К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В неоновом свете: как искусствовед из России завоевала британский рынок

Фото Марии Пашолок
Фото Марии Пашолок
Куратор искусства из Лондона открыла компанию по производству неоновых вывесок для художников и стала одним из самых популярных производителей неоновых надписей на Британских островах

Весталия Чилтон, 35 лет. Три года проработала в отделе русского искусства галереи Sotheby’s, курировала собственные международные проекты для Attollo Arts. В 2013 году открыла студию LoveNeon по производству неоновых объектов, у которой к настоящему времени насчитывается несколько сотен частных и корпоративных клиентов по всему миру.

Фото Марии Пашолок

Искусство в массы

Весталия Чилтон родилась в Москве в семье инженеров, в 10 лет приехала в Великобританию учиться в школе в графстве Беркшир, окончила бакалавриат по аукционному делу в университете Де Монтфорт в Линкольне, после чего сразу стала работать по профессии – сначала в русской галерее Hay Hill, а потом в отделе русского искусства Sotheby’s (помог опыт организации масштабных выставок еще во времена студенчества – в знаменитом акционерном доме сразу заметили резюме Весталии и пригласили на работу).

«Именно в Sotheby’s я поняла, что, работая в большом аукционном доме, довольно сложно вывести большое искусство на улицу, эта сфера очень закрыта и привилегированна», – вспоминает Весталия. -  Поэтому я решила открыть собственную компанию, которая бы помогала молодым британским художникам выставлять свое искусство».

К моменту открытия собственной кураторской компании у Весталии уже сложилось необходимое понимание того, как и откуда можно получить деньги на развитие арт-проектов и каким может быть начальный капитал – пригодился опыт работы в больших галереях и организации собственных выставок с нуля. 

«Организация любой выставки — не важно, будет она масштабная или нет — стоит £5 000, которые уходят на маркетинг, превью, установку объектов, оплату аренды и т. д. А если вы хотите организовать выставку в центре Лондона, допустим, в районе Мэйфейр, то эту же сумму придется отдать за один день работы выставки», – подсчитывает Весталия.

В такой ситуации для поиска финансирования на свои проекты куратор предлагала место в каталогах выставки или находила варианты сотрудничества, которое было бы основано на пожертвованиях.

«Все наши проекты были выполнены в условиях минимального бюджета», – вспоминает куратор.

Фото Марии Пашолок

Компания Весталии Attollo Arts открылась в 2011 году и начала в буквальном смысле выводить искусство в массы. Один из самых успешных проектов Attollo Arts – это хеппенинг Breetweek Art Battle LA, в котором два британских (Inkie и Eine) и два американских (Mear One и Man One) художника граффити буквально «сражались», разрисовывая улицы центра Лос-Анджелеса – они должны были за час расписать стену дома, а зрители и просто прохожие – выбрать победителя (им оказался Man One). Другой проект – другое открытое пространство – десять парусов британской олимпийской команды яхтсменов были отданы современным художникам, которые расписали их по своему усмотрению для дальнейшего участия в Олимпийских и Параолимпийских играх и регатах.

Последний проект Attollo Art связан с Россией – Весталия стала куратором выставки молодого московского художника Грегори Эмви, которая в октябре 2014 года в рамках ярмарки современного искусства Frieze откроется в одной из частных резиденции Белгравии, престижного района Лондона.

«И снова мы специально уходим от традиционного пространства галерей, чтобы показать молодых художников в новом свете, в диалоге с новым пространством», – комментирует Весталия.

Таким образом, постоянно работая с художниками в нетрадиционных пространствах, на улицах или в частных резиденциях, Весталия заметила, что многие из них из них интересуются светом и что порой сложно создать качественный арт-продукт со светом. 

Так появилась идея открыть компанию, которая бы целиком специализировалась на неоне.

 «Неон - очень сложный материал в производстве, но по результатам просто удивительный. Он притягивает глаз, он долговечный, он особенный и его не спутаешь ни с чем другим. Он наполняет собой пространство, в котором находится, визуально взрывает его своим цветом и светом», – говорит Весталия.

Неоновая революция

Так в феврале 2013 года появилась мастерская LoveNeon. Сначала на нее работал один мастер из дома, выполняя все заказы, а £10 000 стартового капитала из собственных сбережений покрывали расходы на производство и материал. Сегодня, спустя полтора года, в студии LoveNeon в южном Лондоне работают уже семь человек: трое мастеров по неону, двое рабочих по установке неоновых объектов, сама Весталия и ее муж Френсис Талоен, финансовый директор компании.

Фото Марии Пашолок

«Мы с Весталией оба работали с искусством, но всегда мечтали уйти от него в сторону, к чему-то более доступному и всеобъемлющему. А что может быть более доступным, чем свет? Так мы решили уйти от высокого искусства в дизайн, – делится Френсис своей версией открытия LoveNeon. – Дизайн – что-то среднее между искусством и потреблением, он более доступен и в то же время удовлетворяет желание людей прикоснуться к высокому, к тому, что им когда-то казалось невозможным».

На производство одного слова в мастерской LoveNeon уходит от двух до трех дней. Более сложные объекты могут занять от двух до трех недель, включая разработку дизайна. Сам процесс производства довольно трудоемкий. Каждая неоновая трубка должна быть не длиннее одного метра, художник по неону сгибает ее, создает внутри вакуум, очищает от всех чужеродных вкраплений, наполняет ее неоном, затем подключает к источнику питания. Много времени уходит и на установку объекта.

Все специалисты по изготовлению неона, которые работают на студию, работают в этой сфере более 20 лет. Сказывается как нехватка специалистов, так и то, что предыдущая волна увлечения этим материалом прошла около 20-15 лет назад – первые неоновые надписи знаменитой британской художницы Трейси Эмин в конце 1990-х годов подарили неону его популярность.

«Именно Трейси Эмин придала неону новое звучание. До нее это был материал улиц, дешевых магазинных вывесок, публичного пространства. Трейси начала писать в неоне о личном – о любви, ненависти, привязанности, сексе, одиночестве.

Неоновые надписи Трейси имитировали ее почерк, тем самым соединяя два начала – личное и публичное, интимное и общественное», – объясняет арт-критик Лора Каминг.

Однако из-за того, что неоновые надписи в определенный момент начали ассоциироваться с Трейси Эмин, а она в свою очередь стала одной из самых дорогих современных художниц в мире, неон резко перешел из категории дешевого искусства в категорию искусства элитарного. И только сейчас снова становится доступным.

Love за 550 фунтов

У LoveNeon есть и корпоративные, и индивидуальные клиенты. Индивидуальные приходят в LoveNeon, чтобы заказать подарки для любимых, специально копят деньги, дарят вывески на свадьбы и дни рождения. По таким надписям можно изучать характер современных горожан. Большинство заказов делаются для спальни (в стиле Трейси Эмин, которая знаменита как раз неоновыми вывесками над кроватями в спальне), однако, тексты бывают очень разные.

Есть душеукрепляющие We can be heroes (Мы можем быть героями), Don’t think just do (Не думай, просто делай).

Есть романтичные I woke up wanting to kiss you (Я проснулся в ожидании поцелуя), есть слова из песен «Битлз» You may say I’m a dreamer (Ты можешь сказать, что я мечтатель) и просто жизнеутверждающая философия - Life is a party  (Жизнь – праздник).

Стандартная фраза из четырех слов обойдется заказчику в £1500-2000, в зависимости от сложности. Самое простое и часто заказываемое слово LOVE из неоновых букв будет стоить £550. 

Фото Марии Пашолок

Камилла Келли, директор бюро по дизайну интерьеров The Mint List, часто заказывающая у LoveNeon продукцию для своих клиентов, отмечает возросшую популярность материала: “У меня очень много покупателей заказывают неоновые вывески для интерьера, и я рада, что могу предложить это людям. Клиенты начали понимать, что неоновые вывески можно использовать в интерьерах не только поп-звезд и секс-шопов. И все больше обычных людей из среднего класса заказывают его».

Камилла стала эксклюзивным посредником для LoveNeon, и такое сотрудничество между производителями неона и дизайнерами интерьера типично для рынка. Сегодня частные клиенты чаще всего заказывают неоновые вывески у всевозможных студий по дизайну. Те же, в свою очередь, заказывают их у производителей, но признаются, что найти качественных производителей с хорошей репутацией довольно сложно. Это либо относительно дешевые производители традиционного для неона сектора ночных клубов и магазинов для взрослых, которые выполняют заказы и для частных клиентов, либо частные мастера из студий больших художников, которых можно перечесть по пальцам (та же студия Трейси Эмин). Именно поэтому ценятся такие компании, как LoveNeon. На британском рынке таких не так много, среди других можно выделить, пожалуй, семейную студию Neon Creations, а также более крупные Creative Neon и Neon Signs. Основные различия между ними - в выборе проектов и позиционировании себя на рынке: в LoveNeon, как и в своей кураторской компании, Весталия старается поддерживать молодых независимых художников.

Популярность неона среди частных клиентов сказывается на финансах компании.

Уже после года работы она обходится Весталии и Френсису в £100 000. При этом выручка за первый год составила £125 000. Всю прибыль, однако, владельцы вкладывают обратно в бизнес – расширение производства, участие в выставках и дизайн-шоу, PR.

Фото Марии Пашолок

«Сделает ли LoveNeon нас богатыми? Нет, – честно признается Френсис. – Однако у компании есть огромный потенциал роста. И она делает нас счастливыми. Наша продукция вдохновляет людей. А нам важно делать то, что никто никогда не делал до нас».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+