К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Планета Джанет»: чуткая инди-драма об отношениях с матерью глазами девочки-подростка

Кадр из фильма «Планета Джанет»
Кадр из фильма «Планета Джанет»
В российский прокат выходит инди-драма «Планета Джанет» от студии А24, показанная на Берлинском и Нью-Йоркском кинофестивалях. Камерная картина про девочку, которая проводит летние каникулы с матерью, повествует о взрослении, одиночестве и болезненной сепарации от родителей. Forbes Woman рассказывает, зачем смотреть этот фильм

Жаркое лето 1991 года. 11-летняя Лейси (Зои Зиглер) проводит каникулы в лагере, где так и не заводит друзей. Однажды ночью девочка тайком пробирается к телефону-автомату, звонит своей матери Джанет (Джулианна Николсон) и угрожает: «Я покончу с собой, если ты за мной не приедешь». Шантаж срабатывает, и на следующий день Джанет вместе со своим бойфрендом, ветераном войны Уэйном (Уилл Пэттон) забирает дочь в лесной домик, где та проводит остаток лета, наслаждаясь солнечными деньками и наблюдая за эксцентричными гостями матери. 

Джанет занимается иглоукалыванием — не сказать, что от клиентов нет отбоя, но на ее «планете» периодически появляются пришельцы: то очередной любовник с завышенными ожиданиями, то проблемная подруга-актриса, то лидер околорелигиозного культа. Вторжение новых людей в их с матерью мир юная Лейси воспринимает враждебно и даже прибегает к манипуляциям, лишь бы побыстрее выселить чужаков из семейного гнездышка. Однако взросление Лейси и дальнейшая сепарация от матери так же неизбежны, как близящийся конец долгого лета.

Кадр из фильма «Планета Джанет»

Над инди-драмой «Планета Джанет» (Janet Planet) от студии А24 трудилась американский драматург Энни Бэйкер. В своей пьесе The Flick 2013 года, удостоенной Пулитцеровской премии, она показала будни работников небольшого кинотеатра (вдохновение Бэйкер черпала в личных воспоминаниях: в свои 20 она с нетерпением ждала момента, когда после киносеанса включится свет и сотрудники начнут наводить порядок в зале). С тех пор Бэйкер сделала поэтизацию повседневности отличительной чертой своего творчества. В своем кинорежиссерском дебюте она опирается на театральный опыт, делая ставку на диалоги и бытовые сцены. 

 

«Планета Джанет» находит красоту и умиротворение в самых незначительных событиях. Забег по торговому центру мимо ярких витрин, поездка на велосипеде через лес с целью добыть мороженое, подготовка к уроку фортепиано в залитой солнцем гостиной — моменты, из которых складывается жизнь Лейси. Больше всего она любит возиться с фигурками из игрушечного театра — под моцартовскую «Лакримозу» из музыкальной шкатулки разливает сок по миниатюрным чашкам, мастерит головные уборы из оберток от конфет, укладывает троллей и фарфоровых девочек спать. Ждать от фильма внезапных поворотов не стоит — Лейси и сама жалуется на недостаток приключений. Один счастливый день она проводит в компании дочери бойфренда матери, но больше они никогда не увидятся. «Обычно мне трудно заводить друзей», — признается Лейси.

Подобно «Проекту «Флорида» (2017), драма Энни Бэйкер исследует мироощущение девочки и выносит на первый план ее эмоции. Разница между двумя проектами студии А24 — в репрезентации отношений матери и дочери. В «Проекте «Флорида» Шона Бэйкера шестилетняя Муни бродила по улицам в компании беспризорных детей, пока ее мать искала незаконные способы заработать. В «Планете Джанет» Лейси, напротив, требует от родительницы постоянного внимания и даже расчетливо имитирует недомогание, чтобы не возвращаться в школу. Когда Джанет с удовольствием проводит вечера в компании интересных ей людей и словно не замечает дочь, та отвечает мелкими пакостями вроде развешанных на стенах душевой пучков мокрых волос.

 
Кадр из фильма «Планета Джанет»

В отличие от многих картин, посвященных отношениям матери и дочери («Белый олеандр», «Тоня против всех»), фильм Энни Бэйкер не обращается к их деструктивным формам. На «Планете Джанет» в основном уютно и комфортно, здесь нет места скандалам и выяснениям отношений. Разногласия в фильме всегда чередуются с мгновениями трогательного единства. На смену ранящему «вон отсюда», как-то оброненному матерью, приходят терапевтичные разговоры по душам — Джанет без стеснения обсуждает с 11-летней дочерью свои ошибки молодости и планы на будущее, а та оценивает ухажеров родительницы и советует расстаться с пассивно-агрессивным Уэйном. Тесная связь между Джанет и Лейси восхищает: они могут откровенно поговорить о чем угодно. 

С другой стороны, желание Лейси присвоить себе все внимание матери не позволяет той обрести личное счастье. Пожалуй, лучше всего об этом говорит сцена, в которой девочка просит Джанет «поделиться частичкой себя», а та в ответ вырывает прядь волос с макушки и протягивает дочери. Чуткая камера оператора Марии фон Хауссвольф («Земля бога») не случайно ловит крупные планы лица, рук и ног актрисы Джулианны Николсон: Лейси жадно всматривается в черты матери, запоминает каждое ее движение, каждую эмоцию, словно боится, что та может исчезнуть. 

Режиссер показывает Лейси не эгоистичным, а тревожным ребенком, которому просто не с кем будет обсудить свои переживания, если Джанет сосредоточится на романе с очередным мужчиной или общении с импульсивной подругой-актрисой Реджиной (Софи Оконедо). 11-летняя героиня может показаться инфантильной и избалованной, но ближе к финалу становится ясно, что школьница прекрасно понимает, какое будущее у ее отношений с матерью. Это кино о том, насколько болезненным может оказаться малейшее сомнение в родительской любви; о неизбежной сепарации от взрослого и о тревогах, которые сопровождают взросление даже в самом принимающем окружении.

 

Фильм не получился бы столь психологически точным, если бы не актерские работы 12-летней дебютантки Зои Зиглер и маститой Джулианны Николсон (обладательница «Эмми» за роль в «Мейр из Исттауна»). Их дуэт впечатляет своей естественностью — кажется, на экране не актрисы, а настоящие мать и дочь. Юная Зои Зиглер привносит в фильм долю беспокойства и меланхолии, в то время как Николсон наполняет его мечтательностью и беззаботностью. Съемка на подвижную 16-миллиметровую камеру, следующую за героями по пятам, создает к тому же ностальгический эффект, правда, о времени действия в фильме приходится судить разве что по мелькающему в кадре журналу The New Yorker и упоминанию первой войны в Ираке. 

Камерная «Планета Джанет» Энни Бэйкер — дебют, перед эмоциональной продуманностью которого сложно устоять. Похоже, инди-студия А24 открыла миру еще одну многообещающую женщину-режиссера, за чьей карьерой будет интересно следить.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+