Я себя сделала сама: как женщины доказали, что они тоже могут быть self-made
Как появилось понятие self-made
Впервые понятие «человек, добившийся всего сам» появилось в американских и британских периодических изданиях 1820-х годов. Так описывал себя генерал Сэмюэл Блэкберн, который в 1824 году баллотировался на государственную должность в Вирджинии. В 1826 году британский журнал The New Monthly Magazine использовал термин, характеризуя политика и государственного деятеля Великобритании лорда Чатема, а в 1831 году он появился в некрологе пастора первой Африканской баптистской церкви в США Томаса Пола. Американский историк Ирвин Гордон Уайлли упоминает, что термин self-made man в 1832 году употребил в одной из речей сенатор Генри Клей, говоря о людях, которые достигли успеха самостоятельно, без покровительства влиятельных особ.
Термин популяризировал в 1859 году аболиционист и бывший раб Фредерик Дуглас, выступая с серией лекций «Люди, сделавшие себя сами». По мнению Дугласа, self-made man — это человек низкого происхождения, который добился высокого положения и власти без посторонней помощи и унаследованного высокого социального положения, за счет трудолюбия и мотивации.
Считается, что Дугласа на рассказ о self-made-людях вдохновила автобиография Бенджамина Франклина, который описал свой путь от подмастерья в свечной мастерской отца до влиятельного государственного деятеля. Франклин подчеркивал, что для него залогом успеха стали упорный труд и моральный настрой.
«Термин self-made часто применяется исключительно к тем людям, которые зарабатывают много денег. На самом деле, здесь важно подчеркнуть, что человек «сделал себя сам», то есть совершил индивидуальную вертикальную социальную мобильность. В результате собственных знаний, навыков он поднялся по социальной лестнице, и вот этот успех затем конвертировался в деньги. Но это не столько про большое количество денег и социальный престиж, сколько про вознаграждение за индивидуальные достижения», — говорит в разговоре с Forbes Woman доктор социологических наук Жанна Чернова.
Первые self-made-женщины и их успехи
Эта концепция легла в основу американской идеологии индивидуализма и стала ключевой в описании жизни многих знаменитых американцев. Однако ни люди небелой расы, ни женщины не воспринимались обществом как независимые личности, поэтому к ним понятие self-made долгие годы было практически неприменимо. «Это была концепция мужественности, то есть первоначально термин self-made подразумевал именно self-made man. Если ты в жизни добился успеха самостоятельно, это показатель того, что ты мужчина», — рассказала Forbes Woman специалистка по гендерной истории Ольга Шнырова.
Шведские ученые в 2021 году провели исследование и пришли к выводу, что с начала XIX века по всему миру начался рост числа женщин, добившихся успеха самостоятельно. Они определяют self-made-женщину как ту, которая пришла к власти без влиятельной семьи или богатого супруга. К началу XIX столетия заметно выросло количество художниц и женщин-ученых, а к его концу в разных частях света расширялся доступ к базовому образованию и профессиональной деятельности. Этому способствовали изменения в законах, женские движения, экономическое развитие и появление ролевых моделей — отдельных женщин, добивавшихся руководящих постов. Например, Эстер Моррис в 1870 году стала первой женщиной мировым судьей в США, а Маргарет Бондфилд в 1929-м — первой женщиной-министром в Великобритании.
«Термин self-made woman — это более позднее понятие, которое стало популярным ближе к концу XX века. Хотя с другой стороны, self-made-женщины, то есть женщины, самостоятельно добившиеся успеха, были всегда, просто в отношении них не употреблялся этот термин. Можно вспомнить ту же самую вдову Клико, которая создала империю шампанского, или, например, Коко Шанель», — говорит Ольга Шнырова.
На самом деле, даже сегодня сложно говорить о первых женщинах, которые самостоятельно заработали свое состояние, поскольку их финансы не были задокументированы. Так или иначе, первой self-made-миллионершей принято считать американку, известную как Мадам Си Джей Уокер. На момент ее смерти в 1919 году ее состояние превышало $1 млн.
Си Джей Уокер родилась в штате Луизиана в 1867 году. Около 1904 года она начала работать торговым агентом в компании по уходу за волосами, а в 1905-м запустила свой бизнес. Компания Уокер была уникальна в том числе и потому, что продавала средства для волос, которые подходили женщинам афроамериканского происхождения. Бизнес Уокер был успешен: она путешествовала по США, проводила презентации и управляла командой из 25 000 человек. В 51 год Уокер владела бизнесом с годовым оборотом более $500 000. Кроме того, у нее была недвижимость, включая особняк и таунхаус в Нью-Йорке, которая оценивалась в $700 000.
Кто такие self-made-женщины сегодня
И все же в XIX веке предпринимательская деятельность не была доступна женщинам в той же степени, что и мужчинам. Запуская бизнес, женщины оказывались в чуждой для них социальной среде, поскольку предпринимательство ассоциировалось с мужественностью. Считалось, что бизнесвумен боятся рисковать, а их предприятия менее прибыльны.
«Понятие self-made woman, как и сам социальный феномен, появилось в результате тех драматических изменений, которые затронули западные общества после второй волны феминизма, то есть во второй половине ХХ века. Это время, когда многие женщины не только получили высшее образование, но и вышли на рынок труда, стали ориентированы на успех в профессии. Соответственно, их представление о нормативном жизненном сценарии стало меняться: он уже включал не только выполнение ролей матери, жены и домохозяйки, но и предполагал активное участие в оплачиваемой занятости», — отмечает Жанна Чернова.
Первый рейтинг самых богатых self-made-женщин выпустил Forbes USA в 2015 году. Редакция сделала это намеренно, чтобы выделить и поддержать предпринимательниц, руководительниц бизнеса и артисток, которые добились успеха самостоятельно. Потому что в списке миллиардеров 2014 года на 1043 мужчин было всего 29 женщин, заработавших состояние самостоятельно. В 2024 году в рейтинг self-made-женщин по версии Forbes USA вошли 100 женщин.
«Невзирая на то, что сейчас у нас очень много примеров успешных женщин, в том числе и в бизнесе, по сравнению с мужчинами в процентном отношении их значительно меньше. По статистике, среди миллиардеров женщин только 13%. Это очень хорошо показывает, что по-прежнему мир больших денег, политики и карьеры — это мир мужчин», — отмечает Ольга Шнырова.
В 2015-м Forbes USA опросил участниц первого рейтинга богатейших self-made-женщин и составил список качеств, характеризующих современную женщину, добившуюся успеха самостоятельно. В их числе — твердость характера, дальновидность, умение прощать себя, сосредоточенность, находчивость, страсть, умение чувствовать себя комфортно в некомфортных условиях, умение работать в коллективе, сострадание, гибкость, аналитический склад ума, щедрость, приземленность, инклюзивность, новаторство, оптимизм, активность, стремление к совершенству, жажду знаний.
Self-made-женщины в России
Российский Forbes Woman с 2021 года также публикует рейтинг богатейших self-made-женщин. Модель, аналогичная той, что используется в Forbes USA, подразумевает, что каждой участнице присваивается рейтинг самостоятельности в зависимости от того, как именно она заработала капитал. В российских реалиях вариантов три: участница построила компанию с нуля, приобрела уже существующие активы и успешно их развивала, либо участвовала в бизнесе, построенном на приватизации государственных активов, созданных во время СССР.
В 2024 году в российский рейтинг вошли 10 self-made-женщин, его возглавила основательница и собственница маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук. На второй строчке — акционер производителя детского питания «Прогресс» (торговая марка «ФрутоНяня») и компании «Агроном-сад» Ольга Белявцева, на третьей — владелица группы компаний «Доминант» Светлана Демидова.
Председатель совета директоров мясокомбината «Павловская слобода» Раиса Демина, также самостоятельно заработавшая свой капитал, не считает обязательным показателем self-made внушительное состояние. «Мне кажется, 90% женщин в России — self-made, каждая в своей области», — говорила она в 2021 году на встрече Forbes Woman Club.
«Self-made — это женщина, за которой есть какой-то результат. Всегда есть какие-то цифры — экономика, показатели. Выручка, прибыль. Производительность труда, зарплаты сотрудников», — замечала тогда же президент группы Bright Way и участница рейтинга Людмила Щербакова. При этом она признавалась, что ей не нравится противопоставление женщин и мужчин: «Я в списке Forbes среди женщин, в общий список наравне с мужчинами, возможно, никогда не попаду. Но мне хотелось бы в него попасть и играть с мужчинами на равных».
«Понятие «self-made-женщина» в России довольно популярно, но оно имеет своеобразный характер, потому что в российском понимании self-made woman должна быть еще воплощением традиционной феминности. Она должна не только строить карьеру, но еще быть образцовой матерью и женой и следить за собой: быть красивой, ухоженной. Есть большое количество экспертов и блогеров, которые читают лекции, ведут курсы, учат быть успешной женщиной в соответствии с таким подходом. При этом на этих курсах не расскажут о гендерной дискриминации в бизнесе, о стеклянном потолке и липком поле, о том, что успехи женщин в бизнесе часто обесцениваются и присваиваются мужчинами», — заключает Ольга Шнырова.