«Все совпадения неслучайны»: детективная драма с Кейт Бланшетт о лжи и предубеждениях
Известная журналистка Кэтрин Рейвенскрофт (Кейт Бланшетт) построила блестящую карьеру в документалистике и пользуется уважением среди коллег. Однажды ей приходит посылка — книга неизвестного автора, которая раскрывает темную тайну из ее биографии: много лет назад, уже будучи замужем, Кэтрин закрутила курортный роман. Журналистка пытается установить личность писателя прежде, чем прошлое разрушит ее отношения с мужем Робертом (Саша Барон Коэн) и сыном Николасом (Коди Смит-Макфи).
Детективный мини-сериал «Все совпадения неслучайны» снят по роману-бестселлеру «Дисклеймер» британской писательницы Рени Найт. Автор запутанной книги, которую литературные критики справедливо сравнивали с «Исчезнувшей» Гиллиан Флинн, построила впечатляющую карьеру в тележурналистике прежде, чем взялась за прозу. Писательница не случайно сделала центральной героиней своего романа маститую документалистку Кэтрин. Во время работы на телевидении Рени Найт тоже снимала неигровое кино и писала сценарии для Би-би-си и Channel Four.
В «Дисклеймере», впервые опубликованном в 2015 году, писательница размышляла о субъективности рассказанных историй и настаивала, что, освещая те или иные события, нужно показывать разные точки зрения. Название книги тонко объясняло ее суть: версия, изложенная только одним участником событий, может иметь мало общего с реальностью. Как будто предчувствуя грядущие потрясения, связанные с движением #MeToo, Рени Найт говорила об опасности слатшейминга и стереотипного восприятия женщин.
Тайны из прошлого успешной журналистки Кэтрин, живущей в роскошном лондонском доме с мужем-бизнесменом, всплывали по воле разоблачителя и последовательно разрушали жизнь героини. Однако и сюжет о скелетах в шкафу, и сложносочиненная структура с постоянными перемещениями из настоящего в прошлое были лишь частью хитрого замысла писательницы. Правда о прошлом Кэтрин затаилась между строк, а читателям нужно было дойти до самого финала, чтобы посмотреть на историю героини другими глазами.
Мини-сериал Альфонсо Куарона, снятый для стриминга Apple TV+, строго следует роману и выдерживает интригу вплоть до последнего эпизода.
Куарона сегодня знают как режиссера идеальной экранизации «Гарри Поттера и узника Азкабана» (2004), создателя блокбастера «Гравитация» (2013) о женщине-космонавте и автора оскароносной драмы «Рома» (2018), рассказывающей о буднях простой семьи среднего класса в Мехико 1970-х. Сценарий он писал так, как если бы это был полнометражный фильм, разбив его затем на «главы». «Съемка фильма занимает много времени, а это [работа над «Дисклеймером»] было как семь фильмов. Это был очень долгий процесс — я очень сочувствовал актерам», — вспоминал режиссер. Детективная драма придерживается многослойной структуры романа и показывает одни и те же события с разных точек зрения — за них отвечали выдающиеся операторы Эмманюэль Любецки («Знакомьтесь, Джо Блэк», «Сонная Лощина») и Брюно Дельбоннель («Амели», «Гарри Поттер и Принц-полукровка»).
В одной из первых сцен Кэтрин вручают награду за документальный фильм. В торжественной церемонии участвует реальная журналистка Кристиан Аманпур, которая прямо со сцены намекает зрителям, что им стоит быть более вдумчивыми и бдительными по отношению к потребляемому контенту. Правда, никакие профессиональные наставления не спасут тех, кто не читал книгу Рени Найт, от искусной фальсификации на экране. Режиссер легко обведет их вокруг пальца, а затем шокирует тем, как сильно могут быть искажены факты. Однако, прежде чем Кейт Бланшетт произнесет, возможно, самый сокрушительный монолог за свою внушительную карьеру, Альфонсо Куарон будет беспрерывно пускать пыль в глаза, запутывая три взаимосвязанные сюжетные линии.
Тревожные сцены, в которых брак Кэтрин с ее статусным мужем Роджером трещит по швам, перемежаются с воспоминаниями о путешествии американского студента Джонатана (Луис Патридж) по Италии. Эпизоды из семейной жизни ожидаемо сняты в холодных тонах; приключения беспечного юноши в Венеции, наоборот, наполнены солнечным светом и теплом, — но такой очевидный контраст между прошлым и настоящим только морочит зрителю голову. Поначалу «Все совпадения неслучайны» выглядят как дорого снятое телемыло о неравных отношениях, но разрушение этих жанровых иллюзий — лишь вопрос времени. Когда в повествование вклинивается ненадежный рассказчик, овдовевший учитель Стивен (зловещий Кевин Клайн), сериал приобретает черты параноидальной драмы. Пожилой мужчина, горюющий по жене, вынашивает план мести Кэтрин, и зрителю предстоит разобраться в причинах его ненависти к известной журналистке.
Перфекционистка Кейт Бланшетт играет отчаявшуюся женщину, которая буквально физически страдает оттого, что секрет из ее прошлого раскрыт. Ее привычный мир разваливается на части, а близкие отстраняются и не желают знать правды. Актриса пропускает через себя все эмоции героини — от панических атак в собственном доме до торжества в логове врага. Казалось, сложно превзойти ее перформанс в «Тар» (2022), но в своем первом сериале актриса становится королевой буквально каждой сцены, в которой появляется.
Состояние ее героини становится все хуже по мере того, как копии написанной анонимом книги попадают в руки членов ее семьи и коллег по работе. Окружающие мгновенно превращаются в хейтеров, верящих сомнительному чтиву больше, чем Кэтрин. Не сопереживать женщине, столкнувшейся с массовой ненавистью, вряд ли получится.
Альфонсо Куарон искусно усиливает эмоциональное напряжение с каждым эпизодом. Режиссер не спешит раскрывать все карты и достает сомнительные факты из биографий героев порционно. И все же истина всегда где-то рядом — зрителю стоит прислушаться к настороженным разговорам и приглядеться к мимике персонажей, которая часто показывается крупным планом. Как и в близком по духу триллере «Думаю, как все закончить» (2020), многие события в сериале Альфонсо Куарона — не то, чем кажутся на первый взгляд.
Крайне болезненная кульминация шоу резонирует с сегодняшним днем. Перед просмотром важно знать, что «Все совпадения неслучайны» — не очередной детектив, который скрасит несколько вечеров, а нарочито дискомфортная, психологически тяжелая драма. Альфонсо Куарону удалось создать актуальный сериал, оставляющий после себя гнетущее ощущение, но все же дающий надежду. «Пришло время услышать мой голос», — говорит в одной из финальных сцен героиня Кейт Бланшетт. Весь сюжет сериала «Все совпадения случайны» объясняет, почему это требование из уст женщин не стоит недооценивать.