Как стресс, нагрузки и навязанные стандарты красоты влияют на женское здоровье
Модель Victoria’s Secret Бриджит Малкольм девять лет жила почти без менструаций — они постоянно пропадали из-за строгих диет и фитнес-нагрузок. «Когда мне [однажды] сказали, что мое тело все равно недостаточно привлекательно, внутри что-то надломилось. С меня хватит! Я пообещала себе, что позволю телу прийти в нормальную, здоровую форму». Малкольм занялась ментальным здоровьем, отказалась от ограничений по питанию, перестала перенапрягаться в зале и на кардио. «В сентябре этого года я буду праздновать год регулярных месячных впервые с моих 16 лет», — писала в 2018 году Малкольм, которой на тот момент было 27.
До 35% женщин в мире страдают от нарушениях менструального цикла. Неудивительно, что размер глобального рынка лечения аменореи в 2023 году составил внушительные $64 млрд, при этом прогнозируется, что до 2031 года он будет расти в среднем на 10,2% в год. Такой рост произойдет, с одной стороны, из-за того, что самих случаев будет больше, а с другой — благодаря тому, что женщины станут больше заниматься этой проблемой.
До 30% случаев, когда месячные были, но потом пропали, вызваны функциональной гипоталамической аменореей (ФГА) — состоянием, при котором менструальный цикл нарушается из-за образа жизни.
Аменорею может вызвать стресс, строгие диеты или интенсивные физические нагрузки, пишет в своем гайде гинеколог, репродуктолог кандидат медицинских наук Дмитрий Гусев. Акушер-гинеколог, УЗИ-специалист Гунай Абдалова в разговоре с Forbes Woman отмечает, что за последние 10 лет число женщин с ФГА среди ее пациенток увеличилось — она связывает это со стрессами и популярностью марафонов похудения.
Стрессы
Дмитрий Гусев в своем гайде так описывает механизм возникновения ФГА: «…гипоталамус — часть мозга, которая контролирует репродуктивную систему, — перестает посылать сигналы к яичникам. Это приводит к снижению уровня гормонов, таких как лютеинизирующий гормон (ЛГ) и эстрадиол, что вызывает прекращение менструаций». «На УЗИ в это время специалист может увидеть сохраненный фолликулярный аппарат», — пишет другой специалист — врач УЗИ, акушер- гинеколог кандидат медицинских наук Дмитрий Лубнин, имея в виду, что проблема ФГА не в яичниках, а «в голове».
Один из факторов, влияющих на работу гипоталамуса, — стресс. При этом, отмечает Дмитрий Гусев, женщина может даже не замечать повышенную тревожность или депрессию, а менструации «просто пропадут».
«Мы проводили исследования и из массы разных причин, почему у женщины может случиться аменорея, выявили основные, — рассказывает Forbes Woman нейропсихолог, клинический и перинатальный психолог, эксперт в сфере репродуктивной психологии Анастасия Жарикова. — Самая первая причина — реакция на стресс: организм включает защитную функцию, и репродуктивная система замирает». Триггерами могут быть катаклизмы, кризисы, даже проблемы в семье. В научной литературе, например, описано такое явление, как «аменорея военного времени». Чтобы справиться с нагрузками, организм «отключает» некоторые функции: «Без сердца, без легких мы прожить не сможем, а без репродуктивной функции можем обойтись», — разъясняет Жарикова.
Как пишет в своей книге Дмитрий Лубнин, стресс имеет накопительный эффект — то есть если травмирующее событие было давно, это не означает, что оно уже не влияет на женщину.
Нагрузки
На Олимпийских играх 2024 года женщин-атлеток впервые было столько же, сколько мужчин. Чуть раньше, в 2018 году, в некоторые странах (Исландии, Канаде, США, Австралии, Ирландии) в марафонах впервые приняли участие более 50% женщин (в среднем по миру — 35%). Одним из самых сложных соревнований считается Ironman — там женщины составляют примерно 20–25%. А среди клиентов фитнес-клубов их стабильно больше половины. Словом, все больше женщин занимаются спортом как на любительском, так и на профессиональном уровне. Однако врачи и ученые пока еще не до конца понимают, как разные физические нагрузки влияют на на женский организм.
Автор книги «Миф о красоте» Наоми Вульф пишет: «Пятая часть женщин, активно занимающихся спортом или фитнесом, страдают от нарушений менструального цикла и снижения детородной функции… Особенно часто различные нарушения менструальной функции развиваются у девушек, род занятий которых диктует постоянный контроль массы тела (балет, танцы, гимнастика, бег на длинные дистанции), а также тренировки с отягощениями. Интенсивные и длительные тренировки в этих видах спорта сопровождаются значительным физическим и психологическим стрессом, связанным с необходимостью поддержания очень низкого содержания жировой ткани в организме».
К примеру, у женщин, которые занимаются бегом, частота менструальной дисфункции составляет 24–26%, а частота аменореи возрастает с 3% до 60%, пишут авторы работы «Влияние занятий профессиональным спортом на менструальную функцию» в журнале «Проблемы репродукции». Международная группа исследователей в 2012 году обнаружила, что менструальная дисфункция встречается у 51% профессиональных танцовщиц и 34% тех, кто занимается танцами на любительском уровне. В 2014 году в обиход даже вошел термин «триада спортсменок» — взаимосвязь нарушения питания, остеопороза и аменореи.
Дмитрий Гусев рекомендует женщинам с ФГА снижать физическую активность на 30% от исходного уровня, особенно — интенсивные аэробные и силовые тренировки.
Диеты
Однако ученые из Норвежского университета спорта и физкультуры полагают, что ФГА вызывают не сами спортивные нагрузки, а сокращение массовой доли жира в организме. Или, проще говоря, похудение.
Как пишет в своем гайде Дмитрий Гусев, порой проходит несколько месяцев, а то и лет, прежде чем пациентка с ФГА признается самой себе, что у нее расстройство пищевого поведения. До 70% случаев РПП ассоциированы со сбоями в цикле.
«Контролировать голод. Лет 50 назад люди просто не поняли бы эту фразу», — пишет в книге «Тело, еда, секс и тревога: что беспокоит современную женщину» клинический психолог Юлия Лапина. Она отмечает, что сегодня индустрия диет и марафонов похудения учит женщин бороться с чувством голода — не доверять ему («В большинстве случаев голод — это жажда»), обманывать («Больше пейте, когда хочется есть»). «Неудивительно, что так много людей сегодня имеют нарушенные отношения с едой и своим телом. Если человек будет игнорировать голод и усталость на тренировках, то рано или поздно он проиграет эту войну с телом», — пишет она. По словам Лапиной, организм не терпит, когда его ограничивают в энергии: «Тело же не знает, что у вас есть мечта влезть в микробикини, оно думает, что пришли голодные времена и нужно срочно принимать меры».
Наоми Вульф указывает, что у всех народов мира в организме девочек жира на 10–15% больше, чем у мальчиков. В период полового созревания у девушек доля жира относительно мышечной массы увеличивается. У здоровой девушки 20 лет содержание жира в организме — 28,7%, пишет Вульф, а потребности в калориях почти не отличаются от мужских: разница эквивалентна всего лишь кусочку сыра. У женщин с массовой долей жира ниже 22% часто встречается бесплодие и нарушение гормонального обмена. Дмитрий Гусев напоминает: в сутки женщина должна потребоять минимум 1800–2000 ккал.
Но чтобы обнаружить у себя ФГА, необязательно сидеть на строгих диетах. Например, исследования показывают, что слишком обильное потребление такого «ЗОЖного» компонента, как клетчатка, может стать одной из причин аменореи. А гинеколог Дмитрий Гусев в своем гайде отмечает: «95% женщин с ФГА имеют дефицит потребления сложных углеводов, хотя думают, что питаются правильно и сбалансированно». «Многие женщины [с ФГА] могут даже не осознавать, что они недоедают, поэтому важно сначала обратить внимание на этот вопрос, чтобы удостовериться, что телу достаточно топлива», — пишет в журнале Today’s Dietitian диетолог Джиллиан Гривз.
Наоми Вульф напоминает, что женщины всегда ели меньше и хуже мужчин: «Как пишет историк Сара Померой, в Древнем Риме рацион для мальчиков составлял 16 мер еды, а для девочек — всего 12. В средневековой Франции женщины получали на одну треть зерна меньше, чем мужчины. На протяжении всей истории человечества всегда, когда пищи не хватало, женщины получали меньше еды, чем мужчины, или не получали вообще ничего».
Осенью 2024 года вышло метаисследование, авторы которого заключают: при лечения ФГА питание должно стать более калорийным, но важнее не столько масса тела, сколько массовая доля жира. Также рекомендуется снижать объем нагрузок и интенсивность физической активности, обеспечить прием адекватного количества микронутриентов, снизить стресс и заняться когнитивно-поведенческой терапией.
«Чем плохо жить без месячных?»
Исследование, проведенное учеными из Нидерландов среди девушек, которые занимаются спортом, показало, что среди причин, по которым женщины не лечат ФГА, основные — нормализация аменореи в окружении, табуированность самой темы женского цикла и приоритетность результатов (важнее получить медаль, контракт или фигуру мечты).
«Я действительно не понимала серьезности ситуации, ведь тогда у меня не было желания иметь детей. Мне говорили, что менструации вернутся при снижении интенсивности упражнений», — рассказывает одна из участниц исследования. Также некоторые респонденты упомянули, что врачи им говорили: «Отсутствие менструации — часть процесса тренировок», поэтому они делали вывод, что это норма. «Отсутствие менструации — очень распространенное явление, и, да, мало кого это беспокоит. Я думаю, это считается нормой, если ты в хорошей физической форме. Тогда это то, что сопутствует фигуре и форме», — говорит другая участница.
«В мире легкой атлетики иногда и сами девушки могут сказать, что «я в отличной форме, потому что у меня даже месячных больше нет», «мне 22, мастер спорта по прыжкам на батуте, менструаций нет и не было никогда (чему очень рада )», — пишут комментаторы русскоязычного форума. «Когда моя подопечная в первый раз вышла на соревнования, то разговорилась с девушками, — делится своей историей тренер по фитнес-бикини. — Знаете, что ей сказали? «Если у тебя сохранился цикл, то ты плохо сушилась». «Я всегда радовалась, когда у меня не было месячных, — это означало, что мои деструктивные привычки сработали и я была действительно тощей», — признается модель Бриджит Малкольм.
«Аменорея — это симптом, а не болезнь, но симптомы даны человеку для того, чтобы защитить его, чтобы сохранить остатки здоровья. Симптом является либо предвестником болезни, либо сигнализирует о ее начале, — объясняет в разговоре с Forbes Woman нейропсихолог, клинический и перинатальный психолог, эксперт в сфере репродуктивной психологии Анастасия Жарикова. — Аменорея говорит о том, что репродуктивная функция женщины заработала не так и организм просит о помощи».
«Менструация — идеальный барометр вашего здоровья, — говорит спортивный эндокринолог Ники Кей. — Нормально иметь минимум девять менструаций в год, и если это не так, то знайте, что ваше тело просит внимания».
Однако возвращение в нормальную форму имеет «горько-сладкий привкус», пишет Малкольм: «Я всегда буду благодарна, что мои кости вернулись в здоровое состояние, а мое тело снова может родить ребенка — но в то же время злобный голос внутри пытается назвать меня неудачницей». «Очень многие сопротивляются! — подтверждает гинеколог Гунай Абдалова. — Мы объясняем пациенткам, что, как минимум, чтобы оставить возможность стать мамой в будущем, даже в более позднем возрасте, надо принять меры сейчас».
Среди причин стремления к худому угловатому телу Анастасия Жарикова называет подсознательное нежелание взрослеть. Другая возможная причина — страх женственности: «Бывает, что девушка столкнулась с насилием в раннем возрасте, и для нее «быть женственной и сексуальной» равно «опасность». Здесь тоже включается реакция на стресс, но уже не «замри», а «беги». А чтобы быстрее бежать — нужно больше удобства и меньше «утяжелений».
Как бы там ни было, специалисты сходятся во мнении, что восстановление менструального цикла — командная работа гинеколога, эндокринолога, диетолога, психолога и самой пациентки. Путь может быть долгим: Бриджит Малкольм признается, что на каком-то этапе она была готова сдаться. К тому же ФГА — диагноз исключения, из-за чего на его постановку может потребоваться время. Но слышать свой организм и не игнорировать симптомы — это и есть настоящая забота о себе.