«Блиц»: драма с Сиршей Ронан об отношениях матери и сына в военное время
В Лондон приходит Вторая мировая война. В результате постоянных бомбардировок в городе вспыхивают сотни пожаров. Во время авианалетов молодая женщина Рита (Сирша Ронан) вынуждена ночевать в метро вместе с девятилетним сыном Джорджем (Эллиотт Хеффернан), пожилым отцом Джеральдом (Пол Уэллер) и кошкой. Возвращение домой — временное, только до следующего сигнала воздушной тревоги. Вскоре в столице Великобритании объявляют массовую эвакуацию детей, и беспокойная Рита отправляет сына в безопасное место в английской сельской местности. Однако Джордж не хочет надолго, а может, и навсегда расставаться с матерью и дедушкой, поэтому спрыгивает с поезда и ищет дорогу назад в Восточный Лондон. Рита трудится на заводе, заботится о старом отце и пока даже не подозревает, что ее маленький сын отправился в опасное путешествие домой.
Военная драма Стива Маккуина «Блиц» (Blitz) открывается сценой, отражающей последствия воздушной бомбардировки Лондона: жилые районы охвачены бушующим пламенем, которое так и не сумеют потушить десятки пожарных. По мере развития сюжета лицо войны на экране становится все более уродливым. Камера маститого оператора Йорика Ле Со («Маленькие женщины» Греты Гервиг, «Высшее общество» Клер Дени, «Выживут только любовники» Джима Джармуша) крупным планом ловит сброшенные с самолетов бомбы, летящие на город. Сцены временного затишья, в которых люди ходят на работу или отдыхают в пабах, резко прерывают вой сирен, гул самолетов и грохот разрывающихся снарядов. Жители города пытаются успеть добежать до укрытий и ютятся на станциях метро, пока угроза не отступает.
Бомбардировка столицы Великобритании немецким противником, получившая название «Лондонский Блиц», будет продолжаться девять месяцев, из них самая долгая атака — непрерывно 57 дней и ночей подряд. За этот период целые кварталы города превратятся в сплошные руины, погибнет около 30 000 человек, а по всей стране за девять месяцев нескончаемых авианалетов будет убито 43 500 человек. Картина Стива Маккуина показывает реалии Второй мировой войны глазами молодой матери и ее сына: постановщик сосредотачивает свое внимание на выживании одной семьи в условиях «Блица».
Фильм условно разделяется на две основные линии: арка Риты, которая вместе с другими женщинами работает на заводе по производству боеприпасов, и история ее маленького сына, отправленного в эвакуацию и покинувшего поезд, чтобы вернуться назад домой, к матери.
Портрет главной героини Стив Маккуин (он не только режиссер, но и сценарист «Блица») поначалу пишет крупными мазками, особо не вдаваясь в детали. На первый взгляд Рита выглядит ответственной, активной, не привыкшей демонстрировать слабость и готовой поддержать других — например, в свободное от работы время оказывает помощь постояльцам одного из подземных приютов Лондона. Однако при ближайшем знакомстве с героиней становится ясно, что в прошлом она пережила горе, о котором не любит говорить. Повествование «Блица» периодически проваливается в довоенные годы, когда Рита энергично танцевала под джаз со своим возлюбленным, темнокожим Маркусом, которого потеряла из-за чужих расовых предрассудков. В настоящем героиня пытается сохранить хотя бы внешнюю жизнестойкость, поэтому прячет слезы от посторонних. Она принадлежит к тому типу женщин, которые больше думают о других, чем о себе: отправившись с коллегами в паб единственный раз за фильм, нарядная Рита жалеет, что впустую тратит время вместо того, чтобы сделать что-то полезное для других.
Эмоциональной близости героини с сыном отводится не так много сцен. Большую часть фильма они проводят порознь — под обстрелами и в бомбоубежищах, но режиссер частенько сводит разлученных войной мать и сына во снах. Пожалуй, самая мощная парная сцена — прощание Риты и Джорджа на вокзале перед эвакуацией, во время которого обиженный мальчик старается не смотреть на мать, а она пытается докричаться до него. В этом психологически тяжелом эпизоде Сирша Ронан предельно эмоционально воплощает мать, чье сердце буквально разрывается на части.
За свою карьеру ирландская актриса играла разноплановых героинь — и женщину, борющуюся с алкозависимостью («Выгон»), и мятежных девочек-подростков («Леди Берд», «Маленькие женщины»), и девушку, в чьем теле и разуме обитает пришелец («Гостья»), и двухсотлетнюю вампиршу («Византия»), и юную киллершу, напрочь лишенную эмпатии («Ханна. Совершенное оружие»). Роль матери Ронан исполняет впервые в жизни и делает это настолько естественно, что вторая номинация на премию «Оскар» (первая была за «Маленьких женщин») кажется вполне вероятным раскладом в наградном сезоне. Рита в исполнении Ронан — центр притяжения всего фильма: через драму женщины, которая изо дня в день пытается выжить ради встречи с пропавшим сыном, режиссер показывает беспощадный хаос Второй мировой, да и вообще любой войны.
Британский режиссер Стив Маккуин, чья историческая драма «12 лет рабства» (2013) получила премию «Оскар» за лучший фильм, еще в самом начале внушительной карьеры сделал непростые судьбы центром своего творчества. Экранизация мемуаров свободнорожденного афроамериканца Соломона Нортапа из Нью-Йорка, похищенного и проданного в рабство плантатору из Нового Орлеана, все еще считается одним из самых тяжелых и реалистичных фильмов о прошлом США. До сенсационных «12 лет рабства» Маккуин снял пронзительную драму «Стыд» (2011), посвященную трагедии амбициозного нью-йоркского яппи Брэндона (Майкл Фассбендер), который страдал сексуальной зависимостью и вел деструктивный образ жизни. Провокационная картина могла получить «Золотого льва» на 68-м Венецианском кинофестивале, но уступила главную награду смотра философской притче «Фауст» (2011) Александра Сокурова. Еще одна знаковая работа Стива Маккуина — биографический мини-сериал «Голос перемен» (2020), разбитый на пять самостоятельных историй о системном расизме в Лондоне 1960–1980-х годов. Главные герои — активисты, борющиеся за права темнокожих, измотанные представители черного рабочего класса, которые устали терпеть эксплуатацию и дискриминацию, и окружающие их ксенофобы.
Неудивительно, что Стив Маккуин затрагивает проблему нетерпимости и в военной драме «Блиц». Говоря о жизни чернокожих британцев в годы Второй мировой, режиссер делает акцент на переживаниях маленького Джорджа, который подвергается издевательствам со стороны сверстников, называющих его «обезьянкой». Маккуин также воспроизводит на экране реальный конфликт на почве расизма, произошедший в лондонском бомбоубежище: белые люди не хотят делить ночлег с темнокожими и отгораживаются от них, повесив простынь между кроватями. В ответ на это в фильме сотрудник службы безопасности нигериец Ифе (у него был реальный прототип) категорично заявляет «здесь нет расовой сегрегации, мы все равные граждане этой страны».
Однако расовая дискриминация в Лондоне 1940-х остается второстепенной линией — на первый план выходят судьбы женщин, трудившихся в тылу. Сам Маккуин говорил, что «половина военных усилий принадлежала женщинам», поэтому для него было важно изобразить героинь не подругами солдат, а работницами завода. Женщины в «Блице» — поддерживающие друг друга коллеги и подруги, которые объединяются в любой ситуации: и когда противостоят самодурству босса-мужчины, и когда собираются пойти выпить (и рисуют друг другу на ногах стрелки, имитирующие чулки).
В линии Джорджа в ужасы войны вплетаются динамичные приключения мальчика, пытающегося вернуться домой. Сцены непродолжительного, но захватывающего путешествия на крыше поезда чередуются с эпизодом эффектного бегства на фоне пожара и выживанием на улицах в духе «Оливера Твиста». Арка Джорджа периодически приобретает духоподъемную интонацию, что расходится с беспросветным настроением всего фильма, где после каждой светлой сцены обязательно наступает тьма.
Возможно, картине не всегда удается соблюсти драматический баланс, но она правдиво показывает реалии войны. Более того, отчасти светлый финал фильма выглядит безысходным на фоне масштабных последствий долгих бомбардировок. Когда Американская академия кинематографических искусств объявит номинантов на «Оскар-2025», «Блиц» наверняка не останется без внимания — сильный перформанс Сирши Ронан, изобретательная операторская работа и болезненная злободневность истории могут сделать драму Стива Маккуина одним из основных претендентов на главную кинопремию мира.