К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы

Анн Флипо (Фото DR)
Анн Флипо (Фото DR)
Парфюмерия — еще одна сфера, долгое время считавшаяся исключительно мужской. Женщины начали добиваться признания в ней только со второй половины XX века. Они создавали духи-бестселлеры и нишевые ароматы, запускали собственные бренды и занимали руководящие должности в крупнейших модных домах. Forbes Woman перечисляет несколько важных имен
Таппути-Белатекаллим
Рельеф Берни, также известный как «Царица Ночи», Южная Месопотамия, 1800–1750 гг. до н. э. (Фото DR)

Таппути-Белатекаллим

Таппути, или Таппути-Белатекаллим («белатекаллим» переводится как «смотрительница дворца»), которая считается первой женщиной-химиком в истории, была личным парфюмером царя Ассирии в XII веке до н. э. Во время раскопок на территории современного Ирака археологи обнаружили клинописные таблички с именем Таппути, списками ингредиентов для создания различных эссенций и описанием процессов дистилляции и фильтрации. Работа женщины заключалась в том, чтобы изготавливать ароматические масла и мази, — для тела, покоев и умащения статуй богов.

Колдуя над ароматами, парфюмерша добавляла в экстракт воду или другие растворители, после чего несколько раз перегоняла и фильтровала жидкость. Она смешивала ароматы различных цветов, трав, смол и масел.

Несмотря на то, что о профессиональных достижениях Таппути сохранилось не так много информации, ее принято считать самой первой женщиной-парфюмером. Правда, после нее эта профессия надолго стала исключительно «мужской».

Жермен Селье
DR

Жермен Селье

Дочь богемного отца и матери-травницы, Жермен Селье росла в Бордо, а после окончания школы, в 1930 году, отправилась в Париж изучать органическую химию. Получив ученую степень, амбициозная девушка работала в парфюмерной компании Roure Bertrand и концерне Colgate-Palmolive, пока ее талант не заметил кутюрье Роберт Пиге. Основатель модного дома Robert Piguet хотел создать собственную парфюмерную линию и предложил Жермен Селье придумать «современный и динамичный» аромат. Так в 1944 году появился парфюм под провокационным названием Bandit с агрессивным анималистическим аккордом — нотами мускуса, амбры и цибетина (секрета циветт, зверьков, обитающих в саваннах Южной Африки).

На Bandit эксперименты Жермен Селье не закончились. Она трудилась и над революционными духами Balmain Vent Vert, в которых солировала горьковато-травяная нота гальбанума. Селье также отвечала за Fracas бренда Robert Piguet — аромат с нотами туберозы много лет спустя полюбили Мадонна и Кортни Лав.

Большую часть своей парфюмерной карьеры Жермен Селье посвятила сотрудничеству с брендом Balmain, а также создала два знаковых аромата для домов Nina Ricci и Balenciaga — цветочный Coeur Joie для первого и шипровый La Fuite des Heures для второго.

Люди, знавшие Селье, называли художницей от парфюмерии, одновременно отмечая ее властный характер и грубость манер. «Она перенесла фовизм и абстракционизм в парфюмерию. Она творила в диссонансе», — писала о ней парфюмер Жаннин Монжен.

Жозефина Катапано
DR

Жозефина Катапано

Американка Жозефина Катапано всю жизнь трудилась в крупной американской компании IFF (International Flavors & Fragrances). Свою внушительную карьеру она построила на создании эффектных ароматов, очень точно отражающих ДНК брендов. Так, в 1953 году Катапано создала первые духи для Estée Lauder, получившие название Youth-Dew («Роса юности»). Пряное масло, которое многие использовали во время принятия ванны, стало лицом бренда. Аромат Youth-Dew оказался настолько популярным, что приносил более $25 млн в год без какой-либо рекламы. Нос Катапано также ответственен за шипровый Zen Original, созданный для Shiseido, и цветочно-амбровый Fidji для Guy Laroche.

Карьера Катапано пришлась на эпоху, когда парфюмеры не были известны за пределами лабораторий, а их имена не указывали на флаконах. Только в 1980-е и 1990-е ее достижения были отмечены отраслевыми премиями. Помимо работы на IFF, Катапано была наставницей для молодых талантов.

София Гройсман
DR

София Гройсман

София Гройсман родилась в 1945 году в городе Любча в Беларуси. У нее с детства было острое обоняние — позже она вспоминала, что ходила с матерью на рынок и по запаху определяла свежесть продуктов: «Поскольку у нас не было холодильника, мама просила меня попробовать масло, молоко и творог, чтобы определить их свежесть. Если я делала гримасу, она понимала, что еда испортится в течение дня, и не покупала ее». В 1960 году София вместе с родителями эмигрировала в Польшу, а в 1965-м семья перебралась в США.

Изначально София не планировала создавать ароматы, но, получив образование химика, начала работать ассистенткой парфюмера Элли Фокс, которая разрабатывала отдушки для уходовой косметики в уже упоминавшейся компании IFF. В свободное от основной работы время Гройсман сочиняла собственные парфюмерные композиции из чистого любопытства: «У меня не было опыта! Я улавливала запахи компонентов в лаборатории, но не знала, как изготавливают духи. У меня сложилось впечатление, что парфюмеры собирают цветы, кладут их в спирт, а затем все смешивают». Ее пробы пера оказались настолько успешными, что на них обратил внимание вице-президент IFF Эрнест Шифтан. Именно цветочная композиция с акцентом на розу, созданная Гройсман, легла в основу популярных в 1980-х духов Paris модного дома Yves Saint Laurent.

Революционный подход Гройсман к парфюмерному искусству заключался в том, что она начала составлять композиции из ограниченного числа аккордов, — всего четырех–семи нот. Гройсман сформулировала несколько духов-бестселлеров 1970-х, 1980-х и 1990-х, включая два культовых аромата косметического бренда Estée Lauder — альдегидный White Linen и романтично-цветочный Beautiful. Она же отвечала за композиции Eternity for Women от Calvin Klein и Trésor от Lancôme. В 2016 году она получила престижную отраслевую премию, которую вручает ассоциация Fragrance Foundation.

Анник Гуталь
DR

Анник Гуталь

Анник Гуталь родилась во Франции в 1946 году. Прежде чем занять свою нишу в парфюмерной индустрии, она искала призвание в самых разных профессиях. Сначала добилась успеха как пианистка, затем работала моделью, торговала антиквариатом, а после закрытия бизнеса вместе подругой продавала натуральную косметику. Ей казалось, что кремам и лосьонам не хватает привлекательного аромата и запоминающейся упаковки. Чтобы это исправить, Гуталь приехала во французский Грасс, считающийся мировой парфюмерной столицей, и четыре года училась подбирать сырье и создавать композиции.

В 1980 году она открыла в Париже свой первый магазин. В старой книжной лавке основательница бренда Goutal сначала продавала только шесть продуктов — четыре крема и два аромата — цветочно-альдегидный Folavril и Passion с нотой туберозы. Важным моментом в истории бренда стало создание вдохновленного Италией парфюма Eau d'Hadrien с преобладающими в композиции цитрусами. В 1988 году Анник выпустила еще один знаковый аромат бренда — цветочно-фруктовую эссенцию Petite Chérie, которую посвятила своей дочери Камилле.

Парфюмерным бизнесом Анник занималась вплоть до своей смерти от рака груди в 1999 году. Она оставила после себя 20 ароматов, а любовь к духам передала дочери, которая и по сей день работает креативным директором дома Goutal.

Кристин Нажель
DR

Кристин Нажель

Кристин Нажель, которая занимает должность штатного «носа» дома Hermès, родилась в Женеве, а свой профессиональный путь начала с изучения медицины, так как собиралась стать акушеркой. Однако интерес к органической химии со временем привел Нажель в исследовательский отдел швейцарской парфюмерной компании Firmenich. Правда, когда она, поняв, что хочет заниматься ароматами, попросила о переводе в парфюмерный отдел, ее ждал отказ в резкой форме.

Карьерный взлет Нажель начался в Париже, когда она начала работать в компании Givaudan. Она создала такие парфюмерные бестселлеры, как Versace Woman, Eau de Cartier и Narciso Rodriguez for Her. Последние духи, созданные совместно с авторитетным «носом» Франсисом Кюркджяном, получили престижную премию FiFi Awards 2006 за лучший женский аромат.

В 2008 году Нажель уволилась из Givaudan и перешла в небольшую парфюмерную компанию Fragrance Resources. В 2010-м создала композицию English Pear & Freesia для бренда Jo Malone London, ставшую началом многолетнего сотрудничества. В 2014 году Кристин пришла в Hermes, где ее дебютным ароматом стал Galop, сочетающий ноты розы и кожи. Вот уже девять лет Нажель отвечает за ароматы в модном доме.

Патрисия де Николай
DR

Патрисия де Николай

Правнучка Пьера Герлена могла возглавить семейный бизнес Guerlain, но, к сожалению, эта роль предназначалась исключительно мужчинам: «После окончания школы я не ощущала сильной поддержки со стороны близких... Для них судьба семьи принадлежала «носу» мужчины», — позже вспоминала Патрисия. «Мои родные решили, что я, вероятно, уйду, выйду замуж и заведу детей, поэтому не хотели вкладывать в меня деньги», — говорила она.

Она получила специальность химика, окончила парфюмерную школу ISIPCA, работала младшим парфюмером в компаниях Florasynth и Quest International. Гендерные стереотипы она ощущала на протяжении всего карьерного пути в индустрии: «Я помню, что, когда была стажером, мне всегда предлагали стажировки в отделе продаж, но никогда в сфере творчества. Эта гендерная дискриминация не справедлива, но тогда это было нормой. Должна сказать, с тех пор многое изменилось. Сейчас мы знаем достаточно женщин, которые достигли признания в качестве парфюмеров. На самом деле, сегодня 80% из всех поступающих в магистратуру ISIPCA составляют женщины. Поэтому творческие команды в современном парфюмерном бизнесе — очень феминизированные».

В 1988 году вместе со своим мужем Жаном-Луи она основала собственный независимый бренд Parfums de Nicolaï и тогда же выпустила цветочный аромат Number One, который выиграл международную премию для молодых парфюмеров Prix International du Jeune Parfumeur Créateur. Настоящим же триумфом стало вручение Ордена Почетного легиона.

Анн Флипо
DR

Анн Флипо

Анн Флипо, одна из самых уважаемых фигур в современной парфюмерной индустрии, росла на севере Франции, в окружении большого сада. Родители Анн хотели, чтобы дочь готовилась к вступительным экзаменам в вузы для инженеров, но та решила поступать в парфюмерную школу ISIPCA.

По ее окончании Анн успела поработать в компаниях Florasynth и Creations Aromatiques, а позже начала создавать хитовые ароматы для крупных брендов — например, Fleur de Narcisse Eau de Cologne для Chloé. В мире нишевых ароматов она заявила о себе пряным букетом Mimosa Pour Moi и легкой композицией La Chasse aux Papillons для бренда L'Artisan Parfumeur. А в 2004 году начала работать в уже упоминавшейся компании IFF. Там Анн разработала немало бестселлеров, включая Libre Intense Eau de Parfum от Yves Saint Laurent и L'Interdit Eau de Parfum от Givenchy. И при этом чередовала создание коммерческих ароматов с нишевыми.

«Когда я только начинала, мне сказали: «Женщина-парфюмер? Ни в коем случае!». К счастью, моя мать, воспитывая меня и сестру, была одержима желанием показать нам, что у нас столько же возможностей, сколько и у мальчиков, если не больше», — говорит Флипо, ныне — мастер-парфюмер IFF.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+