«Мне нужна была борьба»: как Екатерина Габашвили открывала в Грузии школы для девочек
В 1956 году Каннский кинофестиваль впервые за долгое время отметил советскую картину — специального упоминания удостоилась короткометражка Тенгиза Абуладзе «Лурджа Магданы». Это история об ослике, которого оставил умирать хозяин и выходила семья бедной вдовы. Фильм снят по рассказу Екатерины Габашвили — писательницы, просветительницы и одной из первых феминисток Грузии.
Она родилась в Гори 16 июня 1851 года в семье секретаря суда Реваза Тархнишвили. О своей юности позже вспоминала как об «источнике неисчерпаемой печали».
Ее мать, Сопио Багратиони, была единственной наследницей поместья, а потому в ней воспитывали «мужские» качества — она не только грациозно танцевала и пела романсы, но и ездила верхом, охотилась. Однако когда ее дочери было пять лет, Сопио умерла. Воспитанием девочки занялась строгая и консервативная бабушка Барбаре Амирагова.
Бабушка Барбаре считала, что женщине достаточно домашнего образования. Она неустанно твердила: «Нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя играть с мальчиками» — и запирала Като дома. Вставать в 5:00 утра и работать не покладая рук до поздней ночи — такова была участь девушек в то время.
Через два года отец женился на другой женщине, холодной и отстраненной. А Екатерину отдали на воспитание вдове полковника Палавандишвили, у которой девочка научилась грамоте и нескольким молитвам. В восемь лет ее определили в немецкую школу в Тбилиси, а затем в пансион мадам Фавр, который в то время считался лучшим учебным заведением. Но продолжить образование Екатерина не могла из-за отсутствия денег — и была вынуждена вернуться в Гори.
Учительница
Отец Екатерины однажды сказал ей: «Человек, который научит читать и писать хотя бы троих, достоин благодарности». В 17 лет она начала бесплатно учить детей грамоте у себя дома, и вскоре учеников стало так много, что пришлось открывать настоящую школу. По просьбе горожан и стараниями Екатерины она была открыта в небольшой комнате с низким потолком при армянской церкви.
В первом потоке было 50 девочек-подростков, из них треть — грузинки. За девять месяцев она смогла подготовить их к экзаменам по русскому и грузинскому языкам. Параллельно занималась самообразованием — изучала социологию, литературу.
В это время состоялся ее публицистический дебют. В 1870 году в газете «Дроеба» («Времена») вышел ее рассказ «Мысли крестьянина о сельской школе». В нем она настаивала на необходимости всеобщего образования: «Разве ежедневный кусок хлеба зарабатывается только пахотой и сеянием? Нет, такой пахарь-сеятель, как ты, хорошей жизни не нашел, да и не найдешь, потому что надо научиться пахать и сеять, ученость — великая драгоценность для человека, и только обучение может вывести людей из этого невежественного состояния, в котором они застряли».
Публикация имела успех, Екатерина стала постоянным автором газеты и вошла в круг грузинских литераторов. Однажды на вечере, устроенном писателем Георгием Церетели, она познакомилась с образованным молодым человеком Александром Габашвили. Взаимная симпатия вскоре привела к предложению руки и сердца. Но брак превратился для нее в долгие годы одиночества.
Роды и похороны
«Со дня моего замужества все мои мечты и благородные намерения были похоронены. 20 лет постоянных родов, воспитание [детей] и преждевременные смерти — все вместе погубило меня», — говорила писательница спустя годы о своем браке.
Молодожены ненадолго поселились в имении Габашвили, где Екатерина продолжила работать учительницей, а затем перебрались в Тбилиси. В браке у пары родилось 11 детей, шестеро из них умерли в раннем возрасте. Почти на 10 лет Екатерина ушла в тень. В рассказе «Обескрыленная» Екатерина описывает один день из жизни женщины, которая слышит такие слова из уст свекрови: «Кто слышал, дорогая, чтобы замужняя женщина увлекалась газетами и письмами?».
«Наша семья была довольно бедной. Я была лишена какой-либо свободы, — вспоминала она позже. — Но я не придерживалась общей судьбы женщины — рабства и самопожертвования ради очага и дома, — мне нужна была большая борьба. И у меня были некоторые силы для нее... Я проделала крошечную дыру в этих узких стенах, называемых домоводством, и держала уши и глаза широко открытыми, чтобы наблюдать общий рост и развитие моей страны. Я попыталась положить хотя бы пару кирпичей на священный фундамент, который лучшие сыны моей отчизны заложили во второй половине XIX века. Несколько кирпичей на общественном алтаре — небольшое дело, но, как говорится, «где ничего нет, даже малое может показаться большим».
Екатерина основывала в разных городах женские кружки, понимая: нужно действовать сообща, чтобы повысить свой статус в обществе. Они помогали женщинам публиковать литературные произведения и переводили с иностранных языков книги и статьи, которые так или иначе касались положения женщин. Эти объединения просуществовали до 1905 года.
Затворничество Екатерины закончилось неожиданно, когда она в 1879 году решила примерить профессию, считавшуюся в то время постыдным ремеслом: сыграть в спектакле. Это была пьеса о молодой женщине, которой запрещали читать книги, выходить на улицу и разговаривать с мужчинами. Габашвили получила много колких замечаний, но не испугалась, а наоборот, стала гастролировать. «Я ставила спектакль, спектакль был моим и я играла», — писала она.
Всю свою активную жизнь Екатерина боролась против ранних браков. Она хотела, чтобы женщины нового поколения учились, имели источник дохода и были независимыми. К системной работе в сфере образования она вернулась в 1880-е.
Образование для женщин
В 1879 году было создано «Общество распространения грамотности среди грузин». Оно оказывало поддержку молодым людям, заинтересованным в получении европейского образования, знакомило европейских мыслителей с грузинской культурой, занималось переводом и распространением иностранной литературы. В 1880-м Екатерина Габашвили была избрана членом правления Общества и сосредоточилась на борьбе за доступ к образованию.
Когда Тифлисский дворянский земельный банк, который, в числе прочего, занимался благотворительными и социальными проектами, принял решение открывать школы для мальчиков, Габашвили на страницах газеты «Обзор» потребовала предоставить право на образование и девочкам: «Правда, в наших сельских школах учатся и девочки, но это полностью зависит от учителя. Если хотят, то учат и девочек, если не хотят, то не учат. Что это такое? Почему не все школы обязаны принимать одинаково мальчиков и девочек, желающих учиться? Почему женщин не следует принимать на педагогические курсы?»
Екатерина разработала план по созданию женских профессиональных училищ. В 1895 году организовала в собственном доме женскую школу рукоделия, в которой преподавала сама. А двумя годами позже при участии «Общества распространения грамотности среди грузин» открыла первую женскую профессиональную школу. Ее выпускницы следовали ее примеру и открывали школы для девочек в разных регионах Грузии.
Помня о собственной скудной домашней библиотеке, которая состояла из бабушкиного Евангелия и нескольких потрепанных книг, Екатерина открывала читальни в разных районах Тбилиси. Однако не смогла долго оплачивать аренду помещений и однажды увидела, как хозяин выбрасывает книги на улицу. «Когда я увидела выброшенные на улицу книги, собранные с таким трудом, у меня потемнело в глазах и сердце замерло», — писала Габашвили.
Иссякший ручеек
Одновременно с просветительской работой Екатерина Габашвили снова начала публиковаться — в 1880-е вышли ее рассказы «Роман в Дидихеви», «Кона», «Орена и Куче» и другие.
Вместе с выдающимися деятелями грузинской культуры она участвовала в запуске первого детского журнала «Нобати» («Дар») в 1883 году. Он вскоре закрылся, но Габашвили вместе с активисткой Анастасией Туманишвили-Церетели основали в 1889 году журнал «Джеджили» («Нива»), в котором Екатерина проработала почти 30 лет. Немалый вклад Екатерина внесла и в создание третьего детского журнала «Накадули» («Ручеек»).
С 1918-го по 1921 год Грузия была независимым государством. Во время тифлисской операции, когда в Тбилиси вошли большевики, в бою погибла внучка Екатерины, Маро. С этого времени активность писательницы начала угасать. В 1925-м она вместе с соратницами начала издавать журнал «Литературный альманах», но им удалось выпустить лишь два номера.
Екатерина Габашвили умерла 7 августа 1938 года. Ее останки были перенесены в Дидубийский пантеон, где похоронены многие известные писатели, артисты, ученые. К моменту ее смерти основанные ею кружки и журналы закрылись, но «Накадули» был возрожден в 1990-е и выходил до 2010-х.