Зачем Наталья Степанюк, генеральный директор креативного агентства «IQ-маркетинг», пускает на работу детей и готовит плов на балконе.
Вахтеры ОАО «Туполев», где до сих пор на нескольких этажах занимаются конструированием самолетов, уже не удивляются, когда в два ночи из офиса «IQ-маркетинг» на восьмом этаже выходят люди, а иной раз и заходят туда. Доступ на работу круглосуточный, семь дней в неделю. Нет никакого жесткого распорядка, кроме дедлайна по проекту. И если в летний день кому-то вдруг захочется шашлыков, все тут же скинутся на мясо и охотно отвлекутся от работы, чтобы пожарить его на огромном балконе с видом на Яузу и Лефортовский парк. Мангал, шампуры, казаны и все необходимое для пикника в офисе имеется. «Первые казаны я принесла из дома, свои. Иногда готовить плов к нам приходит наш друг, шеф-повар посольства Узбекистана», — говорит Наталья Степанюк, основательница и владелица агентства, дважды получившего Каннских львов — высшую награду в рекламном бизнесе.
Комфорт Офис Степанюк искала долго. Она из Питера (создавала там первую рок-радиостанцию «Радио 1 Петроград»), поэтому настаивала на высоких потолках и больших окнах. И чтобы непременно с балконом, хорошим видом. Риелторы сбились с ног, пока наконец не нашли помещение на двух уровнях (870 кв. м) в одном здании с авиаконструкторами. Облагородить грязный чердак помогала подруга Степанюк, питерский архитектор Настя Панкратова.
В офисе есть массажный кабинет (массажист приезжает сам). Кровати — ими сотрудники могут воспользоваться, если задержатся на работе. Кухня, где повара — их тут называют офис-мамами — каждый день готовят три домашних блюда. Неделю в году сотрудники обходятся своими силами. «Мама-Таня» и «мама-Тоня» посвящают себя домашним заготовкам: квасят капусту, солят помидоры. Чай, кстати, здесь заваривают в чайнике, черный — с мятой и мелиссой. «Живем-то мы здесь в основном», — объясняет Наталья. Даже в тучные времена больше 50 человек в компании не работало — по мнению Натальи, это такое количество людей, при котором каждый чувствует себя комфортно.
Досуг Новый год тоже отмечают по-домашнему. Накануне каждый тянет бумажку с именем человека, которому будет дарить подарок. Все знают интересы друг друга, так что проблем с выбором подарка не возникает. Рядом со столом Степанюк (она сидит в общем зале возле балкона) ставят елку, под которую сгружают все подарки «от секретного Деда Мороза». В прошлом году вместо традиционного капустника устроили праздник для детей — игру-бродилку, где разные персонажи, в том числе «фальшивая» Снегурочка (ее играла Степанюк), помогали или мешали отыскать верный путь к подаркам. С тех пор дети в офисе появляются часто, директор агентства не возражает. «Для них здесь Диснейленд настоящий. У нас даже груднички бывают — мамочки приходят, соскучившиеся в декрете. Пока только один случай был, когда буйный ребенок мешал работе», — говорит она.
Есть в офисе и домашние животные — два кенара и шиншилла, которая как-то раз убежала из клетки и нашлась на третий день в одной из переговорных. По средам устраивают просмотр фильмов, которые рекомендует кто-то из сотрудников. Раз в неделю приглашают гостей — это может быть и иностранный дизайнер, и 80-летний коллега академика Туполева, рассказывающий, как в 1937 году КБ превратилось в «шарашку», откуда конструкторов не выпускали к семьям.
Внимание Степанюк с вниманием относится к внерабочей жизни сотрудников. Если кому-то нужно забрать ребенка из больницы, командирует в помощь корпоративного водителя. Хозяйка подняла плату за квартиру? Девочки-секретари быстро подыщут новый вариант. Займы в хорошие времена получил почти каждый. «Женская энергия — это открытость к общению. Мы должны уметь спросить, выслушать. И неважно, клиент это или сотрудник. Мужской мозг сразу все в таблицу заносит, а женщина, собрав данные, через себя пропускает. Поэтому мы и можем уловить невысказанное: например, что общество устало от кризиса и его надо повеселить», — говорит Степанюк.
Реакция Кризис на ее бизнесе сказался сильно. Кто-то из сотрудников переведен на фриланс, кто-то стал больше работать. «Главное — честно принять очевидное. Доходит до того, что я не знаю, сможем ли мы себе позволить жить в этом пространстве», — признается Наталья. И добавляет, что в списке расходов между зарплатами и арендой стоят налоги, что лично ее «подбешивает».
А пока она старается подбодрить сотрудников. Объясняет молодому менеджеру, что ситуация, когда клиенты кидают, не конец карьеры, а феномен кризиса. Приглашает в гости режиссера Павла Руминова, сделавшего почти на коленках малобюджетный, но отличный фильм. И внедряет в массы свою концепцию здорового питания: если 70% еды потреблять в сыром виде, энергии будет больше. Но внедряет мягко, по-женски. Устраивает, например, дегустацию зеленых соков из салата, шпината — соковыжималка есть на кухне. Или готовит в блендере какао из живых какао-бобов с добавлением чернослива, меда и тибетских ягод. «Я обожаю со всего мира тащить ингредиенты. Приезжаю и всех угощаю», — говорит Степанюк.
Сотрудники относятся к офису как к дому. Летом привозят с дач и яблоки, и выловленную рыбу. Теннисный стол в кризис купили на свои деньги — Степанюк его увидела последней. «Людям здесь комфортно. И, к счастью, есть ощущение, что работать здесь — правильно», — говорит Наталья.