К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Распродажа комом: почему провалилась российская «черная пятница»

фото Коммерсантъ
фото Коммерсантъ
Пять причин называть день российского шопоголика «обманом года»

О том, что грядет первый российский день шопоголика, я узнала в самом начале декабря 2013 года на сайте «Черной пятницы». Чтобы подготовиться к ней и изучить список участников, у меня было пять дней. Тот факт, что оригинальная Black Friday в США прошла еще неделю назад, наших организаторов не смутил, ибо в списке заявленных участников почти не было иностранцев. Итак, в четверг, 5 декабря, мы с подругами собрались в скайпе в ожидании полуночи. Забегая вперед, сразу скажу, что в этот раз мой кошелек не пострадал.

Почему же всего спустя сутки после начала российской Black Friday ее уже называли «разводкой года»? Forbes Woman собрал самые распространенные жалобы покупателей.

1 млн посетителей — хорошая заявка на проигрыш

 

В первые же минуты акции сайт-витрина Black Friday 2013 вышел из строя — серверы не справились с нагрузкой от наплыва посетителей, привлеченных обещаниями скидок до 90%. Как заявили организаторы акции в официальной группе «ВКонтакте», в ночь с четверга на пятницу на портал одновременно пришли более миллиона человек. Проблемы начались и у некоторых партнеров акции — например, «обвалились» сайты Ozon.ru, Enter.ru, Yves-rocher.ru, letu.ru. Тогда организаторы «заморозили» распродажу на ночь, пообещав открыть агрегатор Black Friday в 8 утра. Однако сайт работал с перебоями всю первую половину пятницы 6 декабря. В этот же день организаторам предприняли еще одну попытку спасти свой проект: уговорили часть партнеров продлить скидки — вместо положенных 24 часов акция фактически продолжалась вдвое дольше, до вечера субботы, 7 декабря.

Технические неполадки

 

До начала акции организаторы обещали, что любой товар можно будет приобрести через их сайт. Что оказалось на практике?

Многие товары не имели фотографий на онлайн-витрине, так что пользователи были вынуждены каждый раз переходить на сайты партнеров и разглядывать желаемые предметы там. Больше всего неудобств испытывали покупатели одежды: если в случае с электроникой и бытовой техникой товар хотя бы распознавался по названию, то наименования «короткая юбка» или «женский свитер» мало информативны. Были и такие магазины, при переходе на вкладку которых пользователь видел надпись «не найдено товаров, соответствующих запросу». Чтобы обнаружить скидки от этих партнеров, покупатель опять же должен был внимательно изучить их собственные сайты. Еще одной досадной деталью стали перепутанные ценники: в сети быстро распространился скриншот предложения от магазина Alltime.ru — цены на товары до и после дисконта были перепутаны, а пользователи подшучивали над скидками, которые «бывают только в России».

 

«Задирание» цен перед распродажей

Покупатели Black Friday обвинили некоторых ритейлеров в специальном накручивании цен перед распродажей — скидочная цена приглянувшегося товара иногда оказывалась выше, чем его полная стоимость несколько дней назад. Участники группы акции «ВКонтакте» делились такими историями: «Купила вчера в «Эльдорадо» смартфон Nokia Lumia 520 за 5289 рублей. Сегодня на «черной пятнице» они продают его за 5990 рублей. Странная скидка». Пользователи в реальном времени сравнивали цены на дисконтированные товары на агрегаторах Яндекс.Маркет и Black Friday — стоимость многих лотов оказалась завышенной, и в конкурентных магазинах даже без скидки их можно было приобрести дешевле. Например, средняя цена фотоаппарата Canon PowerShot SX500 IS на Яндекс.Маркете составляет 6825 рублей. Во время «черной пятницы» этот товар онлайн-магазин «Викимарт» предлагал с 10% скидкой за 7687 рублей. После распродажи фотокамеру через сайт «Викимарта» можно приобрести уже за 5989 рублей.

Скидки скидкам рознь

Многие интернет-магазины не стали переписывать ценники на свои товары, а просто разместили на главной странице сайта код на скидку. Так, например, поступил английский Asos, который кроме 20-процентной скидки предложил еще и бесплатную экспресс-доставку в Россию при заказе от 5000 рублей. Правда, постоянные покупатели Asos.com/ru пользуются аналогичными акциями почти ежемесячно и для них такое предложение не стало особо привлекательным. А OTTO давал 10% скидки при заказе от 2499 рублей.

«Обманом года» акцию называли еще и потому, что большая часть разрекламированных скидок от 50% до 90% пришлась на и так недорогие товары. Пользователи ожидали крупных скидок на электронику и бытовую технику, но дисконт на эти виды товаров оказался не таким большим. Например, магазин «Связной» предложил скидки всего до 10%, цены на электронику от Ozon не превысили 20%. Скидки на смартфоны у некоторых ритейлеров доходили до 25%, но популярных моделей среди них почти не было. Желающие купить iPhone тоже были разочарованы — этот товар в распродаже не участвовал. Из продукции Apple можно было купить лишь планшеты прошлого поколения — iPad mini и iPad 4, скидки на которые не превысили 15%.

 

Некоторые скидки и вовсе оказывались нерабочими — при переходе на сайт партнеров цена на товар оказывалась выше обещанной на витрине Black Friday. Впрочем, среди покупателей нашлись и довольные: мелкие бытовые приборы действительно можно было приобрести с неплохой уценкой.

Ограниченный ассортимент

Большая часть участников выставили на свои витрины лишь ограниченный набор. Ozon.ru, насчитывающий более 2 млн наименований товаров, для распродажи предложил всего лишь 3000 товаров. Сеть «Связной» и вовсе ограничилась 1000 наименований. Значительную часть разделов Black Friday с техникой составляли компьютерные и телефонные аксессуары и расходные материалы — картриджи, клавиатуры, фотобумага. На сайте Black Friday пользователям удалось обнаружить всего одну модель ноутбука — HP PAVILION 15-N006SR с 20%-ной скидкой. Некоторые магазины анонсировали товар, но при попытке заказа сообщали, что наименования нет в наличии. Покупатели делились в сети и более неприятными историями, когда об отсутствии товара на складе они узнавали уже после его оплаты онлайн.

Организаторы, впрочем, признают свои ошибки: в официальной группе Black Friday по итогам распродажи модераторы написали, что видят критику и читают всю ругань: «Нам тоже хочется ругаться. На самих себя. Мы знаем, что были ошибки. Но мы учимся на этих ошибках». В свое оправдание они напоминают, что учиться на чужих ошибках не могли, так как были первыми в России. Но обещают исправиться и в следующий раз сделать лучше — «дело продолжается». Осталось лишь убедить в этом разочарованных российских покупателей.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+