«Шоугерл»: драматическая роль Памелы Андерсон в фильме о танцовщице бурлеск-шоу

Танцевальное шоу Le Razzle Dazzle, звездами которого на протяжении многих лет были девушки в откровенных блестящих нарядах и плюмажах, не пользуется былой популярностью и обречено на скорое закрытие. 57-летняя Шелли (Памела Андерсон), не представляющая своей жизни без выступлений в кордебалете при казино, не понимает, что ей делать дальше. В моменты отчаяния Шелли пытается вернуть утраченную связь с единственной дочерью Ханной (Билли Лурд), ищет поддержки у близкой подруги, официантки Аннетт (Джейми Ли Кертис), и безуспешно ходит на кастинги в другие танцевальные шоу. Впереди Шелли ждет несколько последних выходов на сцену, а после них — полная неизвестность.
Независимый режиссер Джиа Коппола (племянница Софии Копполы) предложила Памеле Андерсон сыграть главную роль в своей новой драме «Шоугерл» (в оригинале The Last Showgirl) после того, как посмотрела документальный фильм-исповедь «Памела: История любви» (2023). «Ее недооценивали, и ей до сих пор не дали шанс продемонстрировать свои таланты», — возмущалась постановщица в интервью. Обезоруживающая игра в «Шоугерл» принесла Андерсон первую в ее жизни номинацию на «Золотой глобус». «Мне кажется, что это только начало», — заявила по этому поводу актриса. Сейчас Памеле 57 лет. Она снимается для журналов без малейших признаков косметики на лице, полностью принимая естественные возрастные изменения, и открывает для себя новые карьерные возможности: например, в 2022 году дебютировала на Бродвее, сыграв Рокси Харт в культовом мюзикле «Чикаго».
На протяжении 1990-х актриса была заложницей образа сексапильной блондинки, которую она изображала в популярном телесериале «Спасатели Малибу», на обложках эротического мужского журнала Playboy и перед объективами назойливых папарацци. В перерыве между съемками Памела читала пьесы Теннесси Уильямса и Юджина О'Нила, мечтая воплотить их героинь на театральной сцене, но, увы, режиссеры упорно не хотели признавать в ней драматическую актрису. В 2000-х Памела тщетно пыталась освободиться от амплуа спасательницы в красном купальнике — она безумно хотела, чтобы к ней относились, как к «серьезной актрисе и интеллектуалу», — но по-прежнему не получала достойных ролей.
В 2023 году Андерсон честно рассказала о своей жизни в документальном фильме Netflix «Памела: История любви», спродюсированном ее сыном Брэндоном Томасом Ли. В картине — психологическом портрете актриса вспоминала о детских травмах, в том числе о пережитом в раннем возрасте сексуализированном насилии, эротизации и эксплуатации своего тела в киноиндустрии и глянце, непростом браке с барабанщиком группы Motley Crue Томми Ли, который ее вечно контролировал, публичном сташейминге после распространения их с музыкантом хоум-видео и попытках обрести автономию не только в профессии, но и за пределами экрана. «Я всегда хранила этот секрет. Мне кажется, я знала, что способна на большее, но не знала, на что именно. И выступление на Бродвее действительно взволновало меня. Я почувствовала, мне есть что дать [этому миру], потому что если я могу это сделать, я могу сделать все что угодно», — делилась Памела в интервью.
«Шоугерл» Джии Копполы оказался для актрисы глубоко личным фильмом. «Если бы у меня была другая жизнь, я бы не смогла сыграть Шелли так, как играю ее сейчас. У меня была удивительная, дикая, грязная жизнь, и этого хватит, чтобы потянуть этого персонажа... Я чувствую, что у меня достаточно опыта», — признавалась Андерсон.
Драму «Шоугерл» Джиа Коппола поставила по сценарию Кейт Герстен, работавшей над сериалами «В лучшем мире» и «Моцарт в джунглях». Однако режиссер прежде всего ориентируется на собственный подход к сторителлингу. Еще в драме взросления «Пало-Альто» (2013) постановщица, начинавшая карьеру как фотограф, неспешно фиксировала отношения старшеклассницы Эйприл (Эмма Робертс) с окружающим миром, делая акцент на созерцательном опыте героини. В «Шоугерл» Коппола использует похожий прием. Сцены, в которых отчаявшаяся Шелли танцует на фоне фантасмагорического Вегаса, оказываются красноречивее ее монологов о былом величии шоу Le Razzle Dazzle.
Картина изобилует крупными планами расшитых стразами и пайетками костюмов танцовщиц, которые воплощают блеск кабаре. 16-миллиметровая пленка создает ностальгическое настроение, а намеренный расфокус добавляет несколько монотонному фильму меланхолии, что соответствует эмоциональному состоянию главной героини. Шелли, которая вот-вот лишится дела всей своей жизни, как будто впадает в бесконечный транс: она бесцельно блуждает вдоль шоссе, автостоянок и казино, подолгу рассматривает себя в зеркале, в одиночестве изучает записи балетных партий, старательно повторяя движения. Героиня не хочет верить, что ее карьера, которой она посвятила больше 30 лет, закончилась: «Эти костюмы, эти декорации, купаться в лучах софитов вечер за вечером, быть на виду, чувствовать себя красивой — в этом сила. Я не могу представить свою жизнь без этого».
Интересно, что режиссер избегает показывать женщин на сцене бурлеск-шоу — только в процессе подготовки к выступлениям, когда они помогают друг другу облачиться в «голые» наряды. В отличие от эротической драмы Пола Верховена «Шоугелз» (1995) фильм Джии Копполы не объективирует артисток, показывая их личностями с зачастую трагическими судьбами, а не сексапильными куклами для развлечения мужчин. Помимо Шелли, на экране выделяются молодая, не ценящая себя танцовщица Джоди (Кирнан Шипка), которую отвергла собственная семья, а также бывшая шоугерл, а теперь официантка Аннетт — страстный перформанс сыгравшей ее Джейми Ли Кертис под Total Eclipse of the Heart непременно разобьет зрителям сердце.
Фильм касается темы баланса работы и материнства: Шелли пожертвовала отношениями с дочерью и семейной жизнью ради успешной карьеры в Вегасе и теперь испытывает муки совести из-за того, что ее не было рядом, когда маленькая Ханна нуждалась в материнской любви и поддержке. При этом Джиа Коппола не занимает обвинительную позицию в отношении главной героини, а, напротив, подчеркивает, насколько противоречивы и потому совершенно нелогичны требования общества к женщинам. «Люди постоянно твердят «делай это, делай то», ты соглашаешься на то, чего не хотела, а они тебе — «следуй за мечтой», — говорит Шелли в одном из монологов, которые во многом резонируют с историей самой Памелы Андерсон. Постепенное сближение героини с дочерью, вопреки накопившимся обидам и разногласиям, — движущая сила фильма. Попытки самодостаточной Ханны понять свою неидеальную мать, отдавшую всю себя «глупому голожопому шоу», выходят трогательными и жизнеутверждающими. Джиа Коппола старается донести до зрителя простую, но невероятно ценную мысль: «матери не святые и не спасительницы, но они делают все, что могут, с тем, что имеют».
Режиссер обличает и процветающий в шоу-бизнесе эйджизм: Шелли, которая врет о своем возрасте, не может успешно пройти кастинг ни в одно из танцевальных шоу, потому что мужчины, сидящие в жюри, считают, что она «давно потеряла товарный вид». Грустная история Шелли, одним днем вычеркнутой из звезд бурлеска, перекликается с судьбой Элизабет Спаркл из боди-хоррора «Субстанция» (2024), которую «убрали» с телевидения, как только ей исполнилось 50. Джиа Коппола в своем фильме не открывает Америку, но в очередной раз напоминает про потребительское отношение к женщинам.
Драма «Шоугерл» складывается из фрагментов жизни 57-летней женщины, сброшенной со счетов, испытывающей страх перед будущим и потому постоянно зарывающейся в приятные воспоминания о прошлом. Смотреть на метания героини через мечтательную дымку Джиа Коппола, очевидно, научилась у своей тети Софии. Возможно, постановщице пока не хватает профессиональной собранности и уникального почерка, но ее нарочито сумбурная драма берет за живое, потому что прежде всего это максимально честное кино. А для недооцененной в свое время Памелы Андерсон роль в «Шоугерл» — настоящий драматический триумф, который достигает пика в финальном выступлении ее героини.