К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Идущая впереди»: как художница Кэролайн Уэлдон защищала права индейцев севера

Вождь индейцев сиу (Сидящий Бык) после капитуляции в 1882 году с семьей возле их типи. Белая женщина — Кэролайн Уэлдон (Фото Henry Sauerland)
Вождь индейцев сиу (Сидящий Бык) после капитуляции в 1882 году с семьей возле их типи. Белая женщина — Кэролайн Уэлдон (Фото Henry Sauerland)
Кэролайн Уэлдон родилась в Швейцарии, и сложно было предсказать, что она однажды станет защищать права индейцев сиу — племен, живущих на севере США. Однако все изменила случайная встреча на улице Нью-Йорка. Forbes Woman рассказывает, как художница-эмигрантка стала секретарем вождя и бросила вызов американскому правительству, которое нарушило привычный образ жизни индейцев

Первая встреча

Родители Кэролайн развелись, когда ей исполнилось четыре года. В 1852 году ее мать решила эмигрировать в Америку вслед за своим новым мужем (Кэролайн родилась в Швейцарии в 1844 году), семья поселилась в нью-йоркском Бруклине. По одним источникам, Кэролайн обучалась художественному искусству в Нью-Йорке, по другим — была художником-любителем: на жизнь она зарабатывала не рисованием, а вышиванием.

Кэролайн с юности интересовалась положением индейцев в Америке. В подростковом возрасте она познакомилась с кочующими коренными американцами в Бруклине и пригласила их в дом своих родителей. «Она была очарована их историей… а также красотой их культуры», — пишет об этой встрече биограф Уэлдон Эйлин Поллак. Также некоторые исследователи считают, что на симпатию Кэролайн к индейцам могло повлиять увлечение творчеством художника Джорджа Кэтлина, который специализировался на написании их портретов.

В 1880-х годах уже взрослая Кэролайн читала о коренном населении в газетах все заметки, что могла найти, муж не одобрял ее странного интереса. В 1883 году он подал на развод, но по другой причине: Кэролайн изменила ему и забеременела от другого мужчины. 

 

Девушка поменяла свое имя с Сюзанна Каролина Шлаттер (фамилия ее бывшего мужа) на Кэролайн Уэлдон, чтобы оставить позади прошлое и начать новую жизнь. До 1887 года она жила вместе с матерью, отчимом и сыном Кристи в Бруклине и продолжала следить за положением дел индейцев по газетным статьям.

Портрет Сидящего Быка кисти Кэролайн

Новая жизнь индейцев

С середины XIX века в Соединенных Штатах решили усилить контроль над жизнью коренного населения. В 1851 году был принят закон, по которому на создание резерваций были выделены специальные средства: правительство США якобы хотело сохранить традиционный образ жизни индейцев и защитить их от продвигавшейся все дальше на запад волны белых переселенцев. 

 

В 1887 году вступил в силу Акт Дауэса, который регулировал землевладение коренного народа в резервациях. Все земли делились теперь между главами индейских семей. Для получения участка индейцы должны были зарегистрироваться в специальных племенных списках и позволить своим детям обучаться в школах-интернатах. Таким образом правительство хотело навязать индейцам понятие частной земельной собственности, чтобы включить их в общую экономику и подвергнуть полной ассимиляции. В состав отведенных индейцам земель часто входили пустыни, непригодные для земледелия, а в случае наследования земля дробилась на много маленьких участков, и возделывать ее уже было не так эффективно. Если же индеец не соглашался с условиями правительства, его земля продавалась переселенцам — так племена теряли свои территории. 

Лагерь Сидящего Быка в резервации Стэндинг-Рок (Фото Getty Images)

В это же время умерла мать Кэролайн, оставив ей небольшое наследство, на которое она с сыном смогла жить. Художница вступила в Национальную ассоциацию защиты индейцев (NIDA). NIDA отличалась от других подобных организаций своей радикальностью: ее создатели поддерживали точку зрения, что коренное население Америки вправе сохранять свой традиционный образ жизни и религиозные взгляды, а также жить на своих исторических землях. Консервативные политики полагали, что индейцев следует истребить, а либеральные — что необходима полная ассимиляция. 

Целью NIDA была защита права коренного населения на владение их историческими землями. В связи с этим по заданию лидера организации Кэролайн вступила в переписку с индейскими вождями. Из-за болезни она не смогла присутствовать на встрече с вождем одного из племен сиу (к сиу относится группа племен, живущая на севере США) Красным Облаком, о чем впоследствии просила у него прощения в письме: «Прошлой весной я получила приглашение от доктора Блэнда из Вашингтона приехать и встретиться с Вами. Я участница NIDA, и он хотел, чтобы я приехала и обсудила вопрос о сиу с Вами и другими членами организации. В то время я болела и не смогла приехать».

 

В то же время Кэролайн написала Сидящему Быку, суровому вождю другого племени индейцев — лакота-сиу, который выступил против закона 1887 года. Она присылала ему расчеты и карты, чтобы вождь понимал, сколько именно земли на территории Дакоты хотят отобрать у его племени. Их переписка продлилась почти два года, и в 1889 году Кэролайн вместе с сыном отправилась на поезде в резервацию лакота-сиу, потому что ей как одинокой женщине с ребенком «уже нечего было терять», как пишет ее биограф.

Жизнь в резервации

Поступок Кэролайн многих поверг в шок. По приезде в резервацию под названием Стэндинг-Рок ей негде было жить, и она приняла радушное приглашение Сидящего Быка расположиться у него.

Этот шаг привел ее к открытой конфронтации с агентом по делам индейцев Джеймсом Маклафлином, который регулировал жизнь коренного населения от имени правительства. Он развернул против Кэролайн кампанию: в прессе ее начали называть женой Сидящего Быка и пренебрежительным словом «скво» — так оскорбляли белых, решившихся на брак с индейцами. Однако историки отвергают версию, согласно которой между Кэролайн и Сидящим Быком могли быть какие-то отношения кроме деловых. 

Кэролайн Уэлдон в какой-то степени стала «белым голосом» лидера индейцев Дакоты. Она была его секретарем, переводчиком и доверенным лицом. Кэролайн написала четыре портрета лидера племени лакота-сиу, но до наших дней сохранились из них только два. Картины хранятся в художественных музеях западных штатов. Арт-критик Эдвин Бейли, оценивая одну из них, замечал, что «картина одновременно представляет собой пронзительное пересечение двух маргинализированных групп — коренных народов Америки и женщин-художников».

Портрет Сидящего Быка работы Кэролайн Уэлдон, 1890 г (Фото Сollection Daniel Guggisberg)

Кроме того, Кэролайн, не будучи богатой женщиной, оплачивала масштабные застолья племени, которые часто состояли из двухсот человек. В благодарность лакота-сиу дали художнице индейское имя Toka heya mani win, что означало «Идущая впереди».

 

Агенту Маклафлину совсем не нравилась активная и деятельная Кэролайн. В июле 1889 года он выслал ее из резервации, после того как она публично обвинила его в том, что лакота-сиу живут там в условиях оккупации. Скорее всего, слова были для Маклафлина только поводом, так как у Кэролайн были планы объединить племена. Для этого она хотела организовать встречу в другой индейской резервации, Шайен Ривер, но не получила разрешение у Маклафлина на путешествие Сидящего Быка.

Осень и зиму Кэролайн была вынуждена провести в Нью-Йорке, но весной 1890 года вернулась в Дакоту и намеревалась построить себе в Стэндинг-Рок постоянное жилище. 

«Пляска духа» 

Взаимоотношения с индейцами оказались сложнее, чем думала Кэролайн. В 1890-х годах в западных резервациях возникло религиозно-политическое движение «Пляска духа». Его последователи-индейцы полагали, что с помощью особых танцев заставят своих предков восстать, чтобы те помогли им бороться с белыми колонизаторами.

Кэролайн предупреждала Сидящего Быка, что поддержка этого движения может быть воспринята правительством США как проявление неприкрытой агрессии и сопротивления. Она пыталась донести вождю племени лакота-сиу мысль, что распространение «Пляски духа» следует остановить. Вместе с тем  ее саму обвиняли в том, что она поощряла «Пляску духа» среди индейцев, чтобы привести конфликт между коренным населением и белыми поселенцами к эскалации.

 

«Пляска духа» стала и для Кэролайн, и для Сидящего Быка началом конца. Вождь лакота-сиу не прислушался к Кэролайн, позволив набрать движению силу на территории Дакоты, а художница решила уехать из резервации, после того как ее сын тяжело заболел в ноябре 1890-го. 

Прогнозы Кэролайн оказались верны. Вскоре Джеймс Маклафлин воспринял странные индейские ритуалы как признак неповиновения властям США. Чтобы конфликт не перерос в гражданскую войну, по хитроумному плану Маклафлина схватить Сидящего Быка должны были представители полиции родом из индейских племен: таким образом он мог сложить ответственность с колониальной власти. Сидящий Бык был застрелен 15 декабря 1890 года при попытке сопротивления во время ареста, а значительная часть племени лакота-сиу была уничтожена всего три недели спустя. Эти события вошли в историю индейского народа как Бойня на ручье Вундед-Ни.

Кадр из фильма «Женщина, идущая впереди»

Кэролайн в это время решила поехать в Канзас-Сити к своему племяннику, но по дороге ее сын умер. По прибытии в город она написала Сидящему Быку письмо, в котором выразила желание вернуться, но возвращаться уже было некуда. Это письмо от Кэролайн нашли в хижине Сидящего Быка после его гибели.

Художница некоторое время пожила в Канзас-Сити, а затем вернулась в Бруклин, полностью разочарованная в жизни. Она оставила и защиту индейцев, и написание картин (от ее художественного наследия остались только два портрета Сидящего Быка). Белые американцы так и не смогли простить ее за «вызывающее поведение», и она умерла в полной нищете 15 марта 1921 года при пожаре в квартире. 

 

Несмотря на то что забота Кэролайн Уэлдон о жизни индейцев не увенчалась успехом, ее неравнодушие стало одним из первых шагов на пути защиты прав коренного населения Америки. Она была подвергнута остракизму за свои действия при жизни, но в наше время ей отдали дань памяти, сняв в 2017-м голливудский фильм, названный в честь ее индейского имени: «Женщина, идущая впереди». Уэлдон сыграла Джессика Честейн.     

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+