«Время жить»: мелодрама с Флоренс Пью о борьбе с болезнью и партнерских отношениях
Альмут (Флоренс Пью) строит карьеру шеф-повара, Тобиас (Эндрю Гарфилд) тяжело переживает развод. Судьба неожиданно сводит их вместе, и с тех пор эти двое не расстаются ни на миг. Оказавшиеся полными противоположностями, они наслаждаются отношениями, пока идиллию не нарушает страшный диагноз. У Альмут врачи обнаруживают рак яичников, и ей предстоит пройти через тяжелое лечение, которое может и не дать результатов. В юности из-за болезни отца Альмут оставила фигурное катание, но теперь не собирается бросать любимое дело. Вместе с поддерживающим партнером она борется с заболеванием и учится ценить каждое мгновение.
Мелодрама Джона Краули «Время жить» («We Live in Time» в оригинале), тепло принятая критиками на кинофестивале в Торонто этого года, смахивает пыль с жанра мелодрамы о болезни, но добавляет к ней еще кое-что. Взяв за основу сентиментальный призыв carpe diem («лови момент»), который был двигателем сюжета в тематически похожих картинах «Сейчас самое время» (2012) и «Виноваты звезды» (2014), Джон Краули рассказывает трогательную историю здоровых отношений.
Режиссер провалился с экранизацией «Щегла» (2019) Донны Тартт, но до этой неудачи доказал, что способен снимать вдохновляющие фильмы о женщинах. В ретроспективном «Бруклине» (2015) по одноименному роману Колма Тойбина Краули старательно выводил портрет молодой ирландки, которой пришлось выбирать между вынужденным возвращением на родину и самореализацией в Нью-Йорке. Исполнившая главную роль Сирша Ронан получила номинацию на премию «Оскар» за лучшую женскую роль, а сама картина претендовала на главную награду церемонии — за лучший фильм.
Вполне ожидаемо, что в картине «Время жить» режиссер отдает инициативу героине Флоренс Пью. На первый план выходят переживания Альмут, ее профессиональные амбиции и нежелание сдаваться болезни, оставляя несколько однообразного Тобиаса на периферии.
В сотрудничестве со сценаристом сериала «Корона» (2016) Ником Пэйном постановщик создает крепкую арку женщины-шефа, которая полностью отдается профессии, никогда не останавливается на достигнутом и мечтает о большем. В начале фильма она руководит кухней в небольшом ресторанчике, а позже уже управляет собственным заведением, удостоенным звезды Michelin. «Колдовство» на кухне показано крупным планом: героиня аккуратно разбивает яйца, искусно обжаривает мясо на косточке, изящно добавляет последний штрих в авторское блюдо и делает все это так ответственно, словно в этот момент решаются судьбы мира. Интересно, что страсть Альмут к готовке разделяет и сама Флоренс Пью. Еще во время пандемии COVID-19 актриса, находясь на самоизоляции, регулярно выпускала кулинарные ролики Cooking With Flo у себя в соцсетях, а в прошлом году устроила гастрономический мастер-класс на YouTube-канале журнала Vogue.
Но профессиональные успехи главной героини — далеко не единственная линия, раскрывающая ее личность. Сложно прописанный характер Альмут проявляется в самых разных жизненных ситуациях — от абсурдной встречи с добряком Тобиасом до экстремальных родов на автозаправке (а для сцен, в которых она проходит курс химиотерапии, Флоренс Пью побрила голову).
Может показаться, что Джон Краули сочиняет оду стойкой женщине: фильм почти подступается к эмпауэрмент-драме о героине, которая ставит профессиональную реализацию превыше всего, а затем оказывается в положении, «когда вместо того, чтобы извлечь максимум пользы из этих шести, семи, восьми, а может, и девяти месяцев, все, что ты сделал — это облысел и выблевал свои кишки». Но в первую очередь режиссер снимает кино о союзе двух людей, который с каждым годом только крепнет, потому что основан на стремлении к взаимопониманию и ценном умении просто быть рядом в самые тяжелые моменты.
Альмут и Тобиас сделаны из разного теста: она — прирожденный боец и с детства не умеет сдаваться, он — не лишенный беспокойства, но предусмотрительный и заботливый, всегда готовый выслушать и помочь. Однако герои не пытаются перекроить друг друга, а, напротив, обнаруживают в отношениях лучшие версии себя. Джон Краули буквально создает пособие по адекватному партнерству, в котором поровну делятся и радости, и горести, и ответственность за общего ребенка, и домашние обязанности. Эндрю Гарфилд признавался, что во время одной из романтических сцен они с Флоренс Пью так увлеклись, что даже не услышали, как режиссер сказал: «Стоп, снято!», — и эта химия ощущается через экран.
Режиссер выбирает нелинейное повествование. Кажется, что случайная встреча, уютные свидания, трепетные сцены близости, известие о диагнозе, мучительный процесс лечения, рождение ребенка — это воспоминания Тобиаса о лучших моментах его жизни. От превращения в слащавую мелодраму «Время жить» оберегает психологическая деликатность. Краули осторожно выдерживает градус трагизма; соблюдает баланс между легкой романтикой и суровой драмой о неизлечимой болезни, а тяжелые моменты разбавляет иронией. Несмотря на проходящую красной нитью тему неотвратимости смерти, в фильме много жизни и теплого света.
«Время жить» — пример мелодрамы, которая идет в ногу со временем. В противовес тем романтическим фильмам, где двигателем сюжета становятся эмоциональные качели и противостояние характеров, фильм Краули дарит редкое удовольствие наблюдать за тем, как складываются по-настоящему гармоничные партнерские отношения. А кроме того, он показывает новые гендерные модели. «Я несколько лет отчаянно нуждалась именно в этой роли. В роли женщины, которая актуальна, интересна и участвует в разговорах, которые современные женщины ведут ежедневно» — так высказалась об этом Флоренс Пью.