Как писательница Маргарет Фуллер одной из первых заговорила о гендерном неравенстве
Ставшая успешной писательницей Маргарет Фуллер в детстве не могла вписаться в общество, обращал внимание Джон Мэтсон, автор ее биографии.
Она родилась 23 мая 1810 года в Кембридже, Массачусетс, и была воспитана требовательным отцом, конгрессменом Тимоти Фуллером. Он хотел сына и решил воспитать дочь как мальчика, уделяя внимание ее образованию, а не тому, чтобы научить ее вести домашнее хозяйство. Маргарет в четыре года умела читать, а в шесть изучала английскую и латинскую грамматику. Но если для Тимоти Фуллера знания дочери были поводом для гордости, то для одноклассников это был повод обходить всезнайку стороной. Сама же она смотрела на одноклассников свысока.
В декабре 1822 года Маргарет окончила школу. Родители решили, что девушке стоит стать более скромной и сдержанной, поэтому отправили ее в учебное заведение для молодых леди в небольшой городок Гротон. Фуллер не проучилась там и года. Родители забрали оттуда Маргарет, посчитав, что в Гротоне дают слишком плохое образование, к тому же мать девушки, сидевшая дома с пятью детьми, сильно нуждалась в поддержке. Дочь должна была помочь ей с делами по дому.
Желание передать знания
Следующие несколько лет дома Фуллер старалась находить время на самообразование и сбор данных об Иоганне Вольфганге фон Гете, чтобы когда-нибудь исполнить свою мечту — написать его подробную биографию. Но осенью 1835 года умер ее отец, оставив семью в трудном финансовом положении. 25-летняя Маргарет, будучи самым старшим ребенком, покинула родительский дом и отправилась на поиски работы в Бостон. Она открыла там свою собственную школу, чтобы преподавать женщинам немецкую, итальянскую и французскую литературу. И так как Фуллер читала и писала на этих языках лучше, чем говорила, она при помощи знакомого поэта и философа Ральфа Эмерсона привлекла к занятиям трех лингвистов, окончивших Гарвард, чтобы дополнить свои лекции практическими занятиями по фонетике. Эмерсон был основоположником американского трансцендентализма (литературно-философского течения, ориентированного на познание мира через выход за пределы человеческого опыта) и собрал единомышленников в Трансцендентальном клубе, одним из главных членов которого долгие годы была и Фуллер.
Группа из 20 студенток ходила к ней два раза в неделю. Плата за почти трехмесячные курсы составляла $15. Этих денег не хватало, чтобы прокормить всех братьев и сестер Маргарет. Поэтому, когда в декабре 1836-го друг Фуллер, соратник Эмерсона Бронсон Олкотт, предложил ей преподавать в открытой им школе, девушка согласилась и приступила к работе. Однако уже через год она устроилась преподавателем в другое учебное заведение, где ей пообещали щедрое годовое жалованье в $1000 за ведение курсов по латинскому, композиции, ораторскому искусству, истории, естествознанию, а также курса по Новому Завету. Для этого ей пришлось переехать из Бостона в Провиденс. Но, не видя в детях желания учиться, она разочаровалась в преподавании и покинула школу в декабре 1838-го.
Фуллер вернулась домой и несколько месяцев провела вместе со своей семьей, переводя книгу Иоганна Петера Эккермана «Разговоры с Гете». Публикация состоялась в 1839 году. Книга имела большой успех в Провиденсе, несмотря на то что Маргарет сделала неполный перевод, опустив то, что ей было непонятно: например, теорию цвета Гете. И все же Маргарет не считала писательство своей основной работой, ей всегда хотелось чего-то большего. Поэтому в ноябре 1839-го, вдохновившись форматом «философских бесед» ее друга Олкотта, начала вести свои собственные беседы. От лекций они отличались тем, что не требовали от оратора тщательной подготовки и проходили в формате диалога в небольшом кругу слушателей.
Так одним ранним осенним утром в книжном магазине Элизабет Пибоди, любезно предоставившей Фуллер пространство для встреч, собрались 25 белых образованных женщин, чтобы не только послушать чужие, но и высказать собственные мысли на разные темы — от греческой мифологии и немецкого романтизма до гендерных вопросов. Таким образом Фуллер хотела заполнить пробелы женского образования, так как оно, по ее мнению, предлагало лишь поверхностные знания. Беседы Фуллер посещали в том числе известные аболиционистки Лидия Мария Чайлд и Мария Уайт Лоуэлл.
Женщина в XIX столетии
В 1839 году Ральф Эмерсон создал журнал The Dial и предложил Фуллер занять должность редактора. Именно публикация в The Dial принесла ей популярность.
Эссе под названием «Великая тяжба. Мужчина против женщины. Женщина против мужчины» появилось в июльском номере 1843 года и позже легло в основу книги Фуллер «Женщина в XIX столетии», которая вышла в феврале 1845-го. В ней Маргарет отмечала, что многие мужчины относятся к женщинам как к рабыням. Однажды она услышала, как мужчина, глядя на свою маленькую дочь, сказал жене: «Я не допущу, чтобы Мария стала слишком умной. Если она будет много знать, она никогда не найдет себе мужа <...> я хочу, чтобы у нее был дом и чтобы кто-то защищал ее, когда меня не будет». Фуллер ужаснуло то, как девочек с самого детства готовят к предписанной роли жены и матери, специально воспитывают так, чтобы они были бесправными, не могли получить образование, выбрать профессию. В стремлении изменить ситуацию Маргарет в своей книге призывала предоставить женщинам равные права, но при этом выражала убеждение, что изменение законов является лишь вспомогательной мерой на их пути к самореализации. Главным условием для улучшения положения женщин она видела признание обществом того, что талант нужно уважать и развивать вне зависимости от пола человека.
Книгу обсуждали не только в Америке, о ней говорили в Англии, Франции и Швеции. И хотя некоторые консервативные критики обвиняли автора в радикализме, большинство рецензий были хвалебными. «Книга стала темой всех газет и многих журналов», — писала Маргарет своему брату. А в письме поэтессе Кэролайн Стерджес сообщала, что видела в Нью-Йорке плакаты с надписью «Женщина в ХIХ столетии» — великая книга эпохи».
Статьи о несправедливости
Еще до выхода книги, в 1844-м, Фуллер стала работать в газете New-York Tribune. Ее издатель, журналист и политик Хорас Грили, придумал разнообразить номера колонкой о культурных мероприятиях и статьями о социальной несправедливости. Маргарет, по его мнению, идеально подходила на роль автора подобных текстов. Предполагая, что она может отказаться из-за отсутствия жилья в Нью-Йорке, Грили включил в договор с ней пункт о том, что она может жить в его с женой доме.
За два года Фуллер написала для газеты около 250 статей. Часть из них — рецензии на концерты, спектакли, выставки и книги. В своих публикациях она оставалась беспристрастной и нередко обрушивалась с критикой даже на своих близких друзей-поэтов. Маргарет считала, что литература должна быть доступной для всех независимо от пола и социального положения, и верила, что ее статьи помогают читателям понять произведения.
Другую часть публикаций Фуллер составляли тексты на социальные темы. Собирая материал для своих работ, Маргарет однажды решила посетить женское отделение тюрьмы в Оссининге, Нью-Йорк. Она беседовала с заключенными и читала их дневники, чтобы понять, как они оказались за решеткой. Фуллер призывала к реформированию тюрем, говоря о том, что пенитенциарная система должна быть более гуманной.
Вскоре для своих статей в New-York Tribune Фуллер начала посещать психиатрические больницы и богадельни. Она освещала растущее в обществе неравенство, говорила о проблемах особо уязвимых групп, особое внимание обращая на опыт женщин.
Революция и путь домой
В сентябре 1845 года Маргарет получила приглашение от своих друзей Маркуса и Ребекки Баффум Спринг составить им компанию в путешествии по Англии, Германии, Франции и Италии. Посетить Европу было давней мечтой Фуллер. Чета Спринг вызвалась оплатить билеты в обмен на уроки для их 12-летнего сына, но у Фуллер не было средств на жизнь в Европе. Но Хорас Грили пошел ей навстречу: он сообщил Фуллер, что она может продолжить работу в New-York Tribune и получать до $12 за статью, если будет регулярно писать о политической, социальной и культурной жизни посещаемых стран. Маргарет согласилась.
Оказавшись в Италии, Фуллер уже не захотела возвращаться домой. Там в 1847 году она познакомилась с маркизом Джованни Оссоли, и еще до того, как они успели обручиться, у пары родился сын. Спустя год в Италии разгорелась революция, переросшая в войну за независимость от Австрии и объединение государства, тогда состоявшего из нескольких королевств. Причем Фуллер была не только свидетельницей революции, но и ее участницей: ее друг, итальянский политик Джузеппе Мадзини, в апреле 1849-го устроил Маргарет в госпиталь ухаживать за солдатами. В то же время она продолжала писать статьи и так стала первым американским военным корреспондентом. События тех лет писательница собиралась изложить в книге «История итальянского освобождения», о чем сообщала в письмах друзьям.
В 40 лет Фуллер, уже будучи замужней женщиной с годовалым ребенком на руках, планировала покинуть потерпевшую поражение Италию. Причина была проста: супруги испытывали критическую нехватку денег. Единственным транспортом до Америки, который они могли себе позволить, было грузовое судно. Однако в 50 метрах от американского берега корабль потерпел крушение. 19 июля 1850 года все члены семьи Фуллер-Оссоли погибли.
В 1852 году в США вышла в свет книга «Записки Маргарет Фуллер Оссоли» — ее биография, написанная тремя ее друзьями, в числе которых был философ Эмерсон. Книга стала бестселлером и продавалась лучше всех других биографий в течение последующих четырех лет.