К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Я себя сделала сама: как женщины доказали, что они тоже могут быть self-made

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Термин self-made используют для описания людей, которые добились успеха и богатства благодаря собственным усилиям. Обычно его применяют к тем, кто начинал свою жизнь без крупного состояния, доступа к престижному образованию и высокого социального статуса. Forbes с 2015 года составляет специальный рейтинг богатейших self-made-женщин, чтобы подчеркнуть их достижения. Это не только предпринимательницы, но представительницы самых разных сфер, которые добились успеха несмотря на отсутствие привилегий на старте карьеры. Forbes Woman рассказывает, когда начали использовать это понятие, как оно помогает женщинам заявлять о себе и что отличает self-made-женщин в России

Как появилось понятие self-made 

Впервые понятие «человек, добившийся всего сам» появилось в американских и британских периодических изданиях 1820-х годов. Так описывал себя генерал Сэмюэл Блэкберн, который в 1824 году баллотировался на государственную должность в Вирджинии. В 1826 году британский журнал The New Monthly Magazine использовал термин, характеризуя политика и государственного деятеля Великобритании лорда Чатема, а в 1831 году он появился в некрологе пастора первой Африканской баптистской церкви в США Томаса Пола. Американский историк Ирвин Гордон Уайлли упоминает, что термин self-made man в 1832 году употребил в одной из речей сенатор Генри Клей, говоря о людях, которые достигли успеха самостоятельно, без покровительства влиятельных особ. 

Термин популяризировал в 1859 году аболиционист и бывший раб Фредерик Дуглас, выступая с серией лекций «Люди, сделавшие себя сами». По мнению Дугласа, self-made man — это человек низкого происхождения, который добился высокого положения и власти без посторонней помощи и унаследованного высокого социального положения, за счет трудолюбия и мотивации. 

Считается, что Дугласа на рассказ о self-made-людях вдохновила автобиография Бенджамина Франклина, который описал свой путь от подмастерья в свечной мастерской отца до влиятельного государственного деятеля. Франклин подчеркивал, что для него залогом успеха стали упорный труд и моральный настрой.

 

«Термин self-made часто применяется исключительно к тем людям, которые зарабатывают много денег. На самом деле, здесь важно подчеркнуть, что человек «сделал себя сам», то есть совершил индивидуальную вертикальную социальную мобильность. В результате собственных знаний, навыков он поднялся по социальной лестнице, и вот этот успех затем конвертировался в деньги. Но это не столько про большое количество денег и социальный престиж, сколько про вознаграждение за индивидуальные достижения», — говорит в разговоре с Forbes Woman доктор социологических наук Жанна Чернова.

Первые self-made-женщины и их успехи

Эта концепция легла в основу американской идеологии индивидуализма и стала ключевой в описании жизни многих знаменитых американцев. Однако ни люди небелой расы, ни женщины не воспринимались обществом как независимые личности, поэтому к ним понятие self-made долгие годы было практически неприменимо. «Это была концепция мужественности, то есть первоначально термин self-made подразумевал именно self-made man. Если ты в жизни добился успеха самостоятельно, это показатель того, что ты мужчина», — рассказала Forbes Woman специалистка по гендерной истории Ольга Шнырова. 

 

Шведские ученые в 2021 году провели исследование и пришли к выводу, что с начала XIX века по всему миру начался рост числа женщин, добившихся успеха самостоятельно. Они определяют self-made-женщину как ту, которая пришла к власти без влиятельной семьи или богатого супруга. К началу XIX столетия заметно выросло количество художниц и женщин-ученых, а к его концу в разных частях света расширялся доступ к базовому образованию и профессиональной деятельности. Этому способствовали изменения в законах, женские движения, экономическое развитие и появление ролевых моделей — отдельных женщин, добивавшихся руководящих постов. Например, Эстер Моррис в 1870 году стала первой женщиной мировым судьей в США, а Маргарет Бондфилд в 1929-м — первой женщиной-министром в Великобритании.

«Термин self-made woman — это более позднее понятие, которое стало популярным ближе к концу XX века. Хотя с другой стороны, self-made-женщины, то есть женщины, самостоятельно добившиеся успеха, были всегда, просто в отношении них не употреблялся этот термин. Можно вспомнить ту же самую вдову Клико, которая создала империю шампанского, или, например, Коко Шанель», — говорит Ольга Шнырова. 

На самом деле, даже сегодня сложно говорить о первых женщинах, которые самостоятельно заработали свое состояние, поскольку их финансы не были задокументированы. Так или иначе, первой self-made-миллионершей принято считать американку, известную как Мадам Си Джей Уокер. На момент ее смерти в 1919 году ее состояние превышало $1 млн.

 

Си Джей Уокер родилась в штате Луизиана в 1867 году. Около 1904 года она начала работать торговым агентом в компании по уходу за волосами, а в 1905-м запустила свой бизнес. Компания Уокер была уникальна в том числе и потому, что продавала средства для волос, которые подходили женщинам афроамериканского происхождения. Бизнес Уокер был успешен: она путешествовала по США, проводила презентации и управляла командой из 25 000 человек. В 51 год Уокер владела бизнесом с годовым оборотом более $500 000. Кроме того, у нее была недвижимость, включая особняк и таунхаус в Нью-Йорке, которая оценивалась в $700 000.

Кто такие self-made-женщины сегодня

И все же в XIX веке предпринимательская деятельность не была доступна женщинам в той же степени, что и мужчинам. Запуская бизнес, женщины оказывались в чуждой для них социальной среде, поскольку предпринимательство ассоциировалось с мужественностью. Считалось, что бизнесвумен боятся рисковать, а их предприятия менее прибыльны.

«Понятие self-made woman, как и сам социальный феномен, появилось в результате тех драматических изменений, которые затронули западные общества после второй волны феминизма, то есть во второй половине ХХ века. Это время, когда многие женщины не только получили высшее образование, но и вышли на рынок труда, стали ориентированы на успех в профессии. Соответственно, их представление о нормативном жизненном сценарии стало меняться: он уже включал не только выполнение ролей матери, жены и домохозяйки, но и предполагал активное участие в оплачиваемой занятости», — отмечает Жанна Чернова.

Первый рейтинг самых богатых self-made-женщин выпустил Forbes USA в 2015 году. Редакция сделала это намеренно, чтобы выделить и поддержать предпринимательниц, руководительниц бизнеса и артисток, которые добились успеха самостоятельно. Потому что в списке миллиардеров 2014 года на 1043 мужчин было всего 29 женщин, заработавших состояние самостоятельно. В 2024 году в рейтинг self-made-женщин по версии Forbes USA вошли 100 женщин.

«Невзирая на то, что сейчас у нас очень много примеров успешных женщин, в том числе и в бизнесе, по сравнению с мужчинами в процентном отношении их значительно меньше. По статистике, среди миллиардеров женщин только 13%. Это очень хорошо показывает, что по-прежнему мир больших денег, политики и карьеры — это мир мужчин», — отмечает Ольга Шнырова.

 

В 2015-м Forbes USA опросил участниц первого рейтинга богатейших self-made-женщин и составил список качеств, характеризующих современную женщину, добившуюся успеха самостоятельно. В их числе — твердость характера, дальновидность, умение прощать себя, сосредоточенность, находчивость, страсть, умение чувствовать себя комфортно в некомфортных условиях, умение работать в коллективе, сострадание, гибкость, аналитический склад ума, щедрость, приземленность, инклюзивность, новаторство, оптимизм, активность, стремление к совершенству, жажду знаний.

Self-made-женщины в России

Российский Forbes Woman с 2021 года также публикует рейтинг богатейших self-made-женщин. Модель, аналогичная той, что используется в Forbes USA, подразумевает, что каждой участнице присваивается рейтинг самостоятельности в зависимости от того, как именно она заработала капитал. В российских реалиях вариантов три: участница построила компанию с нуля, приобрела уже существующие активы и успешно их развивала, либо участвовала в бизнесе, построенном на приватизации государственных активов, созданных во время СССР.

В 2024 году в российский рейтинг вошли 10 self-made-женщин, его возглавила основательница и собственница маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук. На второй строчке — акционер производителя детского питания «Прогресс» (торговая марка «ФрутоНяня») и компании «Агроном-сад» Ольга Белявцева, на третьей — владелица группы компаний «Доминант» Светлана Демидова.

Председатель совета директоров мясокомбината «Павловская слобода» Раиса Демина, также самостоятельно заработавшая свой капитал, не считает обязательным показателем self-made внушительное состояние. «Мне кажется, 90% женщин в России — self-made, каждая в своей области», — говорила она в 2021 году на встрече Forbes Woman Club.  

 

«Self-made — это женщина, за которой есть какой-то результат. Всегда есть какие-то цифры — экономика, показатели. Выручка, прибыль. Производительность труда, зарплаты сотрудников», — замечала тогда же президент группы Bright Way и участница рейтинга Людмила Щербакова. При этом она признавалась, что ей не нравится противопоставление женщин и мужчин: «Я в списке Forbes среди женщин, в общий список наравне с мужчинами, возможно, никогда не попаду. Но мне хотелось бы в него попасть и играть с мужчинами на равных». 

«Понятие «self-made-женщина» в России довольно популярно, но оно имеет своеобразный характер, потому что в российском понимании self-made woman должна быть еще воплощением традиционной феминности. Она должна не только строить карьеру, но еще быть образцовой матерью и женой и следить за собой: быть красивой, ухоженной. Есть большое количество экспертов и блогеров, которые читают лекции, ведут курсы, учат быть успешной женщиной в соответствии с таким подходом. При этом на этих курсах не расскажут о гендерной дискриминации в бизнесе, о стеклянном потолке и липком поле, о том, что успехи женщин в бизнесе часто обесцениваются и присваиваются мужчинами», — заключает Ольга Шнырова.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+