«Папа умер в субботу»: драма о том, как понять и простить собственную семью
30-летняя Айко (Лаура Турсунканова) родом из небольшого поселка рядом с Алматы давно переехала в Москву, где работает гримером, и не общается с семьей. В начале фильма Айко узнает о смерти отца и решает ехать на похороны, где ее, в общем-то никто не ждет. По приезде ей предстоит столкнуться с новой семьей отца (которая запомнила его совсем не таким, как Айко), утомительно традиционными родственниками, прошлым и собой.
«Папа умер в субботу» стал первой игровой работой Заки Абдрахмановой. До этого Зака успела поработать с Натальей Мещаниновой (сериал «Пингвины моей мамы»), собрать документальный материал для «Снегиря» Бориса Хлебникова, снять несколько документальных проектов — в том числе автобиографический фильм «Жаным» (2018), в котором, как и в «Папе», поднимается тема столкновения с собственной семьей, для которой устои важнее людей. Представляя фильм, Зака отметила, что личную историю она уже рассказала в документальном кино, а художественная работа помогла ей отстраниться и взглянуть на истории героев с разных сторон. Такая оптика пошла фильму на пользу, сделав его по-настоящему терапевтичным.
В аннотации заявлена история о жестокой героине, которая как будто не очень переживает из-за смерти отца: «У 30-летней москвички Айко умер папа, с которым она не общалась много лет — он был тираном, и ей его не жалко». Возможно, самой Айко именно так и кажется: быстро прорыдавшись в гримерке, она заговаривает себя мантрой «я супергерой» и отправляется на похороны.
В родном селе ждут папина сестра тетя Амина (Данагуль Темирсултанова), которая живет по принципу «делай, что должен, а то что люди скажут», а еще новая семья покойного — жена (Самал Еслямова) с двумя детьми. Айко сразу сталкивается с враждебностью местных: для них она — «москвичка», которая давно уехала и уже чужая. А для нее вызовом становится село с его укладом. Айко не боится показать, что она не часть этого общества, ее оружие — острый язык, тяжелый взгляд, а если понадобится, то и короткая затрещина. Однако «совсем не жалко» по отношению к умершему отцу — это лишь маска.
Героиня полна обид: она слишком хорошо помнит, как отец бил ее мать и как молчала вся семья. Гремучая смесь из страха и ярости мешает Айко прожить горе. Отправляясь на похороны, она постоянно пытается сбежать от собственных чувств: вместо участия в церемонии листает журналы в местном магазине, а когда встречает своего старого школьного друга Даника (Шарифбек Закиров), который когда-то был в нее влюблен так сильно, что чуть не покончил с собой, сначала ищет в нем утешение, а затем внезапно отталкивает его.
Фильм «Папа умер в субботу» мог бы легко скатиться в мелодраму о непонятом герое, заплутав в пространстве обид и подростковых переживаний. Но Зака Абдрахманова делает шаг дальше — она снимает историю взросления и умения прощать. Героиня стремится к примирению с самой собой и с прошлым. Отец умер, и он уже не ответит ни на один вопрос, детство позади, от него остался лишь плюшевый медведь, подаренный папой. Главное откровение: люди вокруг Айко тоже скорбят — просто каждый делает это по-своему. Младшая сестра (Амина Оразбай) ищет утешения в подростковом бунте, тетя Амина — в семейных склоках, а бабушка — в наивной молитве.
Зака Абдрахманова намеренно избегает чрезмерной трагичности — ее фильм не лишен легкости и даже юмора. Актеры с удовольствием поддерживают этот баланс. Только Самал Еслямова, для которой роль второй жены покойного была написана специально, играет по своим правилам: ее героиня проходит путь от покорной невестки до сильной, самостоятельной женщины, которая становится новой главой семьи.
Финал фильма символичен: Айко покидает село, и возможно, на этот раз действительно навсегда. Картина заканчивается там, где и началась — в московском гримвагене. Однако в конце в зеркало смотрит уже другая Айко — она отпустила призраки прошлого и наконец повзрослела. «Папа умер в субботу» оставляет ощущение надежды: даже самое страшное прошлое не сможет помешать настоящему, если честно взглянуть ему в глаза.