К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Пища для разума


Почему даже беллетристика приобретает черты non-fiction.

Наши индийские коллеги недавно провели исследование по поводу того, что читают деловые индийцы, и сильно удивились, обнаружив, что 55% предпочитают биографии. В прошлом году почти каждая героиня ForbesWoman на вопрос о книге, которая больше всего «зацепила» в последнее время, называла «Подстрочник» — воспоминания переводчицы Лилианны Лунгиной. Почему современники все чаще предпочитают нехудожественную литературу?

«Мне кажется, настало время литературного фьюжн: роман все чаще содержит элементы психологической, кулинарной книги, бизнес-проекта. Мы живем в Вавилонской башне, и наши любимые книги становятся похожими на нее — все смешивается, все хочет быть полезным», — говорит ведущий редактор группы современной прозы издательства «Эксмо» Юлия Качалкина.

По мнению Варвары Горностаевой, главы издательства Corpus, одна из причин «поумнения» литературы — финансовый кризис. «Раньше читатель не задумываясь покупал авоську книг, теперь он тратит деньги на литературу более вдумчиво. Отсюда падение интереса к шпионским романам, детективам», — говорит Горностаева.

 

Алла Штейнман, владелица издательства «Фантом Пресс», математик по образованию, объясняет растущий интерес к серьезной литературе тем, что читателей книг в принципе становится все меньше: «Любители треш-литературы увлеченно смотрят в телевизоры и мониторы. Оставшаяся читательская аудитория куда требовательнее и умнее. Учитывая тенденцию падения интереса к книге как таковой и к чтению как части образа жизни и мировосприятия, оно может вообще перейти в разряд развлечений маргинальных, в лучшем случае (даже на уровне мусорного чтения) станет признаком интеллектуальной элитарности».

Интерес растет, но выбрать «умные» книги для себя не так-то просто. Главный редактор «Издательства Ивана Лимбаха» Ирина Кравцова советует узнавать об интеллектуальных книгах на сайтах независимых издательств (НЛО, Ad Marginem, «Новое издательство») или в книжных салонах, таких как «Фаланстер» или «Гилея». «В больших магазинах книги, не снабженные крикливыми обложками бестселлеров и фишками типа «Читать обязательно!», — своеобразные послания в бутылке, — считает Кравцова. — Имя их автора тоже, как правило, ни о чем не говорит». Мы решили облегчить вам задачу. Вот несколько недавно изданных книг, читая которые можно узнать или понять что-то новое, важное.

 

Паскаль Брюкнер «Вечная эйфория»

Подзаголовок этой книги — «эссе о принудительном счастье». О том, как менялось в европейской культуре представление о счастье и о ценностях. Брюкнер вскрывает механизм самовнушения, ставящий человека на крестный путь достижения счастья в современном мире, свергает культ успеха и, наконец, делится своим секретом счастливой жизни.

Патти Смит «Просто дети»

 

Рок-певица и поэтесса, подруга и любимая модель фотографа Роберта Мэпплторпа в своих воспоминаниях рисует точный и в то же время глубоко личный портрет эпохи — Нью-Йорк конца 1960-х. Отель «Челси», «Фабрика» Энди Уорхола, встречи с поэтами-битниками и легендарными музыкантами — все это переплетено с историей взросления и роста самой Патти, одной из самых ярких представительниц поколения.

Гийом Эрнер «Жертвы моды?»

Книга повествует о том, как создают моду и почему ей следуют. Автор рассказывает, в чем заключается феномен кутюрье, как возникают модные марки, что такое произвол моды и можно ли спрогнозировать успех. Эрнер — социолог, вышедший из семьи портных. Он знает то, о чем пишет, буквально на ощупь. Это делает его вывод чрезвычайно убедительным. Мода — компромисс между двумя желаниями: «принадлежать» и «отличаться».

Мария Галина «Медведки»

Роман о молодом человеке, который за деньги клиентов пишет им желаемую биографию, подбирает семейный фотоархив, а может и сделать героем любимой книги. Но какой из вариантов реальности настоящий?

 

Стив Сем-Сандберг «Отдайте мне ваших детей!»

В центре повествования — Лодзинское гетто, где находилось 240 000 человек. Выжили, пройдя концлагеря, всего 10 000. Книга не документальная, хотя автор и провел много времени в архивах. Здесь нет привычного деления людей на плохих — нацистов и хороших — заключенных. Автора больше всего волнует, как именно люди остаются людьми.

Ольга Форш «Сумасшедший корабль»

Так называли Дом Искусств, созданный в 1919 году в голодном Петрограде, чтобы поддержать творческую интеллигенцию и «присмотреть» за ней. Здесь, в бывшем особняке купца Елисеева на Мойке, Александр Грин заканчивал «Алые паруса», Владислав Ходасевич познакомился с Ниной Берберовой, а Николай Гумилев вел свою литературную студию. Книгу Форш, написанную в 1930 году, часто называют последним романом Серебряного века.

 



 Николай Каретников «Темы с вариациями»

Композитор-авангардист, бабушка которого пела в Императорской опере, несколько лет был в СССР под запретом. В воспоминаниях, впервые изданных в 1990 году, есть атмосфера, духовный быт, разговоры. Он вспоминает людей, которые показались лично ему «чрезвычайно интересными, важными и даже необходимыми для феноменологии времени».

Сборник «Все о моем отце»

Мемуарные эссе известных деятелей культуры — писателей, актеров, журналистов — о своих отцах. Вспоминали Филипп Янковский, Виктор Ерофеев, Леонид Рошаль, Татьяна Тарасова, Галина Волчек, Ингеборга Дапкунайте и многие другие — всего в сборнике 36 имен.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+