Приятные мелочи
Как Оксана Мисане собрала небольшую, но ценную коллекцию антиквариата
Я не настоящий коллекционер, — честно признается вице-президент СМП Банка Оксана Мисане, в собрании которой около 40 антикварных статуэток из фарфора и бронзы. — Мне далеко до людей, которые изучают каталоги, сидят в библиотеках и архивах, ищут упоминание о вещи, ее родословную. Я просто собиратель красивых вещей».
Ее путь в коллекционеры вполне традиционен. Несколько лет назад, гуляя с мужем по центру Риги, забрели в антикварную лавку. Там Мисане приглянулись диван и пуфик из фарфора. Муж, коллекционирующий вазы и солдатиков, к покупке отнесся скептически — ножка сломана, все в пыли. Но, отдав вещицы в реставрацию, Оксана узнала, что сделаны они в начале XIX века, причем с использованием редкой технологии литья, и стоят в десять раз дороже, чем она заплатила. Захотелось узнать о фарфоре больше.
Для себя
Особенно ценными среди профессионалов считаются коллекции, объединенные общей концепцией, эпохой, состоящие из работ одного автора или мануфактуры. У Мисане — иной подход. При выборе она ориентируется прежде всего на собственные эмоции. «В вещь надо влюбиться», — объясняет Мисане свой принцип выбора антиквариата. В основе ее коллекции антикварные предметы среднего ценового сегмента, около €10 000–15 000. Новоделы, даже от известных европейских фабрик, ее не привлекают. «Старые статуэтки выглядят как живые, — объясняет она, сравнивая фигурки ангелов Мейсенской мануфактуры XIX и XXI века.
— У них есть румянец, сюжет, линия руки. А новые, при всей своей красоте, все же просто холодный фарфор». Сначала Оксана приобретала фигурки детей, потом стала собирать и женщин. А после того как в ее доме появился пес породы джек-рассел, купила несколько статуэток, напоминающих ее питомца. В ее коллекции немало и бронзовых статуэток, сделанных во Франции и России.
Коллекционирование статуэток было развито еще в советский период, популярно оно и сейчас, говорит директор «Альбион Галереи» Алексей Зайцев. Покупатели таких вещей, как правило, не планируют открывать свой музей, а используют их в интерьере как элемент декора. «Для меня важно местонахождение вещи, я понимаю, куда я ее поставлю, какую она создаст композицию», — подтверждает и Мисане. Кстати, она любит использовать старинные вещи и по прямому назначению — например, русскую серебряную шкатулку для рукоделия или серебряную посуду (которую сразу после покупки реставраторы обрабатывают специальным составом).
Чтобы не приобрести подделку или новодел, большую часть вещей Оксана покупает у знакомого антиквара. Это давний друг семьи, который помогает формировать коллекцию и ее мужу. «Антиквару мы доверяем, как врачу», — говорит Мисане.
В компании профессионала она ходит на антикварные выставки, наблюдает за тем, как он оценивает работы, как смотрит на клейма. Тесное общение с антикваром формирует профессиональный взгляд и помогает находить хорошие вещи во время путешествий по Европе. Например, в Венеции Оксана однажды сама купила фарфоровые фигурки из немецкого Мейсена и не ошиблась, хотя их часто подделывают.
Теперь она хорошо разбирается и в нюансах. Парные композиции, например, — в ее коллекции фарфора их семь — большая редкость. «Эти вещи прошли многочисленные переезды и даже войны, а ведь фарфор так хрупок», — говорит Мисане. Недавно коллекция пополнилась бронзовой группой играющих детей 1812 года — подарок мужа. Сохранился оригинальный каменный постамент. Такое нечасто встречается — как правило, старую бронзу ставят на новый фундамент, так как старый уже растрескался.
Практические рекомендации
По словам галеристов, даже небольшие домашние коллекции при правильном подходе могут в будущем значительно возрасти в цене. Как этого добиться?Неплохую вещь в антикварном салоне можно найти по цене от €1000, но непрофессионалу это сделать нелегко. «Надо ориентироваться на большие имена», — советует директор арт-центра «Бельведер» Олег Таиров. Если говорить о фарфоровой скульптуре, то больше всего ценится продукция известных европейских мануфактур — Севра, Лиможа, Мейсена.
По словам Алексея Зайцева, внимания достоин и российский фарфор — изделия Императорского (сегодня Ломоносовского) фарфорового завода, мануфактур братьев Корниловых, Попова и Гарднера. Этих вещей изначально было меньше, чем зарубежных, и сохранились они хуже.
По словам Оксаны, стоимость ее небольшой коллекции антиквариата растет примерно на 10–15% в год. Но она не хочет впадать в крайность и заполнять статуэтками все полки в своем доме. «Надо уметь сказать «хватит», переключиться на что-то другое, — говорит Оксана. — Даже антиквары продают часть коллекции, концентрируются на чем-то более редком, иначе это просто захламление квартиры».
Мисане мечтает, что когда-нибудь, много лет спустя, внуки с гордостью скажут про ее статуэтки: «Это вещи моей бабушки».
Дорогие имена
На аукционах наиболее востребованы фигурки, сделанные известными мастерами
Гоген
В мае на нью-йоркском аукционе Sotheby's была продана единственная статуэтка Поля Гогена. Его 25-сантиметровая «Юная таитянка» ушла с молотка за $11,3 млн. Фигурка выполнена из дерева тамань и самшита, украшена ожерельем из кораллов и ракушек, собранных художником на Таити.
Данько
Фарфоровая фигурка танцовщика Вацлава Нижинского из коллекции Федора Шаляпина поставила рекорд на Sotheby's в 2006 году. Неизвестный российский бизнесмен купил работу Натальи и Елены Данько 1923 года за £344 000 при эстимейте £5000–7000.
Фаберже
Цветок из минералов и золота, украшенный драгоценными камнями и эмалью, ушел с молотка на прошлогоднем декабрьском аукционе Sotheby's за £481 250 при изначальной оценке £200 000—250 000. Большую ценность лоту придал тот факт, что английская королева Александра подарила эту вещь своей подруге леди Айви.