«Я всегда пыталась показать, что можно быть матерью и делать успешную карьеру»
Андреа Джанг вот уже 11 лет возглавляет настоящую армию женщин — компанию прямых продаж косметики Avon. Сейчас у Avon 6,5 млн представителей во всем мире, большинство из них — женщины. Модель продаж Avon возникла в США 125 лет назад, когда для многих женщин это была одна из немногих возможностей дополнительного заработка, а большинству покупательниц, живших в пригородах и сельской местности, было сложно добраться до магазинов. 100 лет спустя модель прямых продаж пришлась по вкусу развивающимся рынкам: сейчас большую часть прибыли Avon получает в Латинской Америке, Китае и России. Андреа Джанг, дочь эмигрантов из Китая, усиленно способствовала продвижению компании на рынки BRIC. Она входит в советы директоров Apple и General Electric, а в 2009 году заняла 25-е место в списке самых влиятельных женщин, составленном Forbes.
— Как вы представляли свою карьеру после окончания университета?
— В то время я была идеалистом. Я изучала английскую филологию и хотела стать журналистом или отправиться в Африку и работать для НГО. Но моя семья была не очень состоятельная, и родители сказали мне: лучше ты найдешь себе настоящую работу. Сейчас мне важно, что я могу одновременно и работать на частную компанию, и заниматься благотворительностью
— Вам было сложно начинать работу в крупной компании?
— Одна из моих начальниц была первой женщиной — вице-президентом в ритейле в США. Она очень помогла мне. Тогда я была очень молода, большинство успешных людей в бизнесе были мужчинами. Сегодня я чувствую такую же ответственность. Я являюсь ментором для нескольких женщин — формально и неформально. Самое важное — чтобы женщины помогали друг другу. Иногда я слышу, что подчиненные не получают поддержки как раз от своих начальниц-женщин. Часто успешные женщины, у которых нет детей, считают, что это часть цены, которую ты должен заплатить за успех. У меня двое детей: моей дочери 22, сыну 14. Я всегда пыталась показать, что можно быть матерью и делать успешную карьеру.
— И как вам это удалось?
— Я научилась всему со временем. Я слышала, что некоторые женщины успевают все за один день — я так не умею. Нужно расставлять приоритеты. Есть дни, когда семья должна выходить на первый план, есть дни, когда работа важнее. Когда я только родила свою дочь, я работала в компании, где большинство сотрудников были мужчинами. Я чувствовала себя неловко, когда мне нужно было, например, отвести дочь к врачу. Сегодня в Avon ситуация иная. Я как женщина-лидер и мать двоих детей чувствую свою ответственность за то, чтобы в компаниивсе понимали, что семья тоже важна.
— Что вы как ментор советуете своим подчиненным-женщинам?
— Во-первых, нужно быть очень заинтересованным в том, что ты делаешь, это касается и мужчин, и женщин. Любая карьера требует гигантского количества усилий и жертв. Во-вторых, нужно верить, что женщина может сделать то же, что и мужчины. У меня есть брат, и я рада, что в детстве родители говорили мне: ты можешь добиться всего, что и он, мальчики и девочки равны. Это уверенность в себе и своих силах очень важна. Сейчас женщины получают больше влияния везде — в политике, спорте, не только в бизнесе. Это часть общественного прогресса.