«Девушка и море»: как пловчиха Гертруда Эдерле покорила Ла-Манш и изменила спорт
От редакции: в тексте содержатся спойлеры.
Гертруда Эдерле в жизни
Вспоминая о детстве, Гертруда Эдерле называла себя «водным ребенком». Она научилась плавать в водах Атлантического океана, на побережье которого находился летний коттедж ее отца в штате Нью-Джерси. Гертруда родилась в Нью-Йорке и происходила из семьи немецких эмигрантов (ее отец работал мясником), а в подростковом возрасте бросила школу, чтобы посвятить свою жизнь плаванию. Эдерле чувствовала себя «самой счастливой между волнами», но реализации ее спортивных амбиций могли помешать проблемы со здоровьем. В пять лет Гертруда переболела корью, а в последствии столкнулась с серьезными осложнениями. «Врачи сказали, что мой слух ухудшится, если я продолжу плавать, но я так любила воду, что просто не могла остановиться», — рассказывала Эдерле.
В 12 лет «неугомонную Труди» приняли в Женскую плавательную ассоциацию, которую возглавляла строгая тренер Шарлотта Эпштейн. Изначально спортивная организация была создана для того, чтобы научить женщин плавать после страшной трагедии, произошедшей 15 июня 1904 года. Тогда пароход «Генерал Слокам» загорелся и потерпел крушение в проливе Ист-Ривер в Нью-Йорке, а более 1000 человек, находившихся на борту, утонули. В катастрофе в основном погибли женщины и дети, поэтому Шарлотта Эпштейн с огромной самоотдачей учила девочек-подростков быть неуязвимыми в воде, а самых способных готовила к местным соревнованиям. Гертруда, быстро освоившая американский вариант кроля, делала большие успехи в плавании, а в 13 лет стала самой молодой рекордсменкой мира во фристайле на 800 ярдов.
Пройдет шесть лет, прежде чем результат Эдерле будет превзойден. Несмотря на регулярные победы в локальных соревнованиях и целую коллекцию медалей, юная спортсменка не собиралась останавливаться на достигнутом. В 1924 году Эдерле присоединилась к женской команде Соединенных Штатов, которая участвовала в летних Олимпийских играх 1924 года в Париже. «Америка находилась на передовой в мире женского плавания. Эдерле как раз была в подходящем возрасте, чтобы извлечь из этого выгоду. И очевидно, что у нее была очень конкурентоспособная жилка», — писал автор биографической книги «Великое плавание» (The Great Swim) Гэвин Мортимер.
18-летняя Труди мечтала завоевать три золотые медали на парижских Играх. Она усиленно готовилась к соревнованиям в олимпийском бассейне, хотя недавно полученная травма колена давала о себе знать. В результате перфекционистка Гертруда осталась разочарована своими профессиональными достижениями. Несмотря на то что Эдерле получила золото в командном зачете, за одиночные заплывы она удостоилась двух бронзовых медалей. Тем не менее спортсменка не привыкла сдаваться раньше времени. Пока Гертруда находилась в Европе, в ее голове созрел четкий план на ближайшее будущее: девушка решила переплыть Ла-Манш.
До появления Эдерле в профессиональном спорте все рекорды, связанные с покорением Ла-Манша, с 1875 по 1923 год принадлежали пятерым мужчинам. Ни один из пловцов — предшественников Эдерле не одолел опасный пролив между побережьем Франции и островом Великобритания быстрее чем за 16 часов 33 минуты. Генри Салливану из Соединенных Штатов и вовсе потребовалось целых 26 часов 50 минут. Прежде чем начать готовиться к Ла-Маншу, Гертруда в очередной раз доказала, что она — прирожденная победительница. Эдерле совершила заплыв на длинную дистанцию в 22 мили от Бэттери-парка в Нью-Йорке до полуострова Сэнди-Хук в штате Нью-Джерси за рекордные 7 часов и 11 минут. Исторический результат Эдерле продержался ровно 81 год, пока его не побила другая пловчиха, австралийка Тэмми ван Висс. Один из племянников Гертруды позже описывал рекордный заплыв тети, как «разминку перед пересечением Ла-Манша».
После триумфального преодоления водного маршрута Бэттери-парк — Сэнди-Хук Гертруда хотела победить всех мужчин, которые плавали через Английский канал до нее. Изначально Женская плавательная ассоциация планировала спонсировать заплыв другой спортсменки, Хелен Уэйнрайт, но та получила травму и выбыла из игры, а финансовую поддержку в итоге обеспечили Эдерле. К преодолению Ла-Манша Гертруду готовил пловец Якоб Вольф, который сам не смог переплыть пролив, хотя предпринял для этого двадцать две попытки. В августе 1925 года Эдерле впервые попробовала покорить Английский канал. Гертруда стартовала решительно и быстро, но не рассчитала силы. Эдерле проплыла 23 мили за 8 часов 43 минуты, когда сопровождавшие ее на лодке помощники подумали, что девушка потеряла сознание.
После криков «Она тонет!» пловец-спасатель Ишак Хелми дотронулся до Труди, что сразу же дисквалифицировало спортсменку (сопровождавшим разрешалось протягивать пловцам еду и питье, но строго запрещалось касаться их). Эдерле пришла в ярость и настаивала на том, что просто отдыхала на волнах и легко могла продолжить, если бы ей не помешали. «Единственный вопрос, который я тогда себе задавала: «Что подумают обо мне в Штатах?», — позже вспоминала пловчиха. По другой версии Эдерле потерпела неудачу из-за того, что Якоб Вольф пытался ее отравить во время небольшой передышки, которую девушка взяла в ходе заплыва.
Невзирая на досадный провал, отважная Гертруда поклялась себе попробовать еще раз и заручилась поддержкой своего нового тренера Билла Берджесса, который преодолел Ла-Манш в 1911 году. Профессиональный пловец учил Труди подстраиваться под меняющиеся каждые пять-шесть часов приливы, но критиковал девушку за яростную борьбу с волнами и даже просил ее уйти. Еще одним стимулом для пересечения Ла-Манша для Гертруды стало обещание отца, который хотел преподнести дочери красный родстер в случае ее победы. К новому заплыву Эдерле готовилась более тщательно, чем к первому. Вместе со старшей сестрой Маргарет она усовершенствовала женский костюм для плавания. Эдерле впервые пыталась переплыть Ла-Манш в стандартном слитном купальнике, который быстро наполнялся водой и тянул ее вниз. Готовясь ко второй попытке, Гертруда разработала легкий раздельный купальник, который не стесняет движений и, по ее же словам, «будет выглядеть прилично» в случае, если спортсменка потерпит неудачу, и мужчинам придется доставать ее из воды.
6 августа 1926 года заголовок «Англия или утонуть!» украсил первую полосу газеты New York Daily News, ведь в то утро американка Гертруда Эдерле вошла в воду недалеко от мыса Гри-Не во Франции, чтобы спустя 14 часов 31 минуту стать первой женщиной, переплывшей Ла-Манш. Ледяная вода, шестифутовые волны, полчища медуз и быстрое течение оказались главными препятствиями для спортсменки на пути к заветному рекорду. Чтобы не окоченеть во время заплыва, Гертруда заблаговременно обмазалась оливковым маслом, затем распределила по телу ланолин и закрепила результат толстым слоем вазелина в сочетании с салом. «Она была настолько покрыта жиром, что ее едва можно было распознать», — писал Тим Дальберг в книге America's Girl The Incredible Story of How Swimmer Gertrude Ederle Changed the Nation.
Море было настолько суровым, что Гертруде пришлось сделать крюк и проплыть не менее 35 миль вместо стандартной 21 мили. Когда в 21:48 обессиленная спортсменка ступила на галечный пляж Кингсдауна (Kingsdown) в пяти милях к северу от Дувра, ее приветствовала ликующая толпа. «В конце плавания Эдерле напоминала боксера, потому что вода травмировала ее лицо. Она была вся в синяках. Ее язык так сильно раздулся из-за соленой воды, что она едва могла говорить. Кроме того, у нее было несколько укусов медуз», — рассказывал автор книги «Великое плавание» (The Great Swim в оригинале) Гэвин Мортимер.
21-летняя пловчиха, которая не умела сдаваться, не только удостоилась титула первой женщины, переплывшей Ла-Манш, но и побила все предыдущие мужские рекорды. Эдерле вернулась в США национальной героиней, а в ее честь устроили масштабный парад на Манхэттене, участники которого громко скандировали «Труди! Труди!». Отец подарил Гертруде обещанный красный родстер. Всемирно известную спортсменку пригласили в Белый дом, где президент Калвин Кулидж назвал Гертруду «лучшей девушкой Америки». Следующие несколько лет Эдерле наслаждаясь плодами своей славы: снималась в кино и играла в водевилях (она зарабатывала $2000 или $3000 в неделю).
Активная Гертруда даже успела снять 10-минутный фильм о себе, за который ей заплатили $8000. Однако здоровье спортсменки начало сдавать. «Я была сплошным комком нервов. Мне пришлось бросить гастрольный тур, потому что я практически оглохла», — вспоминала Гертруда. В 1933 году она поскользнулась на лестничной клетке в многоквартирном доме, серьезно повредила спину и четыре года провела в гипсе. Длительное восстановление спортсменки сопровождалось нервным срывом. Врачи были уверены, что Эдерле больше не сможет ни ходить, ни плавать. Неутешительные прогнозы оправдались лишь наполовину.
В профессиональный спорт Гертруда не вернулась, но на протяжении многих лет, начиная с 1940-х годов, давала уроки плавания в Лексингтонской школе для глухих в Нью-Йорке. Эдерле не владела жестовым языком, но направляла подопечных в воде, учила их правильно дышать и демонстрировала разные стили плавания. Спортсменка навсегда изменила отношение к женщинам в плавании. «На Олимпийских играх 1928 года женщинам стало доступно больше соревнований именно из-за успеха Труди в 1926 году», — объяснял Гленн Стаут. Следующие четыре человека, которые успешно переплыли канал, были женщинами.
Гертруда Эдерле на экране
В основу фильма легла книга Гленна Стаута «Девушка и море: как Труди Эдерле завоевала Ла-Манш и вдохновила мир». У картины сложная судьба: еще в 2015 году появилась информация о том, что права на экранизацию получила студия Paramount Pictures, а на главную роль утвердили британку Лили Джеймс. Однако впереди многообещающую «Девушку и море» ждал производственный ад, поэтому только в конце 2020 года выяснилось, что фильм в итоге взял под свое крыло Disney, а воплотить Гертруду Эдерле в конечном счете пригласили британку Дейзи Ридли — икону новой трилогии «Звездных войн».
Режиссерское кресло занял Йоаким Рённинг, который всегда был неравнодушен к морским историям (в частности, он работал над фильмом «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» 2017 года). К экранизации жизни Гертруды Эдерле кинематографист подошел очень бережно. Еще в первых сценах режиссер проводит параллель между непоколебимым характером взрослой пловчихи и стойкостью пятилетней девочки, которая уже тогда не умела сдаваться. Он наглядно показывает, как в девочке зарождалась мотивация к победам, и почему ей было важно бороться с гендерным неравенством в спорте.
Взросление Эдерле в 1920-е годы на экране выглядит борьбой за право стать профессиональной спортсменкой вопреки патриархальным традициям семьи. Водная стихия заменяет юной Эдерле многие подростковые радости вроде веселья с друзьями и первой влюбленности. Плавание быстро становится для нее смыслом жизни: Труди думает только о том, как бы в совершенстве освоить брасс с кролем, и отвергает навязанные обществом роли жены и матери. Вдохновляющая интонация «Девушки и море» не превращает фильм Disney в сказку: успех к амбициозной спортсменке приходит только через тяжелый труд и преодоление обусловленных эпохой препятствий вроде системного сексизма в спорте. В фильме, как и в реальной жизни, Эдерле готова пожертвовать многим ради звания первой женщины, преодолевшей Ла-Манш. Строго линейное повествование позволяет проследить важные вехи в становлении великой спортсменки.
Триумфы и поражения Эдерле чередуются с мрачными зарисовками о положении женщины в 1920-х. Например, перед Олимпийскими играми пловчих допускают до тренировок исключительно в обеденный перерыв, потому все остальное время спортзал и бассейн заняты мужчинами, заниматься с которыми — неприлично для дам. Постоянное обесценивание профессиональных заслуг пловцами, мизогинные комментарии от журналистов («Посмотрите, какие куколки!») и неприкрытая зависть со стороны тренера Якоба Вольфа, который настолько не верит в победу женщины, что пытается ее отравить, — неприглядная изнанка карьеры Гертруды Эдерле.
Отличная игра Дейзи Ридли в сочетании с динамичным рассказом о победах и провалах героини обеспечивают фильму статус эталонного байопика. Кино тонко раскрывает личность Эдерле и через ее профессиональные рекорды, и через отношения с семьей. Как раз такого разностороннего подхода к истории спортсменки не хватило, например, проекту Netflix «Дайана Найэд» (Nyad) 2023 года с Аннетт Бенинг и Джоди Фостер в главных ролях, который рассказывает о женщине, которая переплыла расстояние от Кубы до Флориды. Однако и в том и в другом фильме мы видим, как важна сила сестринства. В «Девушке и море» за безусловную поддержку Эдерле отвечают ее первый тренер Шарлотта Эпштейн, мать и старшая сестра Мег. Именно женщины до последнего болеют за Гертруду во время ее второй попытки пересечь Ла-Манш, в то время как ее отец и тренер Билл Берджесс до последнего опасаются очередного провала.
Как однажды сказала сама Гертруда Эдерле: «Люди говорили, что женщины не могут переплыть Ла-Манш, но я доказала, что они могут».