К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Расхитительница гробниц: как менялся образ Лары Крофт и каким получился сериал о ней

Кадр из сериала «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт»
Кадр из сериала «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт»
10 октября на Netflix вышел анимационный сериал «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт», основанный на популярной серии видеоигр. Forbes Woman вспоминает эволюцию образа отчаянной путешественницы и разбирается, какой получилась ее новая версия

Во время экспедиции в Чили англичанка Лара Крофт наведалась в древний храм и вынесла оттуда ценную реликвию. Спустя три года расхитительница гробниц распродает внушительную коллекцию сокровищ своего покойного отца на аукционе. Однако во время мероприятия происходит неприятный эпизод: таинственный гость крадет ту самую реликвию. Лара хочет установить личность вора и выяснить его мотивы, для чего подключает к расследованию своих ближайших соратников. Вскоре герои выясняют, что загадочный грабитель по имени Чарльз Деверо путешествует по миру в поисках других ценных артефактов, которые наделяют своего владельца сверхъестественным могуществом. Вместе с верными союзниками Лара Крофт собирается помешать планам злодея, ведь на кону — судьба всего человечества.

Лара Крофт в видеоиграх и кино

История именитой расхитительницы гробниц Лары Крофт началась в 1996 году, когда вышла первая из серии приключенческих видеоигр Tomb Raider. Изначально художник-аниматор Core Design Тоби Гард планировал создать персонажа — подражателя Индианы Джонса, но изменил свое решение, испугавшись вероятных обвинений в плагиате. Так на свет появилась охотница за сокровищами Лара Крофт. По сюжету приключенческого экшена Tomb Raider, она была дочерью британских аристократов, которая с юности увлекалась археологией и мечтала путешествовать по миру в поисках древних артефактов. Игра начиналась с авиакатастрофы — самолет, на котором летела леди Крофт, падал в джунглях, и ей предстояло в одиночку противостоять дикой природе и держать удар во время неизбежных встреч с головорезами. По мере развития сюжета Крофт обретала все большую уверенность в собственных силах и со временем превратилась в профессиональную искательницу приключений, которая разгадывает древние загадки и уворачивается от смертельных ловушек, расставленных в храмах и гробницах. 

На первый взгляд появление этой героини — в жанре, где долгое время доминировали мужские персонажи, — стало прорывом для game-индустрии. Захватывающие миссии расхитительницы гробниц действительно впечатляли продуманностью, но ее образ страдал от сексуальной объективации, которую в конце 1990-х не считали проблемой. 

 

В последующих играх серии — Tomb Raider II: The Dagger of Xian (1997) и Tomb Raider 3: Adventures of Lara Croft (1998) — Лара Крофт обладала внушительным бюстом, пухлыми губами, осиной талией и округлыми бедрами. Во время экспедиций героиня носила короткие шорты, обтягивающие майки, а перед подводным заплывом надевала обтягивающий водолазный костюм. Рекламная кампания игр тоже строилась на продвижении чувственного образа Крофт, а не ее персональных качеств — интеллекта и выносливости. К четвертой части героиня, которая когда-то позиционировалась как археолог, превратилась в гиперсексуальную машину для убийств.

Кадр из игры Tomb Raider II: The Dagger of Xian

Экранизации видеоигры с Анджелиной Джоли в главной роли, которые вышли в 2000-х, только закрепили сексуализированный образ авантюристки. Приключенческий боевик «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» (2001) и его сиквел «Колыбель жизни» (2003) все внимание уделяли внешности и пластике главной героини, а не ее личным переживаниям и сложному прошлому. Однако Джоли, страстно воплотившая расхитительницу гробниц, повлияла на трансформацию героини в видеоиграх. Режиссер первого фильма, Саймон Уэст, стремился сделать киноверсию Лары Крофт злой и яростной, поэтому с трудом выбил у продюсеров роль для Анджелины Джоли, которая к 2000-м обзавелась дурной репутацией: «Она вела альтернативный образ жизни и не стеснялась в выражениях. Я хотел увидеть актрису, которая собиралась что-то привнести в эту роль. Анджелина Джоли показала себя мрачной, сумасшедшей, злой женщиной с очень особенной и интересной личностью. Я хотел, чтобы эта мифология Анджелины Джоли слилась с Ларой Крофт». 

 

В игре Tomb Raider VI: The Angel of Darkness (2003) героиня походила на воплотившую ее актрису, стала более рассудительной и осторожной. А в 2013 году вышел феминистский перезапуск Tomb Raider от Crystal Dynamics, акцент в котором был сделан на личности Лары Крофт. Впервые за всю историю серии в ней стало возможно разглядеть человека. 

Поначалу новая Лара Крофт казалась неопытной и доверчивой, она совершала ошибки, боролась со своими страхами, училась выживать в диких условиях, а еще страдала от груза травмирующего прошлого. Внешне героиня уже не была конвенционально идеальной — растрепанная, вечно измазанная в грязи, в поношенной одежде. По мере развития сюжета она взрослела и набиралась опыта, превращаясь из неуклюжей леди Крофт в суровую исследовательницу. 

«Лара Крофт: Расхитительница гробниц» (2001) с Анджелиной Джоли

За прогрессивную перезагрузку Tomb Raider отвечала сценаристка компьютерных игр Рианна Пратчетт. «Классическая Лара была плейгерл с деньгами, гаджетами и оружием, чтобы справиться с любой ситуацией, и очень напоминала Джеймса Бонда… Что касается новой Лары, я хотела немного спустить ее с небес на землю и думать о ней как об обычной лондонской студентке, только что окончившей университет. Я хотела, чтобы Лара, работающая в баре, более соответствовала молодым женщинам в Лондоне сегодня», — рассказывала Пратчетт. 

 

Реалистичный подход к героине лег в основу приключенческого боевика «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) с Алисией Викандер в главной роли. В фильме Роара Утхауга молодая искательница приключений наконец избавилась от сексистского проклятия. Крофт в исполнении Викандер выглядела серьезной и в то же время уязвимой, не боялась рисковать, но переживала из-за промахов в прошлом и испытывала страх перед неизвестным будущим. Хотя миссия героини в основном сводилась к раскрытию тайн пропавшего много лет назад отца, новая инкарнация Лары располагала к себе эмоциональной правдоподобностью и отсутствием объективации. Того же зрители ждали от нового анимационного сериала Netflix «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» (Tomb Raider: The Legend of Lara Croft).

Каким получился анимационный сериал

Действие шоу разворачивается после событий последней части обновленной трилогии игр Tomb Raider (ее называют Survivor Trilogy) — Shadow of the Tomb Raider 2018 года. Сериал стартует с динамичного флешбэка: Лара, путешествующая по Чили, удирает от местных головорезов, затем вступает в схватку с гигантским крокодилом и вместе с другом своего отца Конрадом Роттом попадает в пирамиду, чтобы забрать древний артефакт. 

В первых же сценах она оказывается на волосок от смерти. Естественные эмоции героини, которая испытывает страх за собственную жизнь и в самый тяжелый момент дает волю слезам, соответствуют задумке перезапуска Tomb Raider — сделать Крофт как можно более человечной. Можно, конечно, возмутиться тем фактом, что ее в итоге спасает мужчина, как будто она типичная дева в беде, но здесь это часть канона: для превращения героини в опытного бойца потребуется время.

Спустя три года после событий в Чили героиня распродает коллекцию древних сокровищ, хранящуюся в особняке ее отца в Лондоне. Она решила навсегда завязать с расхищением гробниц — ее мучают кошмары и тяжелые воспоминания. Над психологическим портретом Крофт с любовью работала шоураннер Таша Хуо. Охотница за реликвиями противоречива, а потому очень интересна. С одной стороны, она хочет отказаться от наследия отца, с другой — сама не может жить без приключений. Проходя сквозь болезненные воспоминания о юности, Лара обретает внутреннюю силу. Важная часть ее истории посвящена примирению с собственным несовершенством и восстановлению отношений с подругой детства, перед которой Лара испытывает чувство вины. 

Внешне Лара скорее напоминает спецагента из шпионских триллеров. Она накачанная, вечно нахмуренная и умеет драться даже в вечернем платье. При этом создатели сериала старательно избегают сексуализации — никаких неуместных нарядов посреди джунглей.

 
Кадр из сериала «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт»

На протяжении первого сезона шоу героиня не сидит на месте, а, по заветам видеоигры, то едет по пескам на мотоцикле, то продирается сквозь джунгли, ловко обходит расставленные повсюду ловушки и погружается под воду. При этом, как и в Survivor Trilogy, набивает шишки и в последний момент готова вообще сдаться. 

Однако от классического лора Survivor Trilogy создатели сериала постепенно отказываются в пользу посредственной фантастики. Кругосветное путешествие Лары Крофт изобилует атмосферными пейзажами, но присутствие в сюжете поверхностно изображенных персонажей китайской мифологии и стереотипного злодея, напоминающего Таноса из вселенной Marvel, разрушает особую магию Tomb Raider. Когда анимационный сериал буквально миксует легенды о лисе-оборотне хули-цзин с «Путешествием к центру Земли» Жюля Верна, происходит досадный диссонанс. 

Анимация, над которой трудилась студия Powerhouse Animation Studios (также подарившая Netflix адаптацию серии видеоигр «Кастельвания»), выглядит качественно и свежо. Но, к сожалению, бешеный калейдоскоп фэнтези не позволяет ощутить тот самый дух остросюжетных игр Tomb Raider, за который многие их и полюбили.

Тем не менее шоу прекрасно работает с эволюцией Лары Крофт как персонажа, ведь за восемь 30-минутных эпизодов она учится открываться людям, прощать себя за ошибки и отличать собственные стремления от нереализованных целей погибшего отца. Героиня взрослеет на глазах у зрителей в окружении верных друзей и становится все более уверенной в своих силах. В целом анимационный сериал «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» смотрится легко и бодро, хотя не хватает звезд с неба. А вот многослойная история главной героини вселяет большие надежды на достойное развитие проекта, ведь известно, что Netflix заказал второй сезон еще до релиза первого. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+