К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ведет себя как клоун: первые женщины, которые стали профессионально заниматься юмором

Кадр из сериала «Я люблю Люси» с Люсиль Болл (Фото CBS / Getty Images)
Кадр из сериала «Я люблю Люси» с Люсиль Болл (Фото CBS / Getty Images)
В мире комедии и клоунады, где всегда доминировали мужчины, женщинам, которые тоже хотели заниматься юмором, всегда было нелегко: женщина, которая была смешной, шутила и перевоплощалась в мужчин вызывала недоумение. Forbes Woman рассказывает истории нескольких выдающихся женщин-комиков и клоунесс, которые благодаря своему таланту, смелости и упорству преуспели в разных комедийных жанрах и проложили путь для будущих поколений юмористок
Амелия Батлер: первая американская клоунесса

Амелия Батлер: первая американская клоунесса

Амелия Батлер считается первой упоминаемой профессиональной клоунессой в истории США, хотя информации о ней сохранилось немного. По данным редких газетных очерков 1853-1859 годов, известно, что она выступала в цирковых шоу, гастролируя по Канаде.

Появление женщины-клоуна стало вызовом для консервативной публики того времени. Если раньше женщины в цирке, выступая в роли акробаток или танцовщиц, воспринимались как объект восхищения в первую очередь из-за их внешности и физических данных, то Батлер заставила зрителей искренне смеяться. Отзывы критиков о клоунессе — отражение взглядов эпохи на позицию женщины на цирковой арене: одни высоко оценивали ее артистизм, выходящий за рамки привычной «женской» актерской игры, где было непозволительно быть слишком смешной, другие упрекали в излишней женственности для амплуа клоуна.

Лулу Адамс: первая клоунесса, которая добилась мирового признания
Bettmann·Getty Images

Лулу Адамс: первая клоунесса, которая добилась мирового признания

Лулу Адамс родилась в 1900 году в Бельгии, где гастролировали ее родители: известный английский клоун Джо Крастон и акробатка Марта Кэшмор, от которых она и унаследовала любовь к цирковому искусству.

Девочка начала выступать в 12 лет, дебютировав в России в музыкальном номере с сестрой, но вскоре присоединилась к клоунским номерам отца. К 17 годам она уже была уже самостоятельной разносторонней артисткой. Лулу играла на волынке, трубе, кларнете, саксофоне, кларнете, барабанах, пианино и скрипке, прекрасно пела, танцевала и играла в постановках. Помимо этого Адамс была полиглотом: владела французским и немецким, а также обладала базовыми знаниями еще пяти языков.

Лулу стала одной из первых женщин-клоунов, выступавших в самых известных британских цирках своего времени. Также она работала в знаменитом американском цирке братьев Ринглинг, Барнума и Бейли. «Я родилась в цирке, мать была наездницей и канатоходкой. Отец был акробатом и много кем еще... Я буду клоуном до самой смерти, — сказала она репортеру в 1950 году. — Такова сила цирка, вы никогда не сможете его покинуть».

Ша-Ю-Као: от работы в цирке до выступлений в «Мулен Руж»
Ша-Ю-Као в работе фотографа Мориса Гибера

Ша-Ю-Као: от работы в цирке до выступлений в «Мулен Руж»

Псевдоним Ша-Ю-Као образовался из комбинации слов chahut (название эротического танца, популярного в середине XIX века и напоминавшего канкан) и chaos (хаос), которая была адаптирована на японский манер.

Не известно ни настоящее имя Ша-Ю-Као, ни место ее рождения. Считается, что она начинала карьеру как гимнастка и модель для фото — в молодости ее запечатлел фотограф Морис Гибер. До работы в знаменитом парижском кабаре «Мулен Руж» она выступала с клоунадой во втором заведении его совладельца Жозефа Оллера — цирке Nouveau.

Эпатажные выступления Ша-Ю-Као и ее стремление выйти за рамки просто танцовщицы в костюме клоуна, не боясь выглядеть смешной, были революционными для своего времени. Художник Анри де Тулуз-Лотрек был восхищен Ша-Ю-Као и написал ее портрет, на котором она надевает свой костюм перед выходом на сцену. В то время как большинство женщин-артисток ограничивались «женственными» амплуа, Ша-Ю-Као не боялась перевоплощаться в мужские образы в своих выступлениях.

Эветта Мэтьюз: «новая женщина» на арене цирка США
Collection of the John and Mable Ringling Museum

Эветта Мэтьюз: «новая женщина» на арене цирка США

Появление Мэтьюз на цирковой арене в 1895 году совпало с активным распространением женского движения в Европе и США. Цирк Барнума и Бейли, уловив дух времени, включил Эветту в свой специальный сегмент программы, который назвали «Новая женщина». До Мэтьюз в цирке уже выступали женщины-акробаты, канатоходцы и силачки, способные удерживать на плечах до шести человек, однако клоунада оставалась мужской территорией.

Один из номеров Мэтьюз начинался с того, что переодетая клоунесса, скрывшись в толпе, садилась рядом с одним из зрителей и через мегафон кричала конферансье, что якобы хочет устроиться на работу в цирк. В то же время молодой человек в зале предлагал ей деньги, чтобы она не делала этого, что сбивало с толку остальных зрителей, которые не знали, что она артистка. В конце концов, Мэтьюз отвергала уговоры мужчины, сбрасывала «маскировку» и выходила на арену в белом гриме и шутовском костюме. Этот номер наглядно демонстрировал образ «новой женщины» — независимой, решительной, имеющей голос.

Несмотря на новаторский подход, который нравился публике, Эветта сталкивалась с дискриминацией. Руководство цирка накладывало ограничения на выступления: например, Мэтьюз не разрешалось выполнять некоторые акробатические трюки, доступные мужчинам-клоунам, хотя она была опытной акробаткой и гимнасткой.

«Я уверена, что женщина может заниматься любым делом не хуже мужчины. Когда я сказала родным, что хочу стать клоуном, они смеялись. Теперь не смеются, видя, что у меня постоянная работа, и я зарабатываю столько же или больше, чем они в других сферах циркового дела», — говорила о себе Мэтьюз в интервью New York Times.

Мэйбл Норманд: актриса немой комедии
Чарли Чаплин и Мэйбл Норманд ·DR

Мэйбл Норманд: актриса немой комедии

Мэйбл Норманд, дочь плотника из бедной семьи, выросшая недалеко от Нью-Йорка, — одна из первых актрис немого кино, кому удалось преодолеть гендерные ограничения в комедийном жанре.

В 17 лет она пыталась прокормить себя и свою семью, начав карьеру как модель для открыток графика Чарльза Дана Гибсона — это было в 1910 году. Вскоре ее фотографии заметил режиссер Дэвид Уорк Гриффит, который в то время работал на студии Biograph Company, где она и дебютировала в кино. Однако ключевым моментом для продвижения Мэйбл стало ее сотрудничество с режиссером Маком Сеннетом и съемки на его киностудии Keystone Studios, где она быстро заслужила статус ведущей актрисы.

Карьера актрисы развивалась стремительно. Через пару лет она уже сотрудничала с признанными звездами комедии тех лет — Гарольдом Ллойдом, Роско Арбаклом, Чарли Чаплином — и одной из первых использовала знаменитый прием с тортом в лицо, ставший классикой комедийного жанра.

Пик карьеры Мэйбл пришелся на 1914 год, когда она снялась в знаковых немых фильмах «Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл», «Настигнутый в кабаре», «Деловой день Мэйбл» и «Состоявшееся знакомство». В 1918 году Норманд подписала контракт с основателем Metro-Goldwyn-Mayer Сэмюэлем Голдвином на съемки в кино за $3500 в неделю, а после открыла собственную киностудию. Однако скандал 1922 года, связанный с убийством ее друга актера и режиссера Уильяма Дезмонда Тейлора, негативно повлиял на ее репутацию. Тейлор был убит спустя несколько минут после ухода Норманд из его дома, за чем последовали длительные допросы актрисы полицией и нападки газетчиков, которые долго обсуждали это убийство, связь Мэйбл с Тейлором и ее возможную наркозависимость.

Несмотря на трудности, Норманд продолжала работать на киноиндустрии до 1926 года, пока прогрессирующий туберкулез не вынудил ее завершить карьеру. За свой вклад в развитие киноиндустрии Мэйбл Норманд удостоена звезды на Голливудской «Аллее славы».

Филлис Диллер: пионерка женского стендапа
Martin Mills·Getty Images

Филлис Диллер: пионерка женского стендапа

Диллер привлекла внимание американской публики в начале 1960-х годов благодаря совместным номерам с комиком Бобом Хоупом в нескольких телевизионных комедийных шоу. Она создала персонажа, который стал ее визитной карточкой: Диллер изображала эксцентричную домохозяйку с растрепанными волосами, обычно одетую в короткое платье и часто курящую сигареты через мундштук. Этот образ, дополненный ее характерным «кудахтающим» смехом и самоуничижительным юмором, понравился аудитории и сделал ее узнаваемой фигурой в американской поп-культуре.

Карьера Диллер не ограничивалась телевидением. Она снялась более чем в 40 фильмах. Помимо этого, Филлис неоднократно появлялась в бродвейских постановках и выступала со стендапом. В 1988 году Диллер стала первой женщиной в нью-йоркском клубе Friars, куда входили лучшие комики города. За несколько лет до этого ей пришлось переодеваться в мужскую одежду, чтобы попасть в заведение, ведь несмотря на 20-летнюю карьеру в стендапе, ее не принимали в клуб из-за ее пола.

Диллер не только разрушила стереотипы о женщинах в комедии, но и показала, что возраст не является препятствием для творчества и успеха: она выходила на сцену до 85 лет.

Люсиль Болл: революционерка комедийного телевидения
Кадр из сериала «Я люблю Люси» ·DR

Люсиль Болл: революционерка комедийного телевидения

Начав карьеру как модель и актриса эпизодических ролей в 1930-х годах, Болл прошла путь от недооцененной преподавателями студентки драматической школы Нью-Йорка до иконы американского телевидения и комедии. Переломным моментом для нее стал 1951 год, когда она вместе с мужем Деси Арназом создала ситком «Я люблю Люси», ставший одним из самых популярных проектов в истории американского телевидения. Героиня шоу — домохозяйка Люси — бросает вызов патриархальным нормам, упорно стремясь к самореализации вне дома и показывая, что женщины способны быть не только хранительницами очага, но и звездами шоу-бизнеса.

Болл не ограничивалась исполнением своей роли в ситкоме. В 1962 году она стала первой женщиной, возглавившей крупную телевизионную продюсерскую компанию Desilu Productions. Ее шоу не только развлекали, но и затрагивали важные социальные темы. Например, в последовавшем за «Я люблю Люси» новом ситкоме «Шоу Люси» главная героиня — вдова с двумя детьми, которой муж после смерти оставил трастовый фонд. Она решает финансовые проблемы, параллельно разбирается с вопросами, с которыми к ней обращаются окружающие.

На протяжении своей карьеры Люсиль экспериментировала с различными форматами от бродвейских мюзиклов до драматических ролей в телефильмах. Даже провал шоу «Жизнь с Люси» в 1986 году, снятие его с показа через два месяца после первого выхода в эфир и последующая тяжелая депрессия не остановили ее. Болл 13 раз номинировали на премию «Эмми», она завоевала четыре статуэтки. В 1960 году ее вклад в индустрию развлечений был отмечен сразу двумя звездами на Голливудской «Аллее славы».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+