Как гинеколог Тавхида бен Шейх делала медицину в Тунисе доступной для женщин
Как подсчитало издание Huffington Post в 2015 году, только 8% портретов на банкнотах мировых валют изображают женщин, и большинство из них — королевы. В 2020-м Центральный банк Туниса представил новую банкноту в 10 динаров, на которой изображена Тавхида бен Шейх — врач-гинеколог, которая не только лечила женщин, но и боролась за их права.
Французский доктор и его русская жена
Тавхида бен Шейх родилась в 1909 году. Она рано потеряла отца, и заботы о воспитании детей взяла на себя мать.
В то время тунисские женщины редко покидали пределы своих домов, а если и делали это, то всегда носили чадру. Лишь немногие девочки посещали начальную школу, и ни одна из них не окончила среднюю. Но смелая и дальновидная мать Тавхиды была готова порвать с традициями. Ее дочери были в числе первых тунисских девушек, получивших аттестат о среднем образовании.
Впрочем, возник вопрос: что же с ним делать? Случайное знакомство с русской женой французского доктора Этьена Бюрне, Лидией, определило будущее Тавхиды. Она долго собиралась с духом, чтобы обратиться за советом к самому доктору, который тогда занимал пост заместителя директора Института Пастера в Тунисе, и одним летним днем 1929 года наконец решилась.
«Если вы хотите изучать медицину и чего-то добиться, вы должны войти через главную дверь, — сказал доктор Бюрне. — Нужно поехать в Париж». Тавхида еле сдержала смех: «Вы шутите, месье?» — «Я могу вам помочь, — сказал доктор. — Я знаю многих людей в Париже и могу организовать для вас поездку туда». Дома, едва переступив порог, Тавхида все выложила матери. Повисла долгая пауза, но отказа не последовало.
Доктор Бюрне сразу начал писать своим друзьям в Париж, чтобы подыскать семью, в которой Тавхида могла бы жить, пока будет учиться. Наконец он нашел место в новом общежитии для студенток, основанном американкой, некой миссис Андерсон, и, даже не посоветовавшись с самой Тавхидой, зарезервировал для нее комнату.
Тем временем в семье девушки разгорелся настоящий скандал. Дядя прямо заявил ей: «Твоя мать сумасшедшая, она отправляет тебя в город погибели». Для него и другой родни было немыслимым, что незамужняя девушка поедет за границу без махрама — сопровождающего. В день отъезда толпа родственников собралась в гостиной, дом наполнили крики, обсуждения, споры. Тавхиде пришлось бежать к такси, чтобы не опоздать на пароход. Возможно, она так бы и не вырвалась во Францию, если бы не поддержка матери, которая к тому же покрывала расходы на ее учебу и проживание за границей (она происходила из одной из богатейших тунисских семей и могла себе это позволить).
В Париже все казалось необычным. По прибытии туда Тавхида получила сертификат, подтверждающий знание физики, химии и биологии, и поступила на медицинский факультет Сорбонны.
Спустя четыре года во Францию вернулась и чета Бюрне, и Тавхида поселилась у них. Доктор Бюрне открыл ей совершенно новый мир, знакомил с учеными, писателями, светилами медицины. Она смогла изучать новейшие теории и методы лечения. В 1936 году Тавхида защитила диссертацию и вернулась в Тунис, а в 1937-м была признана первой мусульманкой в Тунисе, которая стала врачом (до нее эту профессию получили две женщины-христианки).
Позднее Тавхида писала: «Три человека дали мне возможность учиться — моя мать, доктор и мадам Бюрне».
Доктор для бедных
Устроиться на работу в больницу Тавхида не могла — Тунис был французской колонией, и местные врачи не имели права работать в государственных медицинских учреждениях. Поэтому она открыла частную практику.
Тавхиде нравилось общаться с пациентами. Она начинала как педиатр, но затем сменила специализацию на акушера-гинеколога. К этому ее подтолкнула распространенная практика, когда мужья не подпускали к своим женам врачей-мужчин. Да и для самих пациенток обратиться к мужчине по вопросам репродуктивного здоровья часто было немыслимым. Стыд отступал на второй план, только когда женщина была уже серьезно больна.
Впрочем, и на доктора Тавхиду бен Шейх тунисские женщины смотрели косо. Она не носила чадру и была в их глазах почти иностранкой.
Большинство ее пациенток были из бедняков, она часто принимала их бесплатно и даже получила прозвище «доктор для бедных». В 1950 году Тавхида бен Шейх основала «Тунисскую ассоциацию по уходу за детьми из бедных семей», которая ставила своей целью обеспечить всех младенцев доступом к здравоохранению и занималась медицинским просвещением матерей.
Она много ездила за границу, расширяя свои знания, — в 1961 году Международная федерация планирования семьи (IPPF) пригласила ее поехать в Брайтон, затем ей довелось посетить Восточный Пакистан и Дакку, а позже она некоторое время работала в центре планирования семьи в Нью-Йорке.
Как только в Тунисе разрешили противозачаточные средства, Тавхида открыла такой центр в крупнейшей больнице.
Права женщин
Еще во время учебы в Париже Тавхида начала заниматься активизмом. Будучи членом Ассоциации мусульманских студентов Северной Африки во Франции, она не раз выступала на собраниях Французского союза за избирательное право женщин, описывая тяготы положения мусульманских женщин во французских колониях.
Вернувшись из Парижа в Тунис, она не только вела медицинскую практику, но и сотрудничала в качестве автора и редактора с женским журналом Leïla (он выходил на французском языке). Журнал просуществовал с 1936 по 1941 год.
В 1950-е, во время борьбы за независимость, Тавхида бен Шейх была вице-президентом Тунисского Красного Полумесяца. И в этом качестве подготовила доклад о военных преступлениях во время операции колониальной администрации у мыса Бон.
В 1956 году, через несколько месяцев после обретения независимости Тунисом, тогдашний президент Хабиб Бургиба подписал закон о личном статусе — беспрецедентный для арабо-мусульманского мира на тот момент. Было отменено многоженство, установлен минимальный возраст вступления в брак, определена судебная процедура развода. Спустя семь лет в тунисском обществе заговорили о репродуктивных правах — в частности, о доступной контрацепции.
Благодаря сарафанному радио женщины очень быстро узнали об услугах, которые предоставляли центры планирования семьи. Правда, им все еще требовалось разрешение мужа. Например, некоторые мужья требовали удалить спираль, если собирались в поездку и оставляли жену одну.
Благодаря ее административной работе, например в Национальном совете Ордена врачей Туниса, в 1965 году Тунис стал первой мусульманской страной, которая разрешила аборты женщинам, имеющим более пяти детей, находящимся на первом триместре беременности и имеющим согласие от своих мужей. В 1973 году аборты были легализованы для женщин (только совершеннолетних) независимо от их семейного положения.
Тавхида старалась идти в ногу со временем и внедрять новые медицинские технологии: например, в 1970 году, после поездки на международную конференцию, она привезла в страну технику вакуум-аспирации — более щадящую и безопасную, чем распространенное тогда повсеместно выскабливание.
Пациентки знали, что с ней можно обсудить любую проблему, от воспитания детей до отношений с мужем. Бен Шейх старалась помогать всем, даже если для этого нужно было изменить закон или внедрить новую практику.
Например, ей приходилось проводить операции по «восстановлению девственности». Вот как об этом вспоминала ее коллега: «Молодые девушки думали, что нашли прекрасного принца, а потом оставались одни. И девственность, конечно, считалась главным элементом достоинства женщины для ее принятия обществом или мужем. Но чтобы выйти замуж, нужно было доказать девственность в первую брачную ночь. Если девушка не была девственницей, ее ждал скандал, позор и туманное будущее. Мужья разводились с женщинами, у которых не было крови, и с позором отправляли их домой». Доктор бен Шейх проводила операции по гименопластике — как объясняет ее коллега все в том же интервью, «это делалось не для того, чтобы кого-то обмануть, а для того, чтобы дать молодым женщинам шанс в жизни. Мы делали это, полагая, что нам предстоит сыграть некоторую роль в социальных преобразованиях страны и жизни молодых женщин».
Семья и карьера
В 1970 году Тавхида стала директором Национального управления по планированию семьи, но занимать административную должность ей не понравилось, и вскоре она вернулась к лечению пациентов. «Я никогда не хотела быть кем-то другим, кроме врача», — говорила бен Шейх. Вплоть до выхода на пенсию в 1977 году она возглавляла отделение акушерства и детской медицины в старейшей столичной больнице имени Азизы Османа.
«Никто из моих детей не хотел быть врачом. Моя дочь — археолог; один сын — дантист, а другой — ветеринар. Они говорили: «Мама, мы видели, как много ты работала, как часто тебя не было, что пациенты были слишком требовательны». Когда я приходила домой и говорила, что мне нужно вернуться, чтобы осмотреть пациента, они говорили: «Ты собираешься снова? Ты не можешь побыть дома немного?» — рассказывала Тавхида бен Шейх. — Но я всегда была на дежурстве. Я думаю, что они просто не хотели так жить, или, может быть, не было призвания к медицине, не знаю. Для меня это было трудное время, поскольку я была матерью-одиночкой и имела такие профессиональные обязанности. Да, это было очень трудно».
Тавхида овдовела в 1963 году, после 20 с лишним лет брака. То было позднее по тунисским меркам замужество — в 33 года. «Как молодая женщина-врач, получившая образование за границей, я, думаю, немного пугала молодых тунисских мужчин, которые могли бы за мной ухаживать. Молодые люди не смели проявлять ко мне интерес», — объясняла сама бен Шейх. В конце концов «появился прекрасный принц и попросил моей руки. Он был другом моего брата и учился в Париже. Он был дантистом и очень красивым», рассказывала она.
Впрочем, на пенсии она наконец-то посвятила себя детям и внукам. Судьба отмерила ей достаточно времени для этого — Тавхида бен Шейх умерла в 2010 году в возрасте 101 года. Сегодня ее имя носит Тунисская ассоциация по охране здоровья женщин, цель которой — дать возможность любой женщине «осуществлять свои сексуальные и репродуктивные права».