Как правильно использовать эмоции в жизни и на работе
Женщины эмоциональнее мужчин. Этот научно доказанный факт означает, что женщины владеют прямым доступом к ценному ресурсу — эмоциональному интеллекту. Он позволяет лучше понимать свои собственные эмоции и эмоции других людей и в конечном счете лучше взаимодействовать. Все чаще при отборе кандидатов на топовую позицию в крупных компаниях оценивается не только IQ соискателей, но и их EQ (коэффициент эмоционального интеллекта). В этом есть резон. Исследование «Эмоциональный интеллект и инвестиционное поведение», предпринятое в 2009 году автором концепции эмоционального интеллекта профессором Йельского университета Питером Саловеем в содружестве с учеными-экономистами Джоном Америксом и Таней Враник, доказывает, что связь между верными инвестиционными решениями и эмоциональным интеллектом точно есть.
Природное умение понимать, в какой ситуации следует сохранять спокойствие, а в какой, напротив, выражать чувства, может сделать руководителей-женщин более эффективными, чем коллег-мужчин. Международная аудиторская компания Grant Thornton, оценив эффективность женщин и мужчин-управленцев по двум основным показателям (доход от принадлежащей бизнесу собственности и суммарная прибыль, полученная акционерами), выяснила, что в международных консалтинговых компаниях, где руководящие посты занимали женщины, эти показатели в среднем на 35% выше.
А исследование консалтинговой компании МЦ КТК выявило корреляцию между умением сознательно управлять эмоциями и одним из распространенных показателей KPI — привлечением новых клиентов. То есть способность осознанно регулировать собственные эмоции и управлять эмоциями других людей напрямую влияет на умение так организовать сотрудников, чтобы на высоком уровне удовлетворять потребности клиентов, выстраивая с ними долгосрочные отношения, и привлекать новых, приносящих организации прибыль.
Женская сила
Ученые Гарвардской школы бизнеса Маргарет Хеннинг и Анна Жарден, исследовав секрет успеха женщин, которым удалось достичь должности вице-президентов больших фирм, отмечают: «Такая женщина осознанно и с достоинством несет свой высокий титул — Женщина, и это исключает из ее поведения холодность, жесткость и мужеподобность. Она украшает и облагораживает любое общество, любую деловую встречу». Внутреннее состояние принятия своей женской сути — легкость смены образов, материнская теплота — привлекает и заряжает окружающих позитивом. А женщине позволяет решать многие деловые задачи, достигая карьерных высот.
И наоборот: сознательный отказ от использования своей женственности может стать препятствием не только в личной жизни. Так произошло с Анной, финансовым директором крупной компании. Два года назад вся ее жизнь была сфокусирована на карьере, Анна трудилась по 60 часов в неделю, засыпала и просыпалась с мыслями о работе. Когда в компании освободилась вакансия финансового директора, она была уверена, что займет эту должность, — ей казалось, что она подходит лучше других кандидатур и с точки зрения профессионализма, и с точки зрения личных качеств. Но руководство почему-то считало иначе. На прямой вопрос Анны директор откровенно ответил: «Ваш внешний вид больше подходит для работы с бумагами, чем с людьми». «Обиделась ли я в тот момент? Да! Но, пожалуй, больше было недоумения: почему?!» — говорит Анна.
Решив разобраться в себе, она пришла на программу по развитию эмоционального интеллекта в МЦ КТК. Выяснилось, что свое право на карьерный рост Анна не транслирует должным образом окружающим. Для решения этой задачи Анне предложили использовать методику метакогнитивизма. Суть метода заключается в том, чтобы сформулировать ясное представление о конечной цели и детальное ее описание. К примеру, если вы хотите стать большим начальником, то представляете, какой вы хотите стать, как будете вести себя в этой должности, каковы атрибуты желаемого статуса. Затем образ цели накладывается на реальность и продумываются шаги на пути к желаемому результату.
В процессе тренинга Анна училась фиксировать свое ощущение уверенности в себе, сохранять на долгое время. А перед выходом на работу выделяла время для эмоционального настроя на идеальный образ себя. Доработать имидж оказалось проще всего — купила темно-синий деловой костюм, модные туфли, поменяла очки, сделала новую прическу и ввела в свой график еженедельное посещение салона красоты. Со временем качества, которые Анна «играла», стали привычными и естественными. «Постепенно перестала повышать голос — к моему мнению и так прислушиваются. Стала меньше беспокоиться и больше улыбаться», — подытоживает Анна. Заняв желанную должность, она увлеклась йогой и горными лыжами. «Это позволяет мне поддерживать ресурсное состояние», — говорит Анна. На горнолыжном курорте она и встретила своего будущего мужа.
Чужие эмоции
Один из частых запросов женщин топ-менеджеров к коучам касается общения с мужчинами. С одной стороны, высокая позиция в бизнесе делает женщину властной, что не располагает большинство мужчин к романтическим отношениям. А с другой — при преобладающем большинстве мужчин в правлении компании женщине бывает трудно отстоять свою точку зрения. «Это реальная проблема управления эмоциями для женщин. При всей компетентности в вопросе, умении мобилизоваться женщине бывает сложно выдержанно отстоять свое видение, — подтверждает Мария Макарушкина, директор по консалтингу, руководитель практики VIP-консультирования «ЭКОПСИ Консалтинг». — Давление бывает столь сильным, что сохранить способность мыслить нелегко».
Чувствовать себя интеллектуально и эмоционально защищенной в таких ситуациях помогает предварительное проигрывание самых острых вариантов развития событий на коучинговой сессии. За день-два до важного совещания, где женщине необходимо проявить себя с максимально рациональной стороны, можно многократно отрепетировать все возможные моменты, которые могут ранить, найти аргументы для ответов.
В МЦ КТК учат техникам считывания эмоциональной информации и перевода своих и чужих эмоций в продуктивные действия. Это не то же самое, что «взять себя в руки». Эмоция древнее интеллекта и срабатывает мгновенно. Например, партнер по переговорам грубо отозвался о вашей продукции. «Хам!» — волна негодования запускает эволюционную защитную реакцию «борьбы или бегства»: увеличивается сердцебиение, в крови зашкаливает адреналин, мышцы напрягаются. Эмоция не исчезнет, даже если ее попытаться подавить. Поэтому важно ее осознать и сказать себе: «Стоп! А зачем он это делает сейчас? Чтобы я знала его мнение о нашей продукции? Вряд ли. Скорее всего, просто хочет разозлить меня. А для чего? Я разозлюсь и сделаю ошибку. Тогда переговоры насмарку»… Информация, заложенная в грубость, «прочитана», оценена, понята. Стереотипную реакцию, возникшую в ответ на грубость, эмоциональный интеллект перенаправил на отработку провокации.
Эмоциональный сигнал
Умение подобрать нужный тон и более точные слова необходимо не только в общении с контрагентами, боссами и подчиненными. Те же техники действенны и в общении с мужем, детьми.
Искусство самонаблюдения помогает точно определять, что сработает в конкретной ситуации. Например, вместо «снижения громкости разговора», когда назревает конфликт, можно использовать «я-высказывание». Без намека на оценку точно назвать другому (взвинченному партнеру, раздраженному мужу или неуправляемому ребенку) чувства, во власти которых тот находится. Затем искренне сказать о своем состоянии, собственных чувствах и желании. Обычно к таким посланиям не относятся безразлично. Главное, чтобы ваше сообщение не было направлено против адресата.
Но стоит верно оценивать ситуацию — иногда лучше просто помолчать. Типичная ошибка: в ситуации легкого конфликта жена указывает мужу, насколько он неосознанно ведет себя, и заставляет его рефлектировать: «Я вижу, что ты злишься. Когда ты раздражаешься, мне совершенно очевидно, что ты чувствуешь себя беспомощным по отношению к своей матери, которая давно не живет с нами. Но ты постоянно переносишь нашу жизнь в сценарий родительских отношений». Чаще всего это правда. Но он не готов ее обсуждать в данный момент и не хотел слышать эту информацию из уст жены.
«Тренинги по эмоциональному лидерству позволяют научиться более эффективным путем достигать своих целей как в рабочем, так и в жизненном общении, — говорит Григорий Крамской, директор проектов «ЭКОПСИ Консалтинг». — Причем эта эффективность лежит не в области усиления классических менеджерских навыков (планирование, организация, делегирование и контроль) и не в области повышения способности к манипулированию, а в области эмоционального подключения к актуальным потребностям окружающих тебя людей и умения правильно понимать их потребности, выделять главное и непротиворечивым путем находить общие цели, поворачивая дискуссии и противостояния к сотрудничеству и взаимному пониманию».
Утилизация негатива
Успешный человек знает, где, с кем и в какой мере проявлять свои эмоции. Между тем Маргарет Хеннинг и Анна Жарден отмечают, что женщины более болезненно реагируют на критику, грубость и личные оскорбления. Когда неприятный эпизод постоянно «крутится» в голове, нужно искать причину, по которой чья-то несдержанность имеет такое длительное эмоциональное воздействие, и работать с ней. Если не проводить «генеральную уборку» во внутреннем мире, то не избежать снижения энергетики, способности вдохновлять. По опыту Екатерины Кашубской-Кимпеляйнен, партнера агентства по подбору персонала высшего звена Amrop Russia, такое «залипание» на негативной эмоции, как правило, связано с неустойчивой самооценкой женщины. «Тренинги имеют кратковременный эффект. А бизнес влияет на поведение деловых женщин в семье значительно. Загонять эмоции глубоко внутрь входит в привычку, — делится наблюдениями Екатерина. — В результате очень сложно войти в эмоционально расслабленное состояние в кругу близких. Ловишь себя на том, что продолжаешь по-деловому решать проблемы, структурировать деятельность всех окружающих. А твоим любимым надо просто поговорить с тобой, так, без всякого дела».
«Включать» эмоциональный интеллект можно не только на работе, но и дома. «Принцип «утилизации» негативных эмоций такой: опознала эмоцию, поняла причины ее возникновения и использовала, — объясняет Елена Хлевная, директор МЦ КТК. — Например, пришла домой, вижу раскиданные вещи. Мне хочется расплакаться и накричать. Я осознаю, что злюсь. Любая эмоция несет важную для меня информацию, поэтому я переключаюсь на понимание причины злости. Затем решаю, как я могу использовать энергию своей эмоции во благо себе и окружающим. Известно, что при раздражении некоторые вещи получаются даже лучше — можно пойти и быстро что-то на кухне потереть, машину пропылесосить». Иначе «неотработанные» эмоции сработают как паровой котел, давление в котором достигло критических показателей.
Екатерина Кашубская-Кимпеляйнен решила эту задачу с помощью физических упражнений. Отрицательные эмоции вызывают напряжение мышц, нагрузка на мышцы заставляет их расслабиться, а вместе с этим спадает и эмоциональное напряжение. Если есть возможность уединиться, помогает техника выброса негативных эмоций: от души покричать, поплакать.
Каждый, экспериментируя, находит то, что ему больше подходит. Главное — ни дома, ни на работе не забывать, что сильное переживание мешает ясно мыслить. А правильное использование своих эмоций может расширить интеллектуальные возможности, обеспечив доступ к информации, скрытой от разума.