Союз физиков: почему жена Эйнштейна Милева Марич могла быть соавтором его открытий
Любовь к физике
Милева Марич родилась 19 декабря 1875 года в обеспеченной и прогрессивной семье в небольшом сербском городке, который в те времена входил в состав Австро-Венгрии. В разных источниках можно найти противоречивую информацию о том, какой Милева была в школьные годы. Одни утверждают, что одноклассники называли девушку «наша святая» за высокие оценки и примерное поведение, другие — что она, наоборот, подвергалась нападкам из-за хромоты, которая была следствием родовой травмы. Из-за этого Милева больше времени проводила с книгами, чем с одноклассниками, и выросла замкнутым человеком.
В 1890 году она окончила среднюю школу с наивысшими оценками по математике и физике. Отец Милевы, видя ее стремление к знаниям, способствовал тому, чтобы у дочери было качественное образование. В 1891 году он получил для нее специальное разрешение на учебу в Королевской классической гимназии Загреба, где обучали только мальчиков. Так Милева стала первой девушкой в Австро-Венгрии, допущенной до совместных занятий с юношами. Однако официально среди учащихся она не числилась. В 1894 году Марич уже сама добилась разрешения на посещение лекций по физике в той же гимназии.
В том же году Милева смогла сдать выпускные экзамены на высокие баллы и решила переехать в Швейцарию, так как там к получению высшего образования допускались все способные ученики вне зависимости от половой принадлежности. Два года она училась в женской гимназии Цюриха, а затем поступила на медицинский факультет Цюрихского университета. Проучившись семестр, Марич перепоступила в Цюрихский Политехникум, чтобы продолжить изучение физики и математики. В этот вуз официально принимали женщин, но Милева была только пятой за всю историю существования университета и единственной на своем курсе среди всех студентов-мужчин.
Знакомство с Эйнштейном
С момента поступления Милевы в 1896 году в Цюрихский Политехникум начался новый период ее жизни. Она быстро подружилась со своим более юным (он был на четыре года младше) одногруппником Альбертом Эйнштейном, с которым вместе посещала лекции. Во время второго учебного года она провела семестр в Гейдельбергском университете в Германии. Именно тогда началась романтическая переписка, которая затем будет длиться весь период их отношений. Эйнштейн был инициатором этого «эпистолярного романа», написав Милеве послание на четырех страницах.
Официально женщин в университет Гейдельберга стали зачислять только с 1900 года. Милева посещала лекции по теоретической физике в качестве вольнослушательницы, но решила вернуться в Цюрих, чтобы получить диплом о высшем образовании.
Обучение давалось ей непросто. Из-за того что Милева пропустила семестр у себя в университете, преддипломные экзамены ей пришлось сдавать на год позже с другой группой. Физику она сдала на тот же показатель, что и Альберт Эйнштейн: 5,5 балла по шестибалльной шкале, но по остальным выпускным экзаменам она не смогла получить положительные оценки. Диплом Милева так и не защитила из-за незапланированной беременности, хотя намеревалась продолжать исследования и получить степень PhD. Для этого Милева попыталась пересдать выпускные экзамены, но снова не смогла набрать нужные баллы.
В 1902 году она уехала к родителям в Нови-Сад, чтобы родить ее с Эйнштейном внебрачную дочь Лизерль. Что впоследствии стало с девочкой, доподлинно неизвестно. Часть исследователей склоняется к версии, что Лизерль умерла во младенчестве. Другие полагают, что ее, как незаконнорожденную, родители отдали на удочерение, чтобы не вызвать общественного порицания в свой адрес.
В следующем, 1903-м, Милева и Альберт решили официально оформить отношения, поэтому поженились в Берне. Там будущий великий ученый нашел себе работу экспертом в Федеральном бюро патентования изобретений. Он как физик оценивал заявки на изобретения и он параллельно самостоятельно продолжал изучать теоретическую физику.
В этот период, как сам ученый рассказывал в письме одному из друзей, Милева поддерживала быт. «Она умеет прекрасно заботиться обо всем, прекрасно готовит и все время в хорошем настроении», — писал Эйнштейн. Сама же Милева иначе оценивала свою новую роль. В письме своей приятельнице она сообщила: «У нас очень приятный маленький дом, который мне приходится вести совершенно одной… Вначале, пока я не привыкла, у меня было совсем мало свободного времени».
Жена и соавтор
1905 год вошел в историю физики как «Год чудес»: именно в это время немецкий журнал Annalen der Physik опубликовал несколько статей Эйнштейна, которые заложили основу для открытия атомной энергии, развития теории относительности и квантовой теории. Эти работы принято считать началом современной физики как науки.
Однако, вероятно, в этом заслуга не только Альберта Эйнштейна, но и Милевы Марич. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, была ли жена ученого соавтором его первых работ. А если была, то в какой степени.
Основным доказательством того, что супруги работали вместе, служат письма. Например, в одном из них от 13 сентября 1900 года Альберт с радостью сообщил Милеве: «Я также с нетерпением жду начала работы над нашими новыми научными статьями. Теперь ты должна продолжить свои исследования. Как я буду гордиться тем, что у моей возлюбленной будет маленькая докторская степень, пока я остаюсь совершенно обычным человеком».
27 марта 1901 года Эйнштейн написал ей: «Как счастлив и горд буду, когда мы оба доведем работу над относительным движением до победного конца». В другом письме он предложил обсудить теории физика Гельмгольца. Один из исследователей подсчитал, что совместную научную работу с женой в письмах вплоть до 1903 года Эйнштейн в той или иной форме упоминал около 10 раз.
Абрам Иоффе, один из «отцов» советской физики и знакомый Эйнштейна, также вспоминал, что в рукописях статей для журнала Annalen der Physik значилась двойная фамилия «Эйнштейн-Марити». Марити — венгерская форма сербской фамилии Марич, принятая в те времена. На тот же факт указывает и лингвист Сента Троемель-Плотц и добавляет: «В их жизненных историях прослеживается хорошо известная закономерность, ведущая к созданию мужского успеха и краху женского».
Версия совместного авторства подтверждается и другими косвенными свидетельствами. Так, брат Милевы впоследствии вспоминал, как сам Эйнштейн в разговорах с ним упоминал, что жена помогает ему с математическими расчетами для статей. Кроме того, у Эйнштейна и Марич уже был опыт соавторства. В начале своей научной деятельности они собирались вместе написать дипломную работу, посвященную теплопроводности, но из-за беременности Милевы проект не был реализован. Близкая подруга Милевы в то время писала своей родственнице: «Фройляйн Марич и герр Эйнштейн закончили свои письменные экзамены. Они придумали тему [диплома] вместе, но Эйнштейн оставил Марич более интересную часть».
Также они могли вместе написать научную статью «Выводы, сделанные из феномена капиллярности». Работа была опубликована в марте 1901 года в Annalen der Physik под фамилией только одного Эйнштейна. Но и он, и Милева ссылались на нее в письмах друзьям как на их общий труд. «Мы отправили личную копию Больцману (австрийский физик Людвиг Больцман. — Forbes Woman), чтобы узнать, что он думает, и я надеюсь, он ответит нам», — сообщила тогда Милева своей подруге в письме от 20 декабря 1900 года.
Решение подписать статью только фамилией Эйнштейна ряд исследователей объясняют тем, что, в отличие от однокурсников, тогда еще начинающий ученый не получил место ассистента на кафедре. Милева посчитала, что материал, опубликованный за авторством мужчины, будет выглядеть более научно обоснованным, и это помогло бы найти Эйнштейну работу в академической среде.
Еще один факт также может служить подтверждением научного вклада Милевы в эти статьи. Согласно условиям развода между Эйнштейном и Марич, весь денежный эквивалент Нобелевской премии, если вдруг ученый ее получит, должен был достаться Милеве. Одни биографы утверждают, что таким образом знаменитый физик решил покаяться перед бывшей женой за присвоение ее наработок. Другие полагают, что деньги стали бы алиментами на содержание их двух сыновей, которые появились в браке.
Существует также мнение, что Милева могла внести в научные работы известного физика вклад, помогая ему искать источники для статей, оформляя библиографию, перепечатывая рукописи и в целом делая так, чтобы ученый раскрыл свой потенциал в полной мере, не отвлекаясь на бытовые вопросы. Так или иначе, вопрос об участии Марич в работе Эйнштейна остается дискуссионным.
Невидимый вклад
Милева следовала за своим мужем туда, где ему предлагали работу: сначала в 1909-м в Цюрих, потом в 1911-м в Прагу и снова в Цюрих. Но пара в итоге распалась. С 1914 года Эйнштейны не жили вместе, в 1919-м официально развелись.
Альберт Эйнштейн получил Нобелевскую премию в 1922 году за доказательство существования фотоэффекта — высвобождения электронов из вещества под воздействием света. После развода Эйнштейн передал премию Милеве. На эти деньги она купила недвижимость, чтобы обеспечивать себя и своих детей.
В дальнейшем она вела жизнь обычной домохозяйки. Ее старший сын Ганс Альберт Эйнштейн впоследствии упоминал, что мать оставила научные амбиции, когда вышла замуж за его отца. Вместе с тем в культуре ее образ подвергся феминистской рефлексии. В 2017 году National Geographic выпустил сериал «Гений» про жизнь ученого. В нем Милева Марич показана как равная Эйнштейну по силе ума.
Милева Марич умерла в 1948-м году в Цюрихе. На родине Милевы в Сербии ей открыли три памятника, у одного из которых завязаны глаза, что символизирует ее вклад в науку, оставшийся для всех невидимым.