Логопед-новатор: как в онлайн-школе Марии Смоляновой помогают детям с дефектами речи
Мария Смолянова, несмотря на журналистское образование, долгое время работала в девелоперской сфере — организовывала поставки стройматериалов на объекты. Все изменилось с появлением детей. «Я стала искать детский сад. Мне было важно не просто сдать детей в «камеру хранения», пока мы с мужем на работе, а чтобы они развивались там. В итоге в 2019 году я открыла собственный детский сад, который назвала Novator», — рассказывает Смолянова. Мария с командой отслеживали прогресс в развитии детей, делали еженедельные отчеты для родителей. Перед началом пандемии коронавируса она привлекла инвестиции на открытие еще двух детских садов, но из-за карантина они так и не начали работу.
В 2020 году Смолянова вложила небольшую сумму в разработку лендинга и рекламу, Novator, приспособившись к новым условиям, стал полноценной платформой с онлайн-уроками. Поначалу на ней работала команда детского сада. В Novator вели занятия по раннему развитию для малышей, подготовке к школе, живописи, английскому и развитию речи. Параллельно выяснилось, что у сына Марии Смоляновой есть проблемы с произношением звуков. «Довольно скоро мы поняли, что детей именно с такими трудностями очень много, а ниша в тот момент была свободна. Логопедия довольно быстро стала нашим флагманским продуктом. Получается, в этот бизнес меня привели собственные дети», — рассказывает предпринимательница.
Без железок во рту
Команда Novator столкнулась с непониманием со стороны родителей, когда только начала вести логопедические занятия удаленно. «Нам говорили, что мы не сможем долго удерживать внимание ребенка через экран и что логопедия онлайн невозможна, потому что нужно обязательно залезать железяками в рот», — рассказывает Смолянова.
Приходилось подробно объяснять родителям методику занятий. «Действительно, в любой момент ребенок может выйти из видеоконференции или свернуть окошко, открыть YouTube и спокойно там смотреть то, что ему интересно. Поэтому нам было важно для развития проекта сделать занятия увлекательными и в то же время результативными. Мы регламентировали структуру урока: прописали смену активности каждые несколько минут, чтобы разные органы чувств ребенка были задействованы в процессе обучения. Тогда ему будет интересно», — говорит основательница Novator. По ее словам, нередко и сейчас приходится показывать потенциальным клиентам, что логопедия — это далеко не про «железки во рту», а про упражнения, которые можно делать в домашней обстановке дистанционно.
Скептическое отношение к онлайн-формату встречается не только среди клиентов, но и среди педагогов, замечает Смолянова: «Новые педагоги, приходя к нам, часто уверены, что работать с логопедией удаленно невозможно. А потом мы их переубеждаем».
По словам предпринимательницы, для развития речи очень важно не только заниматься артикуляционной гимнастикой и выполнять задания на постановку звуков, но и развивать мышление, память, мелкую моторику. Именно для этого на платформе есть занятия живописью, лепкой, актерским мастерством, а также развивающие игры.
ИИ в помощь
По состоянию на декабрь 2024-го в онлайн-школе Novator занимаются 2200 детей, в том числе живущие за рубежом билингвы.
Чтобы попасть в школу, родитель заполняет заявку на сайте, а затем ребенок проходит диагностику. Сначала диагност заполняет таблицу, в которой отмечает наличие того или иного речевого дефекта у ребенка. А затем разработанная командой Novator математическая модель на основе искусственного интеллекта выдает рекомендации по программе занятий, подбирает педагога, который специализируется на конкретных дефектах, и составляет расписание. ИИ компания ввела в работу в 2023 году.
Как правило, занятия проходят два раза в неделю. Искусственный интеллект на них выступает помощником для специалиста-логопеда: программа «слушает» ученика и показывает, насколько (в процентных пунктах) улучшилось его произношение по сравнению с прошлой диагностикой.
Есть те, кто приходит в Novator именно из-за этой функции, — это, как правило, люди, глубоко погруженные в технологии, которым интересно пробовать новое. Тем не менее Мария Смолянова считает, что пока и дети, и родители воспринимают ее как элемент геймификации. Многие удивляются, когда спустя два месяца видят, насколько далеко они продвинулись.
Хотя главные пользователи платформы — это дети, иногда в Novator занимаются и родители. «Ребенок как слышит, так и говорит. И мы предлагаем родителям, у которых замечаем речевые дефекты, тоже пройти у нас занятия. Если родитель начинает говорить лучше, ребенок тоже совершенствует свою речь», — отмечает Смолянова.
Предпринимательница объясняет, что при разработке нейросети, которую использует Novator, команда собрала большую базу именно детских голосов: только так можно определить большинство дефектов детского звукопроизношения. Однако и с установлением логопедических проблем у взрослых ИИ справляется хорошо.
Модуль с ИИ в проекте стали активнее развивать, когда поняли, что на рынке не хватает логопедов и что до некоторых детей Novator в принципе не может «дотянуться». Не все могут позволить себе заплатить 7000 за одно занятие (или 38 000 за абонемент на 30 занятий). Аудиодиагностика с помощью ИИ доступна любому человеку: в первый раз ее можно пройти бесплатно, а при наличии абонемента неограниченное число раз, чтобы эффективнее отслеживать прогресс. При этом все выводы ИИ верифицируют логопеды, сравнивая с тем, что слышат на занятиях. Сама система с увеличением числа пользователей обучается, получая все новые и новые данные, и начинает работать точнее.
Как работает Novator
Сейчас в Novator работают около 40 человек, включая администраторов и менеджеров отдела продаж. Кроме них с платформой сотрудничают около 300 логопедов, которых Смолянова находит через сайты для поиска работы и сарафанное радио. Педагоги получают от 300 до 800 рублей за час работы в зависимости от опыта.
Долгое время Смолянова была вовлечена в рутинные задачи, но спустя четыре года после запуска у нее есть технический, операционный и административный директора, а также директор по продукту. А сама она отвечает за стратегию развития платформы и привлечение инвестиций: в развитие компании вложились бизнес-ангел и корпоративный венчурный фонд.
Основные статьи расходов — фонд оплаты труда и маркетинг. Кроме того, Смолянова инвестирует в разработку новых инструментов платформы. Доходы в основном приносит плата за абонементы. По словам предпринимательницы, выручка за 2023 год составила 150 млн рублей. Смолянова планирует развивать B2B-направление: несколько организаций (их предпринимательница не называет) в 2025 году хотят закупить годовые лицензии на несколько тысяч пользователей для детей своих сотрудников — в рамках соцпакетов.
Сейчас команда разрабатывает динамические логопедические игры, которые будут сами подстраиваться под текущие потребности ребенка, ориентируясь на результаты диагностики.
На каждом этапе развития компания встречалась со скепсисом окружающих из-за нового подхода к логопедии. Но команда показывает, что возможно все: «Просто нужно чувствовать тенденции рынка, чувствовать, что поможет масштабировать решение любой проблемы и использовать», — заключает Смолянова.
Про всех победительниц и финалисток премии вы можете прочитать на сайте Forbes по хештегу Forbes Woman Mercury Awards.