВТ проложила собственные каналы связи между столичными АТС. Конкуренты, напротив, не торопились обрастать инфраструктурой. Зачем, если можно было спокойно пользоваться каналами МГТС?
«АСВТ проиграла из-за недостаточной подготовки в маркетинге», — говорит соначальник отдела аналитических исследований Альфа-банка Андрей Богданов.
Через несколько лет такой работы АСВТ отстала от лидеров сектора. «Оказавшись в капиталистической системе, мы только года через четыре поняли, где находимся», — признает Оситис.
Еще одной упущенной возможностью стала сотовая связь. Мало кто помнит, что именно Анастасия Оситис была первым президентом МТС. В 1993 году МГТС создала компанию «Мобильная Москва» («ММ»). АСВТ, фирма с опытом беспроводной связи в столице, получила пакет акций в 19%. В кресло руководителя «ММ» Васильев посадил свою протеже.
«ММ» выиграла конкурс на получение лицензии на работу в стандарте GSM в Москве. Вскоре компания была переименована в «Мобильные ТелеСистемы» — МТС. Ее крупнейшим владельцем стала дочерняя структура компании Deutsche Telekom. По одной из версий, немецкие акционеры компании не нашли общего языка с Оситис. Как человек, близкий к спецслужбам, она всегда с подозрением относилась к иностранцам. Да и вообще она не большой дипломат. Коллеги по телекоммуникационному бизнесу называют ее «железной леди» и вспоминают, что она могла, например, публично отчитать министра связи. Ее отношения с Виктором Васильевым тоже испортились. В результате российские и иностранные учредители МТС договорились, что президентом компании станет не Оситис, а бывший коммерческий директор АСВТ Михаил Смирнов.
В конце 1994 года Виктор Васильев скоропостижно скончался. Новым главой МГТС стал его заместитель Владимир Лагутин. В 1995 году началась приватизация столичного телефонного монополиста, в результате которой он подпал под контроль компании «Московский комитет по науке и технологиям», учрежденной правительством Москвы. Из этой структуры впоследствии выросла АФК «Система».
Глава «Системы» Владимир Евтушенков сразу же начал консолидацию акций МТС. Оситис не хотела продавать свои акции, и тогда некая новорожденная компания затеяла попытку враждебного поглощения самой АСВТ. В 1996-м Оситис уступила «Системе» свой 19-процентный пакет, после чего ее компанию оставили в покое.
Цену той сделки ни одна из сторон до сих пор не хочет разглашать. Но небольшой пакет акций в руках Оситис все же остался. Около 3% МТС до сих пор принадлежит компании «ВАСТ», которая на 51% принадлежит АФК «Система», а на 49% — АСВТ.
В середине 90-х эти акции не очень интересовали «Систему» — контроль над МТС она и так получила. Но к 2004 году цена 1,5-процентного пакета выросла до $200 млн. И менеджеры АФК «Система», к несчастью Оситис, о нем вспомнили.
«Система» и АСВТ могли бы просто ликвидировать свое совместное предприятие «ВАСТ» и поделить акции пополам. Тем более, что как раз половину этого пакета «Система» уже учитывает в числе 50,4% акций МТС, которые она контролирует. Но телекоммуникационный гигант мог бы получить все 3%. По словам Оситис, ей уже якобы предлагали отступные — сначала десятки тысяч долларов, а затем и $20 млн. Но Анастасия Оситис говорит, что хочет получить за акции рыночную цену. Договориться пока не удалось, и у офиса АСВТ появился автобус со скупщиками акций.
Руководители АФК «Система» отрицают свою причастность к этой операции. И неясно, продал ли кто-то из сотрудников АСВТ свои акции скупщикам. Оситис говорит, что регистрировать сделки в реестре никто пока не пытался. У компании более 100 владельцев небольших пакетов — Оситис уверена в 80% из них. Но в 1996 году немало лояльных ей людей продали свои бумаги таким же скупщикам.
Будущее Анастасии Оситис как бизнесмена под угрозой. Даже если она сохранит контроль над АСВТ, ее фирма так и останется небольшой компанией с нишевым бизнесом. А на рынке проводной связи идет консолидация и мелким игрокам будет крайне непросто выжить, считает аналитик компании «Тройка Диалог» Евгений Голоссной.
Больше половины рынка уже поделено между двумя крупнейшими игроками. Одного из них — «Голден Телеком» с оборотом в $361 млн — контролируют «Альфа-Групп» и норвежская Telenor. Второй лидер — «Комстар — Объединенные Телесистемы» (объем продаж в 2003 году $230 млн) — входит в АФК «Система». Одной независимой женщине вряд ли под силу тягаться с двумя такими гигантами.