От мини-юбок до сжигания хиджабов: как за 100 лет поменялось положение женщин в Иране
Доступ к образованию и отказ от хиджаба
С конца XIX века среди иранской интеллигенции стали популярны размышления о правах и свободах женщин. Новые идеи проникали в страну через Турцию и Египет, где шли социальные перемены. В Египте в 1873 году была открыта первая женская школа, а ближе к концу века обсуждалась возможность отказа от ношения хиджаба. Турчанки же в 1890-х активно пробовали себя в писательстве и публицистике, совмещая творчество с преподавательской, научной и общественной деятельностью. В 1926 году новый турецкий гражданский кодекс упразднил многоженство, женщины получили равные с мужчинами права на развод и наследство. В это время иранки все еще рассматривались государством как принадлежащие своим отцам и мужьям, их политическое участие могло быть направлено только на поддержку взглядов родственников мужского пола.
Ситуация с правами женщин в Иране изменилась, когда в 1921 году страну возглавил шах Реза Пехлеви, который продержался у власти до 1941 года. В январе 1936 года он издал указ, запретивший носить хиджаб и другие традиционные исламские элементы одежды, причем не только женщинам, но и мужчинам. Пехлеви призывал иранцев носить одежду европейского образца и в поддержку кампании против ношения хиджаба создал в 1935 году «Женский центр», где преподавательницы вели лекции непокрытыми. Подконтрольная правительству пресса публиковала статьи о недостатках чадры, а полиции было разрешено прямо на улицах срывать с женщин вещи, которые выглядели «не по-европейски». Запрещалось даже носить шарфы.
Политика Пехлеви была поддержана преимущественно представительницами высших слоев населения. Она оказалась болезненной для многих женщин, которые воспринимали традиционную исламскую одежду как символ женского достоинства и защиту от навязчивых взглядов мужчин. Чтобы не переодеваться в европейское платье, многие иранки предпочитали оставаться дома, а походы по магазинам, административным учреждениям или даже общение с соседями приходилось поручать мужьям, сыновьям, братьям и другим родственникам мужского пола. Таким образом, женщины становились еще большими заложницами патриархальной системы.
Происходили изменения не только во внешнем виде иранок. В это же время активистка Фатемех Сайя стала первой женщиной — преподавателем Тегеранского университета. До нее женщины вели занятия только в школах. После пяти лет работы в качестве ассистента на кафедре зарубежной литературы она смогла добиться звания профессора. Незадолго до указа 1936 года Фатемех была принята на работу в Министерство культуры Ирана и возглавила в нем Департамент женского образования.
Во время Второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции боялись, что нефтяные ресурсы Ирана окажутся в руках Германии, и хотели разместить на территории страны свои войска. Шах пытался отказать, но в итоге под давлением был вынужден отречься от престола. Часть Ирана до мая 1946-го оказалась под оккупацией СССР и Великобритании. Шах умер в изгнании в Южной Африке в 1944 году. На троне его сменил сын — Мохаммед Реза Пехлеви, который продолжил реформы отца.
При нем Фатемех Сайя стала одной из основательниц Женской партии Ирана (позднее ее переименовали в Женскую лигу), целями которой было улучшение экономического, социального и политического положения иранских женщин, расширение доступа к образованию, запрет многоженства и предоставление избирательных прав. В 1946 году Фатемех Сайя приехала в Париж для участия в Международном конгрессе женщин мира — владея иностранными языками, она давала многочисленные интервью об иранском женском движении, обратив на него внимание мировой прессы. Но право голоса иранки получили только через 15 лет после ее смерти — в 1963 году. Эта реформа стала известна под названием «Белая революция».
Также правительство в рамках этой реформы решило укрепить положение женщин на рынке труда. В 1970-х крупные компании и министерства были обязаны создать систему детских садов, чтобы обеспечить женщинам возможность работать. Правда, по официальной статистике, к 1978 году они занимали лишь 8% от общего числа рабочих мест.
Голос революции
В 1977 году экономика Ирана была 18-й в мире (сегодня — 37-я). Но неравномерное развитие разных регионов страны и коррупция среди чиновников нивелировали экономические достижения. Социальное неравенство росло. В 1978 году страну охватили забастовки работников чуть ли не всех отраслей, в ноябре власти окончательно утратили контроль над происходящим. Протесты и митинги вылились в Исламскую революцию 1979 года, покончившую с властью шаха Мохаммеда Резы Пехлеви.
Женщины также принимали активное участие в Исламской революции. Они выходили на ежедневные демонстрации в традиционных черных чадрах, как бы показывая, что для них свобода — это в том числе право носить традиционную одежду, в которой Пехлеви видел символ отсталости. В конце марта 1979 года состоялся референдум, и 99,3% проголосовавших высказались за превращение Ирана в исламскую республику.
К власти пришел аятолла (это почетное звание шиитских богословов) Рухолла Хомейни, который стал возвращать общество к традиционному образу жизни. К примеру, возраст согласия, с которого люди могли вступать в брак, для мальчиков снизился с 18 до 14 лет, для девочек — с 15 до девяти. Вернулось разделение пляжей на мужские и женские, обязательное для женщин ношение хиджаба и другие религиозные запреты и предписания.
Уже через несколько недель после Исламской революции женщины из числа образованных горожанок ощутили недостаток независимых феминистских организаций и попытались организовать их самостоятельно. Они ожидали, что новое правительство будет консультироваться с ними по гендерным вопросам. Но попытки сформировать «Комитет женской солидарности» в 1979-м и 1980 году оказались безрезультатными. Некоторые активистки были арестованы, другие покинули страну.
Иранки не были против ношение хиджаба, но не хотели, чтобы оно было обязательным, и считали, что в исламском обществе дресс-код должен касаться обоих полов. В стране вновь начались протесты, 8 марта 1979 года более 100 000 женщин вышли на улицы Тегерана. Однако добиться перемен не удалось. Вдобавок был принят закон о телесных наказаниях для женщин, появившихся на публике в неподобающем виде.
Но даже в этот период иранки находили альтернативные каналы для высказываний. К примеру, журнал под названием «Ханеваде» («Семья») начал писать о юридических аспектах брака, развода и домашнего насилия, которое часто оправдывалось исламскими традициями. Большую роль в видимости проблем женщин в Иране сыграли активистки, которые выехали за рубеж и продолжили высказываться в западных СМИ. Те, кто остался в стране, к середине 1980-х вновь сформировали небольшие неформальные группы.
Сжигание хиджаба и «голый» пикет
Женщины в Иране все еще обязаны носить хиджаб. С новой силой преследовать нарушительниц стали в 2007 году после прихода к власти радикально настроенного политика Махмуда Ахмадинежада.
Выпускница медицинского университета Бани Ягуб была одной из первых, кого задержала полиция нравов (пешие и автомобильные патрули для контроля за женщинами были созданы в 2005 году, упразднены в декабре 2022-го и вновь начали действовать с середины июля 2023 года). Ягуб погибла ночью в участке при невыясненных обстоятельствах. По версии полиции, она покончила с собой.
В 2019-м политическую активистку Корд Афшари приговорили к 24 годам лишения свободы из-за отказа носить хиджаб — ее обвинили в «распространении порока» и «угрозе национальной безопасности». Позднее срок сократили до 7,5 года. Это было одно из самых громких дел против иранских активисток.
В сентябре 2022 года в Иране вспыхнула волна протестов из-за смерти студентки Махсы Амини: сотрудники полиции нравов задержали ее за «неправильное ношение хиджаба» и отвезли в участок для урока «перевоспитания», после него она в состоянии комы оказалась в больнице, где умерла. Участвовавшие в демонстрациях девушки снимали хиджабы, топтали, сжигали их и скандировали: «Женщина, жизнь, свобода!».
Последняя громкая акция на улицах Тегерана прошла 3 ноября 2024-го. Студентка Исламского университета Азад в Тегеране разделась до нижнего белья и прошлась по кампусу вуза. Ранее она подверглась нападению со стороны членов военизированного формирования «Басидж», которые сорвали с нее хиджаб и одежду. «Басидж» было основано в 1979 году после Исламской революции — с тех пор его участники следят в том числе за «правильностью» ношения хиджаба. Во время одиночного пикета неизвестные затолкали девушку в машину и увезли. С апреля этого года на улицах Ирана заметно выросло количество сотрудников «Басидж». В иранских университетах установили камеры распознавания лиц, чтобы не впускать студенток, внешний вид которых не соответствует правилам.
Сейчас по «закону о хиджабе и целомудрии» за отсутствие хиджаба иранских девушек могут оштрафовать на 8 млн риалов (около 18 000 рублей). Неоплаченный в течение месяца штраф удваивается. За повторное нарушение грозит заключение в тюрьму на срок до 10 лет. Тем же, кто «оскорбит» или «высмеет» хиджаб в СМИ или социальных сетях, грозит штраф до 360 млн риалов (до 820 000 рублей) и запрет на выезд из страны на два года.
В ноябре 2024 года года появилась информация о том, что в Иране откроется «психологическая клиника» для женщин, которые отказываются носить хиджаб: власти обещают «научное и психологическое лечение стремления к снятию хиджаба». По словам главы иранского Департамента женщин и семьи Мехри Талеби Дарестани, лечение будет добровольным.
Согласно данным Women Peace and Security Index на 2023 год, в рейтинге стран по положению женщин и уровню безопасности Иран находится на 140-м месте из 177.