Слишком независимая: как злая ведьма из страны Оз стала главной героиней мюзикла
Действие фильма разворачивается в стране Оз примерно за 10 лет до того, как ураган занесет туда девочку Дороти с ее псом Тото. Таинственный Волшебник (Джефф Голдблюм), обитающий в Изумрудном городе, исполняет заветные желания тех, кого сочтет достойным принять лично. Юная Эльфаба (Синтия Эриво) с детства мечтает удостоиться такой аудиенции. Она родилась с зеленым цветом кожи, за что ее отверг отец, губернатор Страны Жевунов, и возненавидели сверстники. Эльфаба с малых лет проявляет магические способности: силой мысли поднимает в воздух предметы и бьет стекла, когда злится.
Несмотря на волшебный дар, девушка страдает от одиночества и смиряется с ролью нелюбимой дочери, в то время как в ее очаровательной младшей сестре Нессарозе (Марисса Боде), которая передвигается на инвалидной коляске, все души не чают. Однажды Эльфаба сопровождает сестру в университет Шиз. Сама она не планирует там учиться, но магический талант героини замечает директриса, мадам Моррибль (Мишель Йео), которая берет девушку под крыло и даже обещает исполнить ее мечту о встрече с Волшебником.
В общежитии Эльфаба живет вместе с Глиндой (Ариана Гранде) — популярной и избалованной студенткой, которая мечтает попасть на семинар к мадам Моррибль. Несмотря на мелкие конфликты, постепенно между соседками по комнате завязывается дружба. В это же время в стране Оз творится неладное: говорящие животные лишаются рабочих мест и бесследно исчезают. Сердобольная Эльфаба, пытается помочь им и параллельно учится управлять своими магическими силами при содействии мадам Моррибль.
Эволюция Злой ведьмы Запада в книгах и на экране
Впервые Злая ведьма Запада появилась на страницах детского романа американского писателя Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз», вышедшего в 1900 году. Книга рассказывала об удивительном путешествии обычной девочки из Канзаса по имени Дороти, которая в сопровождении пугала Страшилы, Железного Дровосека и Трусливого Льва добралась до Изумрудного города по дороге из желтого кирпича. Прежде чем герои смогли попасть на прием к Волшебнику, им пришлось пройти через ряд испытаний, устроенных Злой ведьмой Запада.
В книге Баума коварная антагонистка удостоилась лишь одной главы, да и победить ее оказалось легко: Дороти облила колдунью водой, и та превратилась в бесформенную коричневую массу. Злая ведьма Запада была противопоставлена Доброй волшебнице Юга Глинде и не выходила за рамки типажа разгневанного на весь мир изгоя. При каждом упоминании колдуньи автор всячески подчеркивал, что она — аутсайдер, живущий в изоляции. «Именно из-за инаковости Злую ведьму можно — и, по сути, нужно — уничтожить», — писала литературный критик Алисса Бергер в своей книге «Волшебник страны Оз» как американский миф».
На экране Злая ведьма Запада впервые появилась в 1939 году в культовом фильме студии MGM «Волшебник страны Оз» с Джуди Гарленд в главной роли. В экранизации сказки, как и в книге, колдунья выполняла функцию антагониста и не была раскрыта как личность. Однако впечатляющее перевоплощение актрисы Маргарет Хэмилтон в чародейку с зеленой кожей (кстати, в книге Баума ничего о цвете кожи ведьмы не сказано) подарило нам один из самых узнаваемых поп-культурных образов.
Выход фильма запустил многолетнюю дискуссию о том, отражала ли судьба Злой ведьмы Запада ксенофобские взгляды автора «Удивительного волшебника из страны Оз» в отношении афроамериканцев. Алисса Бергер обращала внимание, что и в своих действиях, и во внешности Злая ведьма «занимала пространство Иного, которое лишило ее гражданства, что, по сути, повторяло разговоры об американской идентичности, которые волновали Баума». Страна Оз и сегодня рассматривается экспертами как фантазийная модель Соединенных Штатов, где судьба темной колдуньи резонирует с политическими дебатами о расе, гендере и о том, кого можно считать американцем, а кого нет.
Однако существует теория, согласно которой образы Злой ведьмы Запада и Доброй волшебницы Юга могли быть вдохновлены активистской деятельностью свекрови Фрэнка Баума — американской суфражистки Матильды Гейдж. Исследователи предполагают, что колдуньи, встреченные Дороти, отражали две грани общественной деятельницы. Возможно, Злую ведьму в ней видело патриархальное общество, а Доброй волшебницей-феей ее считал зять. И все же сам Баум никогда не подтверждал верность этой теории.
За почти 125 лет с момента первой публикации «Удивительного волшебника из страны Оз» Злая ведьма Запада пережила серьезную трансформацию из плоской антагонистки в настоящую икону эмансипации, символизирующую протест против консервативного общества. В 1995 году американский писатель Грегори Магвайр выпустил фэнтезийный роман «Ведьма. Жизнь и времена Западной колдуньи из страны Оз», где радикально переосмыслил образ и характер темной чародейки, наконец предоставив той право на развитие. Неофициальный приквел «Удивительного волшебника из страны Оз» был посвящен становлению Злой ведьмы, которую впервые изобразили сочувствующей и непонятой. Грегори Магвайр дал колдунье имя Эльфаба, а также раскрыл ее сложную и довольно трагичную предысторию.
В романе особое внимание уделялось дружбе главной героини с Глиндой, которая в будущем станет Доброй волшебницей. Зеленая кожа была причиной, по которой героиня-аутсайдер глубоко сочувствовала всем, кто подвергался травле. Любознательная, сострадательная, любящая животных Эльфаба была объявлена врагом страны Оз из-за того, что посмела усомниться в авторитете Волшебника.
Сенсационный роман лег в основу популярного бродвейского мюзикла «Злая» (Wicked), который идет на сцене вот уже 23 года. Эта же постановка стала отправной точкой для фильма «Злая: Сказка о ведьме Запада». Сейчас в прокате идет первая часть, вторая выйдет в следующем году.
Каким получился сольный фильм о Злой ведьме Запада
За создание одного из самых ярких и масштабных фильмов года отвечал американский режиссер Джон М. Чу, у которого уже был удачный опыт адаптации бродвейского мюзикла. В 2021 году постановщик представил бодрую киноверсию знаменитой постановки Лин-Мануэля Миранды «На высоте мечты», посвященную историям латиноамериканцев, борющихся за свои права. Критики с восторгом приняли музыкальную картину и единогласно хвалили ее за «потрясающую хореографию и неудержимую энергию».
Начиная с первой сцены (и хора «Злая ведьма Запада мертва!»), одним из главных достоинств сказочной картины становится насыщенный визуальный ряд. Буквально каждый кадр — от открывающего эпизода с бескрайним цветочным полем (специально для фильма высадили 9 млн тюльпанов) до завораживающего полета Эльфабы на метле в финале, отражает разнообразие страны Оз. Именно такой живописности — с уютной деревней манчкинов, величественным университетом магии и помпезным, под стать самому Волшебнику, Изумрудным городом — не хватало ограниченному в декоративных возможностях бродвейскому мюзиклу. Визуальный ряд полностью оправдывает солидный бюджет — $145 млн (фильм уже собрал $525 млн, став самой кассовой киноадаптацией бродвейских мюзиклов).
Повествование ведется от лица Доброй волшебницы Юга Глинды, которая вспоминает, как развивалась ее дружба с Эльфабой на фоне фантазийных декораций университета Шиз, напоминающего гламурную версию Хогвартса. История их отношений смахивает на ситком «Дрянные девчонки»: популярная Глинда учит свою менее успешную подругу быть звездой и даже дарит ей ту самую остроконечную шляпу, без которой невозможно представить зеленую ведьму. Правда, трансформация молодой колдуньи в конце концов заключается не во внешнем преображении, а в обретении внутренней независимости.
Все это сопровождается вокальными номерами в исполнении Синтии Эриво и Арианы Гранде — соло или дуэтом, их пение неизменно вызывает мурашки. Интересно, что музыкальная карьера Гранде началась именно с мюзиклов, среди которых был и «Волшебник страны Оз». В образ высокомерной, хитрой и тщеславной Глинды, решившей использовать талантливую Эльфабу в собственных целях, обладательница премии «Грэмми» попадает стопроцентно. Певица наделяет свою героиню комичным шармом, перед которым невозможно устоять.
И все же она уступает корону главной звезде фильма — исполнительнице роли сильной и неординарной ведьмы Эльфабы. Лауреатка премии «Тони» Синтия Эриво придает ее образу мрачную огранку. Арка Эльфабы впечатляет многослойностью. Ее переполняют чувство вины из-за инвалидности младшей сестры и страх навсегда остаться изгоем. С одной стороны, героиня, которая с детства ощущала себя всеми отвергнутой, мечтает заслужить любовь отца и нуждается в признании от великого Волшебника. С другой, постепенно убеждается в истинной силе своего магического дара и отвергает лицемерное общество страны Оз. «Я не бросаю вызов. Я и есть вызов», — говорит колдунья в одной из самых откровенных сцен фильма.
Неудивительно, что в сравнении с гипнотическим восхождением Злой ведьмы остальные сюжетные линии кажутся незначительными, а арки второстепенных персонажей проседают. Директриса магического университета мадам Моррибль довольствуется шаблонным образом загадочной интриганки. Конвенционально привлекательный принц Фиеро (звезда «Бриджертонов» Джонатан Бейли) появляется в фильме только для того, чтобы дать проявиться характерам Глинды и Эльфабы, как и линия с нарушением прав говорящих героев. Что касается именитого Волшебника, то в обаятельном исполнении Джеффа Голдблюма («Каос», «Парк Юрского периода») он выглядит трикстером в зеленом костюме, который убедил народы страны Оз в собственном величии с помощью эффектных трюков и виртуозной лжи.
Вслед за романом «Ведьма. Жизнь и времена Западной колдуньи из страны Оз» и бродвейским мюзиклом по его мотивам фильм без лишних сантиментов рассказывает историю женщины, которая решает быть самой собой и идет наперекор общественным ожиданиям. Если Глинда безукоризненно выполняет роль доброй феи и старается всем угодить, то непокорная Эльфаба, одетая в черное, находит освобождение в отказе от чужого одобрения. В финальной партии Defying Gravity она рассекает небеса на метле, глядя сверху на всю страну Оз. Фильм размывает привычную для «Удивительного волшебника из страны Оз» и его экранизаций грань между добрыми и злыми персонажами, предоставляя зрителям возможность взглянуть на любимых героев под другим углом.
Фэнтезийный мюзикл «Злая: Сказка о ведьме Запада» привносит новые смыслы в, казалось бы, усвоенные еще в детстве сюжеты. Для тех, кто не знаком с мюзиклом «Злая» и книгой, лежащей в его основе, масштабный и яркий фильм Джона М. Чу станет приятным открытием. У зрителей, видевших спектакль или читавших книгу, кино о вражде и дружбе двух волшебниц вызовет ностальгию. Несмотря на внушительный хронометраж (более 2,5 часа), фильм смотрится на одном дыхании, но сохраняет интригу, приберегая ответы на некоторые вопросы для продолжения.
Вторая часть «Злой», которая выйдет в 2025 году, разовьет историю о противостоянии Эльфабы и Глинды, а пока что у первого фильма есть все шансы получить ряд номинаций на премию «Оскар».