«Выгон»: драма с Сиршей Ронан о борьбе женщины с алкогольной зависимостью
29-летняя Рона (Сирша Ронан) пытается избавиться от алкогольной зависимости, которая за годы проживания в шумном мегаполисе разрушила всю ее жизнь. После реабилитации девушка возвращается на уединенную семейную ферму, чтобы разгрузить голову и провести время с родителями. В окружении бескрайних полей и холодного океана начинается ее путь к исцелению.
«Выгон» основан на автофикшене британской журналистки и писательницы Эми Липтрот, которая изложила личный опыт борьбы с алкоголизмом в формате откровенного дневника. Терапевтический роман о возможности перемен и надежде на исцеление заинтересовал немецкую постановщицу Нору Фингшайдт, чьи предыдущие работы «Разрушительница системы» и «Непрощенная» также посвящены сложным и неоднозначным героиням в кризисных ситуациях. Вместе они адаптировали текст литературного первоисточника в киносценарий: так появился наглядный портрет сломленной героини на пути к избавлению от пагубной зависимости.
В фильме тема алкоголизма показана откровенно и без прикрас: на пьяные выходки неконтролирующей себя Роны просто больно смотреть. Ее проблемы с выпивкой наиболее красочно иллюстрируют моменты бурных истерик, сопровождающиеся швырянием бутылок и оскорбительными выкриками в адрес близких. Сцены агрессивного поведения девушки в состоянии опьянения сменяют эпизоды похмельного раскаяния с пустыми обещаниями бросить пить. Злоупотребление спиртным стоит героине карьеры ученого-биолога и отношений с бойфрендом. Особый акцент сделан на том, как сложно зависимому человеку отказаться от вредной привычки. Оглушительное признание Роны звучит как «Трезвой я не могу быть счастливой».
Нелинейный нарратив картины разбирает жизнь девушки на кусочки: хаотичное повествование скачет между прошлым и настоящим, миксуя эпизоды пьяного кутежа в Лондоне с моментами трезвости на Оркнейских островах в Шотландии. Восстановить хронологию событий можно по прическе героини: в период саморазрушения волосы Роны окрашены в бирюзовый цвет, а на этапе реабилитации яркий оттенок остается лишь на кончиках.
Драматический пазл «Выгона» может немного утомить: собирать разрозненные элементы сюжета в общую картину наскучивает. Кроме того, создатели ленты слишком увлекаются визуальными решениями: анимационные вставки с шотландскими легендами вперемешку с отступлениями на лекционный материал о флоре и фауне от героини-биолога скорее сбивают с толку и попросту увеличивают без того затянутый хронометраж.
Главная удача фильма — сама Сирша Ронан. Четырехкратная номинантка на «Оскар» в очередной раз подтверждает статус одной из лучших актрис своего поколения. Благодаря ее эмоционально мощной игре шаблонная драма об аддикции превращается в пронзительную трагедию об израненной душе. Вполне вероятно, что роль проблемной девушки с тягой к спиртному принесет 30-летней кинозвезде пятую номинацию на «Оскар».
На втором плане выделяются Стивен Диллэйн («Игра престолов») в роли страдающего от биполярного расстройства отца Роны, Саския Ривз («Медленные лошади») в образе ее религиозной мамы и Паапа Эссьеду («Черное зеркало»), который играет терпеливого бойфренда девушки. Каждый второстепенный персонаж позволяет лучше раскрыть главную героиню, делая ее историю более убедительной и многослойной.
Отдельным персонажем выступает стихия: основное действие разворачивается на фоне суровой красоты холодного шотландского архипелага. Грохочущие волны и бушующий ветер олицетворяют внутреннее состояние героини. В итоге именно природа оказывает на девушку терапевтический эффект и дарит необходимое чувство опоры.
«Выгон» рисует отрезвляющий портрет зависимости, но не предлагает каких-либо откровений. Фильм едва ли претендует на художественную ценность, зато позволяет блистательной Сирше Ронан пополнить портфолио еще одной ролью с мощным наградным потенциалом. Впечатляющая игра актрисы — главный аргумент в пользу просмотра.