Как выпускница филфака МГУ стала единственным русским менеджером «Формулы-1»
Оксана Косаченко начала свою карьеру спортивным комментатором на канале РТР, затем сама села за руль гоночного автомобиля и создала агентство «Манускрипт». Именно силами ее агентства в «Формуле-1» оказался первый и пока единственный российский пилот Виталий Петров, которого в первые два года выступлений на соревнованиях финансово поддерживали предприниматели из Санкт-Петербурга и сам Владимир Путин. Сейчас Косаченко приняла предложение о работе в лондонском офисе «Формулы-1».
Открытая трасса
Eсли бы на школьницу Оксану Косаченко написали неофициальную характеристику, в ней наверняка встретились бы слова «красавица, хулиганка и круглая отличница». Это сочетание на протяжении десяти школьных лет ввергало в недоумение учителей и заставляло трепетать сердца представителей мужского пола. Со временем ничего не изменилось. В детстве оценки «отлично» не мешали ей на спор выбивать головой оконные стекла и ходить по карнизам, а сегодня достигнутые цели только помогают ставить новые, еще более амбициозные. «Мамы рано не стало, четверых детей воспитывал отец, —рассказывает Косаченко, — и мы росли как трава во дворе. При этом каждый понимал, если у тебя нет образования, нет ничего».
В 15 лет Оксана научилась водить машину и в то же лето угнала из пионерлагеря автобус — в знак протеста против затворнического образа жизни. Свободное волеизъявление подростка заключалось в увлеченном изучении астрофизики и внутреннего устройства телевизоров и холодильников. После школы было две мечты — стать артисткой оперетты или астрономом. На первой крест поставили в семье по причине несерьезности, в астрофизику не «пустил» физфак МГУ — по медицинским показаниям Оксана на курс не прошла. Поскольку поступать было все равно куда, жребий пал на филфак. «Когда узнала, что у меня «отлично» за сочинение, на радостях нырнула в фонтан. На следующий день был страшный отит и температура сорок», — вспоминает Косаченко.
Развитие карьеры Косаченко объясняет чередой случайностей. Большой удачей было знакомство с генеральным продюсером телеканала РТР Иваном Дыховичным — он пригласил Оксану комментировать автомобильные гонки. «Я не знала о гонках ничего, но у меня было эксклюзивное окружение. Люди горели своей идеей, и ею нельзя было не заразиться». «Автовирус» оказался гармонично встроен в систему ценностей молодого комментатора, среди которых драйв и фан занимали почетные места. «Мне предложили попробовать сесть за руль гоночного автомобиля. Две недели я говорила нет, потом согласилась», — говорит она. О результатах читаем в Википедии: «спортивный комментатор, организатор автомобильных спортивных соревнований, пилот, промоутер WTCC в России, менеджер Виталия Петрова». Она же первая женщина-менеджер, которая пришла в мужской мир гонок «Формулы-1» и стала в нем своей.
Больше чем принцип
Оксана Косаченко говорит, что всегда бросала вызов самой себе. Было интересно, сможет или нет? Но было и одно ограничение. «Я не могу врать себе и строить карьеру на личных отношениях. Когда меня ставили перед фактом: либо так, либо никак — выбирала «никак», — говорит она.
Мужское окружение для Косаченко привычно. «Я в бизнесе для мужчин и спокойно отношусь к тому, что меня воспринимают просто как партнера. Уровень их образования и воспитания не допускает скабрезностей в общении, но шутки «не для женских ушей» приходится слышать часто».
Оксана признается, что слабым и нежным созданиям нечего делать в автоспорте. Как минимум по трем причинам. Во-первых, это не элегантно. «Выходишь из машины мокрая, с круглыми следами от шлема, еще комбинезон уродует фигуру, а фотографы хотят, чтобы ты эффектно попозировала, похлопала ресницами и волосы развевались на ветру». Во-вторых, спорт требует мужской выносливости. Прокатившись в демонстрационном заезде в качестве пассажира со скоростью 370 км/ч на знаменитой трассе, где погиб гонщик Айртон Сенна, она вышла из машины и... упала в обморок. В-третьих, автоспорту надо посвятить жизнь, зачастую пожертвовав своим женским счастьем. Примеры таких историй Косаченко собрала и объединила в книгу, которую собирается в ближайшее время выпустить. «Если серьезно относишься к этому спорту, личной жизни просто не может быть, — делится она. — Я работаю по 16 часов в сутки, постоянно кружусь по всему миру, в этом году провела в России всего 70 дней. Мой бывший муж говорил: «Нам надо расстаться. Я слишком громоздкий, чтобы поместиться в твоем чемодане».
Для женщин есть множество подходящих профессий — в маркетинге, рекламе, PR. 35% гонщиков женаты на журналистках, и Косаченко сама могла бы вписаться в эту статистику, если бы не амбиции. «Я отказалась выйти замуж за известного гонщика, хотя он даже стал чемпионом мира. Мне всегда хотелось чего-то добиться самой», — говорит она.
Еще и блондинка
Принято считать, что женщина в автоспорте своего рода украшение. Она должна быть в мини-юбке и с голой спиной. Поначалу Косаченко в «Формуле-1» так и воспринимали. «Это был 2008 год, — вспоминает Оксана, — со мной никто не хотел разговаривать. Женщина, блондинка рассказывает про русского гонщика, которого никто в глаза не видел. Пальцем у виска не крутили, но скепсиса было больше, чем уважения». Оставалось одно — быть компетентной, не сворачивать с выбранного пути и выполнять взятые на себя обязательства.
«Фантастическим событием» и «громом среди ясного неба» называли журналисты участие Виталия Петрова в составе команды Renault в «Формуле-1» в 2010 году, а Косаченко рассказала, чего это стоило: «Я благодарна людям, которые нам поверили и просто дали денег в самом начале карьеры Петрова. Это знакомые отца Петрова — питерские меценаты. Все они вложили колоссальные суммы. Первые два года выступлений в «Формуле-1» пилота поддерживал Путин».
Бюджеты одной команды самой дорогой гоночной серии — $300–400 млн в год. Стоимость участия одного гонщика — десятки миллионов долларов. Вопрос, где взять денег, по сей день актуален. Косаченко все так же сложно объяснить представителям отечественного бизнеса, какие возможности открывает им участие Петрова в «королевских гонках», телевизионная аудитория которых в год давно превысила 1,5 млрд человек в 130 странах мира. Она была в 483 компаниях — никому проект не показался интересен. Оксана считает, что «Формула-1» — это бизнес-площадка, коммуникация с внешним миром и у России пока нет продукта, который она может предложить на этом уровне.
Так или иначе, «эффект Петрова» существует. «Спрашиваешь малыша на карте, кем он хочет быть. Раньше бы сказал: Шумахером, сейчас говорит: Петровым, — улыбается Косаченко. — Так что задача выполнена».
Кроме гонки
Этап работы персональным менеджером для Косаченко завершен. «В «Формуле-1» буду заниматься тем, что умею, — маркетингом и коммерцией, — говорит она. — Вот только жаль, жить буду в Лондоне, а не в своем новом доме в Подмосковье».
Дизайн и архитектура четыре года занимали Косаченко и были ее новым увлечением. До этого было глубокое погружение в мир вина и кухни. Сейчас она на спор учит китайский и готовится стать пилотом вертолета. «Я не хочу нырять с аквалангом, а в небо тянет, — говорит Оксана. — Нравится смотреть вверх».
Из женских радостей — возможность выспаться, наговориться всласть с подругой-бельгийкой на спа-процедуре, купить новую пару обуви (у нее их 367!) и произвести фурор. «Обожаю эффект неожиданности, — смеется Оксана. — На каждый торжественный прием в дни гонок надеваю новое платье. И каждый раз сто мужиков во взятых напрокат смокингах смотрят на меня с открытым ртом. Это мой звездный час».
В представлении Косаченко затишье в жизни — сидение у камина, например, или работа над книгой — может растянуться максимум на две недели. Правда, возможность столь продолжительного отдыха давно не выпадала. Зато приятно об этом мечтать, так же как и о поездке на море — чтобы сидеть в тенечке с бокалом калифорнийского шардоне, читать и ни о чем не думать…