Почему даже беллетристика приобретает черты non-fiction.
Наши индийские коллеги недавно провели исследование по поводу того, что читают деловые индийцы, и сильно удивились, обнаружив, что 55% предпочитают биографии. В прошлом году почти каждая героиня ForbesWoman на вопрос о книге, которая больше всего «зацепила» в последнее время, называла «Подстрочник» — воспоминания переводчицы Лилианны Лунгиной. Почему современники все чаще предпочитают нехудожественную литературу?
«Мне кажется, настало время литературного фьюжн: роман все чаще содержит элементы психологической, кулинарной книги, бизнес-проекта. Мы живем в Вавилонской башне, и наши любимые книги становятся похожими на нее — все смешивается, все хочет быть полезным», — говорит ведущий редактор группы современной прозы издательства «Эксмо» Юлия Качалкина.
По мнению Варвары Горностаевой, главы издательства Corpus, одна из причин «поумнения» литературы — финансовый кризис. «Раньше читатель не задумываясь покупал авоську книг, теперь он тратит деньги на литературу более вдумчиво. Отсюда падение интереса к шпионским романам, детективам», — говорит Горностаева.
Алла Штейнман, владелица издательства «Фантом Пресс», математик по образованию, объясняет растущий интерес к серьезной литературе тем, что читателей книг в принципе становится все меньше: «Любители треш-литературы увлеченно смотрят в телевизоры и мониторы. Оставшаяся читательская аудитория куда требовательнее и умнее. Учитывая тенденцию падения интереса к книге как таковой и к чтению как части образа жизни и мировосприятия, оно может вообще перейти в разряд развлечений маргинальных, в лучшем случае (даже на уровне мусорного чтения) станет признаком интеллектуальной элитарности».
Интерес растет, но выбрать «умные» книги для себя не так-то просто. Главный редактор «Издательства Ивана Лимбаха» Ирина Кравцова советует узнавать об интеллектуальных книгах на сайтах независимых издательств (НЛО, Ad Marginem, «Новое издательство») или в книжных салонах, таких как «Фаланстер» или «Гилея». «В больших магазинах книги, не снабженные крикливыми обложками бестселлеров и фишками типа «Читать обязательно!», — своеобразные послания в бутылке, — считает Кравцова. — Имя их автора тоже, как правило, ни о чем не говорит». Мы решили облегчить вам задачу. Вот несколько недавно изданных книг, читая которые можно узнать или понять что-то новое, важное.
Паскаль Брюкнер «Вечная эйфория»
Подзаголовок этой книги — «эссе о принудительном счастье». О том, как менялось в европейской культуре представление о счастье и о ценностях. Брюкнер вскрывает механизм самовнушения, ставящий человека на крестный путь достижения счастья в современном мире, свергает культ успеха и, наконец, делится своим секретом счастливой жизни.
Патти Смит «Просто дети»
Рок-певица и поэтесса, подруга и любимая модель фотографа Роберта Мэпплторпа в своих воспоминаниях рисует точный и в то же время глубоко личный портрет эпохи — Нью-Йорк конца 1960-х. Отель «Челси», «Фабрика» Энди Уорхола, встречи с поэтами-битниками и легендарными музыкантами — все это переплетено с историей взросления и роста самой Патти, одной из самых ярких представительниц поколения.
Гийом Эрнер «Жертвы моды?»
Книга повествует о том, как создают моду и почему ей следуют. Автор рассказывает, в чем заключается феномен кутюрье, как возникают модные марки, что такое произвол моды и можно ли спрогнозировать успех. Эрнер — социолог, вышедший из семьи портных. Он знает то, о чем пишет, буквально на ощупь. Это делает его вывод чрезвычайно убедительным. Мода — компромисс между двумя желаниями: «принадлежать» и «отличаться».
Мария Галина «Медведки»
Роман о молодом человеке, который за деньги клиентов пишет им желаемую биографию, подбирает семейный фотоархив, а может и сделать героем любимой книги. Но какой из вариантов реальности настоящий?
Стив Сем-Сандберг «Отдайте мне ваших детей!»
В центре повествования — Лодзинское гетто, где находилось 240 000 человек. Выжили, пройдя концлагеря, всего 10 000. Книга не документальная, хотя автор и провел много времени в архивах. Здесь нет привычного деления людей на плохих — нацистов и хороших — заключенных. Автора больше всего волнует, как именно люди остаются людьми.
Ольга Форш «Сумасшедший корабль»
Так называли Дом Искусств, созданный в 1919 году в голодном Петрограде, чтобы поддержать творческую интеллигенцию и «присмотреть» за ней. Здесь, в бывшем особняке купца Елисеева на Мойке, Александр Грин заканчивал «Алые паруса», Владислав Ходасевич познакомился с Ниной Берберовой, а Николай Гумилев вел свою литературную студию. Книгу Форш, написанную в 1930 году, часто называют последним романом Серебряного века.
Николай Каретников «Темы с вариациями»
Композитор-авангардист, бабушка которого пела в Императорской опере, несколько лет был в СССР под запретом. В воспоминаниях, впервые изданных в 1990 году, есть атмосфера, духовный быт, разговоры. Он вспоминает людей, которые показались лично ему «чрезвычайно интересными, важными и даже необходимыми для феноменологии времени».
Сборник «Все о моем отце»
Мемуарные эссе известных деятелей культуры — писателей, актеров, журналистов — о своих отцах. Вспоминали Филипп Янковский, Виктор Ерофеев, Леонид Рошаль, Татьяна Тарасова, Галина Волчек, Ингеборга Дапкунайте и многие другие — всего в сборнике 36 имен.