Связь поколений: как изменилось положение женщин в бизнесе за 15 лет
За последние годы другим стал не только журнал Forbes Woman. За это время начинавшие 15 лет назад специалистки набрались опыта и построили успешную карьеру, а новое поколение self-made-женщин уже успело заявить о себе.
Но насколько за те же 15 лет изменилось положение женщин в бизнесе? Гендерное равенство по-прежнему остается чем-то далеким: избавиться от разрыва в зарплатах, сравнять число женщин и мужчин на управляющих позициях и разбить «стеклянный потолок» все еще не получилось. И все же, несмотря ни на что, женщины строят заводы, создают стартапы, управляют корпорациями и возглавляют советы директоров. Своим примером они вдохновляют других женщин, чтобы те не боялись показать всем, на что они способны.
В честь юбилея мы решили узнать у шести героинь Forbes Woman, как изменились их индустрии: сельское хозяйство, управление и маркетинг, фитнес и медицина. И попытались понять, кому было труднее строить карьеру: тем, кто делал первые шаги 15 лет назад, или тем, кто сейчас впервые преодолевает препятствия, которые до сих пор встают на пути женщин.
Елена Константинова
Основательница агротех-стартапа Aerospace-Agro
Елена Константинова запустила Aerospace-Agro в 19 лет. Существующий с 2016 года агротех-стартап с помощью космических снимков и искусственного интеллекта помогает оценить состояние полей и определить, как повысить их урожайность
— Когда я начинала в 19 лет, мне было море по колено: все, что я понимала о рынке, — в «аграрке» есть деньги. Спустя пять лет я вижу, что бизнес-подходы, выбранные компаниями в России, не могут принести достаточно прибыли, если сравнивать с иностранными рынками. Копирование готовых моделей нам просто не подходит. С возрастом приобретаешь больше экспертизы, и без былого максимализма ты многого уже не сделаешь.
Раньше нужно было работать несколько лет, чтобы «выслужиться» и заявить о своем бизнесе, или заранее иметь стартовый капитал. Сейчас можно бесплатно зайти в пару акселераторов, взять инвестиции и выпустить их «в трубу»: если ты облажался, у тебя все равно есть коммерческая история ошибки.
Основная трудность в привлечении женщин в агросферу и в бизнес в целом в том, что за предыдущие 15 лет не сформировались ролевые модели для девушек. Лично мне не хватало примера девочек, которые смогли привлечь инвестиции в инновационное производство. В этом плане помогают форумы Forbes Woman: на них женское бизнес-комьюнити собирается, чтобы обсудить существующие проблемы и рассказать, как женщины смогли добиться высот в бизнесе, в том числе в регионах.
Мой гендер иногда провоцирует проблемы. Например, на заседании совета директоров мужчины 15 минут объясняли, что мне, как женщине, не стоит одеваться в оверсайз-рубашку, потому что так фигуру не видно. При этом, когда начинаешь говорить, все понимают, что ты знаешь больше, чем они. Однако инвестиционные консультанты советуют мне отправлять на переговоры мужчин, потому что они вызывают больше доверия, чем я — молодая девочка с историями о космосе. Это позиции рынка, которые я приняла.
Кристина Романовская
Собственник и генеральный директор племенного хозяйства «Лазаревское»
Кристина Романовская в начале нулевых была главным специалистом ассоциации российских производителей свинины «Россвинопром». С 2013 года работала экономистом по планированию племенного хозяйства «Лазаревское», которое возглавила в 2020-м. Сегодня она собственник одного из крупнейших сельскохозяйственных предприятий Тульской области
— Когда я только пришла в компанию, меня никто не воспринимал всерьез. Все считали, что раз я 20 лет была домохозяйкой, то либо сдамся, либо попрошу о помощи. Семья, дети, здоровье и общение были брошены, но у меня глаза горели: я понимала, что живу полной жизнью.
В самом начале я была шокирована тем, что мои ожидания от того, как устроен агробизнес, не оправдались. Я же приехала из Москвы, а тут в поселке даже об электронном документообороте не слышали. Предстояло перестроить работу всего предприятия. Самая непростая задача сегодня — кадровый голод, который затронет сельское хозяйство больше всего, так как до сих пор это не самая популярная отрасль. Очередь не стоит ни в рабочие специальности, ни в топ-менеджмент.
С первых дней я получала предложения о покупке бизнеса. Меня это беспокоило, но однажды я услышала такую фразу: если нет слухов о том, что твою компанию постоянно хотят купить, нужна ли она тебе? Я поняла, что все делаю правильно и «такая корова нужна самому».
Forbes Woman стал рупором для современных деловых женщин. Ты смотришь, что они смогли, и начинаешь верить в себя и идешь вперед, чтобы наконец показать себя миру. Все ограничения в голове: если женщина чего-то хочет, остановить ее невозможно.
Ольга Подойницына
Профессор Дипломатической академии МИД, бывший член совета директоров «ВТБ Капитала»
Ольга Подойницына с 2000 года возглавляла направление PR в Deutsche Bank в России и СНГ, а в 2008-м перешла в ВТБ и проработала там до 2019 года. Она была руководителем глобального департамента корпоративных отношений и маркетинга, членом правления и старшим вице-президентом«ВТБ Капитала». В 2015 году Ольга вошла в топ-100 влиятельных руководителей в области коммуникаций согласно The Holmes Report
— За последние 15 лет моя сфера — PR и стратегический маркетинг — кардинально изменилась, потому что на нее, как и на всю нашу жизнь в целом, повлияли технологии, пандемия, геополитическая реальность. Появились новые ресурсы и инструменты, которые открывают новые возможности. Среди них информационный мусор — яркая составляющая медиасреды. Сейчас очень интересный момент: происходит трансформация. С рынка ушли флагманы, на уровень которых мы ориентировались с момента возникновения индустрии маркетинга в нашей стране, и открывшееся окно возможностей позволяет компаниям проявить наработанный опыт.
Думаю, что женщинам в моей сфере сегодня проще строить карьеру, потому что уже есть платформа, на которую можно опираться. Когда я начинала, начинался и сам рынок, поэтому основы и стандарты профессии надо было создавать и, более того, отстаивать. Я была одним из первопроходцев и на практике постигала уровень корпоративной культуры компаний «большой семерки». В том числе и подход к построению карьеры и поощрению профессиональных достижений.
Чтобы женщинам было проще строить карьеру, им надо прежде всего правильно расставлять приоритеты, иметь поддержку близких, создавать круг единомышленников, уметь брать на себя ответственность и отстаивать свои интересы. Невозможно за короткий отрезок времени изжить гендерные стереотипы, но, поскольку есть корпоративные программы и тема активно звучит в медиа, велик шанс, что через пару поколений мы увидим результат.
Forbes Woman формировался на моих глазах, и я счастлива, что уже тогда была частью среды профи, с которыми всегда на одной волне. Сегодня Forbes Woman — лучший источник информации для женщин, ответственных за свою карьеру и свою жизнь.
Валерия Матюхина
Ex-CEO «СберТройки», предпринимательница
Валерия Матюхина в 2020 году стала сооснователем и гендиректором «СберТройки», «дочки» «Сбера», которая развивает билетные системы и запускает карту «Тройка» в регионах. Тогда ей было 24 года. Она начинала карьеру в 2017 году как аналитик инвестиционной службы Московского метрополитена
— Когда я начинала карьеру в IT, семь-восемь лет назад, у меня не было профильного образования, я училась бизнесу и менеджменту, а короткие (относительно университетского обучения) профессиональные курсы только появлялись. Именно поэтому самым сложным в начале пути было опытное освоение самой сферы путем проб и ошибок — применить классический менеджмент к управлению IT-компанией довольно трудно.
Развиваться в IT раньше было ни легче, ни сложнее — просто сильно по-другому. Сейчас в индустрии иные вызовы, в первую очередь нехватка кадров. Новое поколение иначе выбирает работу и демонстрирует лояльность, нужно строить новую корпоративную культуру и искать новые способы мотивации.
Сегодня IT-сфера интересует все больше женщин. Помогают программы переобучения, особенно во время декрета: здорово, что можно быстро поменять свою профессию на более актуальную и перспективную. Для привлечения женщин компаниям нужно использовать мягкие методы: строить сильный HR-бренд, демонстрировать открытость к женщинам на лидирующих позициях, готовность создать комфортную среду и эмоциональную безопасность в коллективе в целом. А еще предоставить сотрудницам возможность гибко управлять графиком и форматом работы, ориентируясь прежде всего на результаты.
Часто бывает, что специалистка может быть идеальным кандидатом с суперобразованием и опытом, но почему-то ей не хватает уверенности, чтобы заявить себя на топ-менеджерскую позицию или просто войти в стереотипно мужскую сферу. Меня очень вдохновляет любая идея популяризации женского комьюнити в бизнесе, потому что она дает веру в себя — этим в том числе занимается Forbes Woman.
Людмила Щербакова
Президент фармацевтической группы Bright Way
Людмила Щербакова в 1999 году открыла российское представительство швейцарской фармкомпании Indukern Chemie, но в 2015 году выкупила долю Indukern Group и построила в Кургане собственный завод, который начал работу в 2016 году. Все свои активы она объединила в холдинг Bright Way Group. Сегодня Щербакова — одна из богатейших self-made-женщин России по версии Forbes
— 15 лет назад я возглавляла российско-испанскую компанию в Москве, которая занималась поставкой фармацевтического сырья на российские предприятия. В то время меня прежде всего волновали конкурентная борьба и задачи, которые нужно было решать здесь и сейчас: на фармрынке это в первую очередь все, что связано с регуляторикой.
За прошедшие годы индустрия сильно изменилась. Тогда только зародился тренд на строительство фармпромышленности в России. Необходимость этого позже показала пандемия: логистика оборвалась, мы остались один на один со своими проблемами. Оказалось, что если закупать все фармсырье за рубежом, то в случае форс-мажора заводы превращаются в пустышки.
Сейчас я понимаю, что если предприниматель будет помнить все свои сложности, то он никогда не сделает шаг вперед: груз пережитых проблем не даст никуда двигаться. Ты как лоцман на корабле: плывешь, вокруг тебя все заминировано, и даже чужая ошибка может привести к сложной ситуации.
В моей сфере достаточно много женщин, в том числе среди руководителей. Может быть, это связано с тем, что у женщин лучше получается скрупулезно работать с большим количеством документов, замечать мелочи — это требует большого терпения. Однако стереотипы о женщинах в бизнесе сохраняются. О мужчинах никто не думает, что они получили состояние по наследству или их жены хорошо зарабатывают. На женщинах же сразу ставят клеймо: если ты успешна, то тебе денег дал муж или папа. Мне нравится, что Forbes Woman пишет о self-made-женщинах — и опровергает это.
Александра Герасимова
Основательница Fitmost
Александра Герасимова в 2016 году запустила безлимитный фитнес-абонемент Fitmost, по которому можно посещать разные спортивные клубы, студии и бассейны. В 23 года она создала бизнес, который сейчас охватывает 57 городов России, при этом на платформе Fitmost есть и онлайн-тренировки — к ним можно подключиться из любой точки мира
— Мы работаем на стыке IT и фитнеса. Когда мы начинали, индустрия фитнеса была совсем не цифровизирована — это вызывало сложности. К тому же мы продавали совсем новый продукт — единый фитнес-абонемент, смысл которого надо было объяснить. Если открывается магазин велосипедов, все понимают, зачем нужен велосипед. Мы же столкнулись с позицией «не пробовал, но осуждаю». Сейчас труднее всего не терять темпов развития, потому что компания сильно выросла.
Мне кажется, что мы живем в лучшее время для женщин в предпринимательстве. И 15 лет назад было гораздо сложнее: когда я вижу предпринимательницу семидесяти лет, представляю, как ей было тяжело тогда выстраивать свое дело. Лично мне очень не хватало ориентиров: чем больше примеров будет у девочек, тем больше девочек решатся открыть свой бизнес.
Раньше все воспринимали предпринимательницу как железную леди, у которой нет жизни, кроме бизнеса. Я тоже пыталась строить из себя безэмоциональную машину, потому что думала, что иначе меня никто не будет воспринимать всерьез, но в какой-то момент поломалась. Помню, как в первый раз заплакала в офисе при всех. Мне казалось, что это катастрофа, а потом я поняла, что это помогло мне наладить отношения с командой, которая увидела, что я тоже человек.
Женщинам нужны истории, которые покажут, что они могут все. Forbes Woman как раз рассказывает, что каждой по силам попробовать и осуществить задуманное.
Над съемкой работали
Фотограф: Илья Вартанян
Ассистент фотографа: Влад Якущенко
Стилист: Александр Челюбеев
Макияж: Анна Меркушева
Волосы: Тима Лео
Продюсер: Эмма Григорьева