Как две россиянки вошли в лучшую женскую киберспортивную команду по Counter-Strike 2
![Команда Imperial Fe: Александра Тимонина (вторая слева), Виктория Казиева (четвертая слева) (Фото ESL Impact / HLTV)](https://cdn.forbes.ru/forbes-static/c/608x342/new/2025/01/0-J-DpAbDAHvzGMcplhPjiYQ-kopia-6798cc60d260c.webp)
Imperial Fe стала первой женской командой, которая будет выступать на турнире первого уровня по Counter-Strike 2: она будет бороться с мужскими командами на IEM Katowice в Польше. Женщин на этой сцене все еще значительно меньше мужчин: они составляют 35% киберспортсменов, и только 5% выступают на профессиональном уровне, а это значит, что женщины-игроки редко выходят на главные соревнования. При этом в Counter-Strike играют всего 4,3% киберспортсменок.
В составе Imperial Fe пять девушек, две из них россиянки — Виктория Казиева и Александра Тимонина. Они рассказали Forbes Woman, считают ли свой выход на IEM Katowice прорывом для женского киберспорта и как добиться успеха в этой мужской сфере.
— Как вы пришли в киберспорт?
Виктория Казиева: У меня два старших брата. Мне было 12 лет, когда они играли в Counter-Strike 1.6 (одна из ранних версий Counter-Strike. — Forbes Woman). Я за ними постоянно наблюдала, а когда они заканчивали, садилась за компьютер и тоже поигрывала. Я так много играла в CS, что прогуливала школу. Родителям это не нравилось, особенно маме. Она мне всегда ставила условие: если будут плохие оценки, она не разрешит компьютер включать. Так что у меня был стимул еще и хорошо учиться.
Я долго играла в CS 1.6 просто дома. Первую команду мы собрали с подружкой: пытались участвовать в турнирах, но не очень получалось. Когда версия 1.6 совсем устарела и вышла Counter-Strike: Global Offensive (предпоследняя версия CS. — Forbes Woman), она мне не понравилась, и я начала играть в Dota. Просто теряла там время.
Потом как-то мне друзья говорят: «Пойдем поиграем в новую CS». Я сопротивлялась, но в итоге согласилась, сыграла один, второй, третий раз — и затянуло. Я сказала себе, что если продолжу играть, то уже не просто так: я понимала, какие перспективы в этой игре и какие деньги на ней можно зарабатывать.
Я поставила себе цель, очень много работала. По моему имени — Виктория — можно понять, что я очень люблю побеждать. Пыталась играть [в команде] с разными девочками, на турнирах выходило не очень, но сама я показывала хороший результат. В 2017 году мне пришло приглашение попробовать пройти как игрок на замену в российскую команду ARES fe, которая тогда входила в топ-3 в мире. Так я подписала первый контракт. Мне было 18 лет, и с тех пор я профессионально занимаюсь CS. Мое хобби стало работой, и я наслаждаюсь этим.
Александра Тимонина: Мой папа любил компьютерные игры, одной из них была Counter-Strike: Source (третья версия CS. — Forbes Woman), он и научил меня играть. Мне тогда было пять лет, и я еще не знала, что существуют турниры. Были периоды, когда я вообще не играла из-за учебы. Лет с 13, когда вышла Counter-Strike: Global Offensive, я начала очень много играть — у меня была цель апнуть глобала (стать игроком высшего ранга. — Forbes Woman).
Когда мне было 17, у меня появилась первая команда — русская. Мы отобрались тогда на мой первый турнир — Copenhagen Games, это было в 2019 году. Во вторую команду меня позвали на один турнир, заменить игрока. После этого мы с другими девчонками собрали свою команду, в которую чуть позже пришла Тори (ник Виктории. — Forbes Woman). Это было почти четыре года назад, за это время у нас поменялись четыре игрока.
Раньше я совмещала игру с учебой в универе, но это стало очень сложно — сейчас тренировки целыми днями.
— Для вас выход на турнир первого уровня — это большое достижение? Вы чувствуете в этом прорыв для киберспортсменок в целом?
Виктория: Прорыв будет, если мы выиграем или пройдем в топ-3. Хотя уже то, что мы просто участвуем, имеет большое значение для женской сцены. Но мне кажется, этого все равно недостаточно, нужен результат, победа.
Александра: Я считаю, то, как мы отыграли против NAVI (титулованная киберспортивная мужская команда. — Forbes Woman) на «Бласте» (матч в рамках турнира 2025 BLAST Bounty Spring по Counter-Strike 2) — это прорыв для женской киберспортивной сцены, хотя мы и проиграли.
— NAVI после матча отметили высокий уровень вашей игры. Насколько для вас важна поддержка от других спортсменов, особенно мужчин?
Виктория: Для меня это действительно очень важно. После матча с NAVI мой кумир детства, бразильский игрок и легенда CS FalleN сделал репост моего твита и написал, как круто мы отыграли. Ради такого и стоит работать и добиваться своих целей. Это было нереально приятно.
Александра: Я согласна. Иногда даже не верится, когда заходишь в Twitter (сейчас X. — Forbes Woman), а там игроки первого уровня хвалят твою игру. Это дает тебе мотивацию [и уверенность], что ты можешь еще лучше играть.
— А зрители вас как-то поддерживают в соцсетях?
Александра: Поддержка и хейт обычно 50/50, при этом после матча с NAVI пришло много положительных комментариев. До матча нам писали, что мы проиграем со счетом 13:0, что у нас нет шансов. Спрашивали, что мы вообще забыли на турнире. После матча тоже были негативные комментарии, но меньше.
Когда я стримлю, от девушек гораздо чаще получаю положительные отзывы, чем от парней, хотя аудитория парней у меня больше, так как их больше в этой игре. Девочки после матча писали мне в личные сообщения, что я их очень вдохновила и они верят, что женская сцена поднимется, будет больше игроков среди женщин.
— А что вам хейтеры, например, пишут? Идет негатив, потому что вы девушки?
Виктория: Бесит дурацкий стереотип, что женщины не умеют играть, что наше место на кухне и мы должны помидоры нарезать. Мне кажется, что это вдвойне давит на любую девочку в киберспорте. Многие из-за таких комментариев и негатива просто не идут вперед и бросают игры.
Александра: Когда я только начала играть, так сказать, по фану, стоило просто включить микрофон, как начинались шутки и оскорбления. До сих пор я это встречаю. Проблема тут в том, что за это редко наказывают. На игровой платформе FACEIT банят токсичных людей, которые оскорбляют других, но этого все равно мало.
— Вы просто привыкли к хейту и стараетесь не замечать его?
Виктория: Стараемся не замечать. Раньше я могла перед матчем комментарии почитать, но это иногда плохо влияло на мою игру. Сейчас я поняла, что этого делать нельзя. Когда у нас официальный матч, я вообще в соцсети не захожу.
— А есть вообще какой-то смысл в делении турниров на женские и мужские? Казалось бы, физического противостояния нет.
Виктория: Если бы мы могли играть в смешанных составах, мы бы играли, просто нам никто не дает такой возможности. Из-за стереотипа, что девочки не умеют играть, нас никто не приглашает в мужские составы. Плюс девочек среди игроков гораздо меньше. Поэтому, наверное, и делится киберспорт на женский и мужской.
Александра: Мы можем участвовать и в мужских турнирах, просто это тяжело. Очень многие хорошие мужские команды не принимают от нас приглашения на тренировки из-за того, что мы девушки. В результате у нас мало опыта, чтобы играть против сильных команд. Против команд уровня тех же NAVI мы никогда в жизни не выходили. И при этом результат был не самый плохой. Если бы у нас была возможность тренироваться против таких команд, то, возможно, и результат был бы лучше.
IEM Katowice будет самым первым турниром, на котором мы будем выступать исключительно против мужчин. Посмотрим, как это будет.
— Отличаются ли призовые на мужских и женских турнирах?
Виктория: Призовые значительно отличаются, потому что женских турниров мало, и мало кто из спонсоров заинтересован в том, чтобы вкладывать деньги в женский киберспорт. Аудитория у него не такая большая, чего не сказать о мужском, где бывает по два турнира в месяц — это очень много.
У мужчин бывает $1 млн за первое место, у нас — $50 000. Это колоссальная разница.
— Как часто вы выезжаете на турниры?
Александра: Если брать чисто женские, то раньше было три турнира в год. Перед самим турниром мы около двух месяцев играем, чтобы пройти отбор. В прошлом году ESL (Electronic Sports League — организатор киберспортивных чемпионатов. — Forbes Woman) сократила число турниров до двух в год.
— Вы тренируетесь с мужскими командами или с женскими тоже?
Виктория: Мы в основном тренируемся с мужскими командами. Уровень других женских команд намного ниже, чем наш.
— А играть интереснее с мужскими или женскими командами?
Александра: Нам интересно играть против сильнейших, чтобы научиться чему-то, неважно, будет это женская топовая команда или мужская. Просто на данный момент сильнейшая женская команда — это мы.
— Как у вас устроены тренировки?
Виктория: Мы начинаем в 12:00. Сначала теория: час-два вместе с тренером обсуждаем тактику, ошибки, которые допустили в прошлом, что-то новое добавляем, чтобы противники не так легко могли «прочитать» нас на следующей игре. После этого у нас три прака (тренировочные игры. — Forbes Woman) против команд. Потом перерыв на час и еще два прака. Дальше мы обсуждаем, как прошли игры, а потом у нас свободное время, но мы все равно продолжаем играть, чтобы поднимать свой личный скил.
— Какими качествами нужно обладать девушке, чтобы добиться больших высот в киберспорте?
Виктория: Целеустремленность должна быть. И чтобы человеку реально нравилось этим заниматься. Я встречала много людей, которые говорили, что хотят чего-то добиться, но на деле мало работали и просто убивали время.
Еще когда человек ненавидит проигрывать, он будет работать больше, чтобы добиться своей цели.
Александра: Как в любом спорте, здесь должна быть дисциплина, чтобы изо дня в день продолжать тренироваться. Когда ты начинаешь играть, это приносит удовольствие, но спустя время становится работой.
— Что вам больше всего нравится в киберспорте?
Виктория: Я очень люблю эту игру. Я очень люблю побеждать — это самое лучшее чувство на свете, самое худшее — проигрывать. Плюс люблю путешествовать, а турниры проходят в разных странах.
Александра: У меня абсолютно так же. Игра — это моя жизнь.
— И вы не устаете от одной и той же игры? Вы же в ней каждый день?
Виктория: Каждый день, да. Бывают «перегорания», но, мне кажется, в любой сфере такое происходит. Просто надо брать перерыв, и все будет хорошо.
— Что самое сложное для вас в этой работе?
Виктория: Для меня — общаться с людьми. Когда в команде происходят конфликтные ситуации, я не могу первая подойти к человеку и начать разговор — такой у меня немножко мерзкий характер. Я понимаю, что надо над этим работать.
Александра: Когда у нас турниры и долгие буткемпы (специальные тренировочные сборы перед соревнованиями. — Forbes Woman), мы путешествуем месяц — это тяжело, потому что ты начинаешь скучать по дому. На буткемпах мы живем все вместе и постоянно играем.
— До какого возраста женщины остаются в киберспорте? Какие у вас планы на будущее: продолжать играть или, может быть, уйти в тренерство?
Виктория: Я думаю, что нет ограничений по возрасту. У нас в команде zAAz (шведская киберспортсменка Зейнаб Турки. — Forbes Woman) — ей 33 года, и она очень жестко играет. Она очень сильная, и я считаю, что она еще и других мотивирует. Если человек устал, то да, пора уходить.
Александра: Тому же karrigan (Финн Андерсен, капитан титулованной киберспортивной команды FaZe. — Forbes Woman) 34 года. Важно, какая у тебя жизнь. Если есть семья, дети, киберспортивную карьеру с этим трудно совмещать.
Насчет будущего я пока не думала, сейчас я сфокусирована на игре и в ближайшее время уходить не собираюсь.
Виктория: Мне хотелось бы продолжать работать в киберспорте. Например, интервью брать, может быть, стримерство попробовать. Хочется оставаться в игровой индустрии.