«Герцогиня»: криминальный боевик, где главным гангстером становится женщина
Сильная и пробивная Скарлетт (Шарлотта Кирк) под руководством своего старшего наставника, однажды спасшего ее от нищеты, соблазняет богатых мужчин, которых впоследствии грабит или калечит, — в зависимости от запроса заказчика. Но однажды девушка знакомится с влиятельным бандитом Робом (Филип Уинчестер), который оказался преступником большего калибра, чем окружающие ее хулиганы. Роб нелегально торгует алмазами, которые ввозит в Великобританию контрабандой. И у него много врагов среди конкурентов.
Знакомство со Скарлетт быстро оборачивается для обоих страстным романом — влюбленные наслаждаются друг другом, строят совместные планы на будущее и мечтают провести последнюю крупную сделку, которая позволит им уйти на покой. Но криминальный бизнес так просто не отпускает, и на очередной бандитской сходке герои оказываются в западне. Чудом выжившая Скарлетт должна отомстить своим обидчикам и вывести на чистую воду всех, кто угрожал ей и Робу. За упорство и бесстрашие она получает в криминальных кругах прозвище «герцогиня».
«Герцогиня» — результат совместного творчества режиссера и сценариста Нила Маршалла и исполнительницы главной роли Шарлотты Кирк, которая стала соавтором сценария. Про каждого из них стоит рассказать отдельно, чтобы понять, почему фильм получился именно таким. Маршалл — постановщик опытный, но неровный. В его послужном списке съемки отдельных серий в таких телевизионных хитах, как «Игра престолов», «Ганнибал», «Черные паруса», «Мир Дикого Запада» и «Константин». За работу над ними он удостоился номинаций и наград на «Эмми», «Сатурне» и «Хьюго». Но с полным метром его отношения складываются не так удачно: например, за картину «Хеллбой» 2019 года он был номинирован на антипремию «Золотая малина» в категории «Худший режиссер».
В фильмографии Шарлотты Кирк нет больших хитов, разве что авантюрные комедии («8 подруг Оушена» и «В активном поиске»), в которых она сыграла эпизодические роли. Но при этом «Герцогиня» — третий совместный проект Кирк с Маршаллом. До этого они общими усилиями делали посредственные хорроры «Проклятие ведьмы» и «Логово». Однако в 2019 году имя Кирк пусть ненадолго, но все же прогремело в прессе, правда, благодаря скандалу.
Издание The Hollywood Reporter выпустило большое расследование, посвященное возглавлявшему тогда Warner Bros. Кевину Цудзихаре. В тексте приводилась личная переписка 54-летнего президента студии и 21-летней Кирк, из которой становилось понятно, что в 2013 году продюсер склонял начинавшую актрису к сексу взамен на продвижение в карьере. При этом сам Цудзихара на фоне скандала хоть и ушел в отставку, но отрицал свою причастность к карьере актрисы. Кирк в ответ заявила, что претензий к мужчине не имеет. После этого разбирательство затихло, как и дальнейшее профессиональное развитие актрисы.
Теперь же, после нескольких совместных фильмов среднего качества, Кирк и Маршалл вернулись на экраны с «Герцогиней» — фильмом, который впитал в себя максимум жанровых клише, но пытается повлиять на то, как криминальные боевики показывают женщин. Если в классическом варианте история выстраивается вокруг героя-мужчины, а женщины скорее становятся приложением к нему, «Герцогиня» меняет местами переменные в этом уравнении. Скарлетт — главная движущая сила истории, а окружающие ее мужчины лишь задают нужный фон.
Но при всех попытках изменить гендерное распределение сил в жанре, картине не удается достичь поставленной цели. Визуально и сюжетно лента максимально копирует узнаваемый стиль Гая Ричи с комиксной графикой, динамичным монтажом и объявлением героев, которых закадровый голос Скарлетт лаконично описывает зрителю в нескольких едких предложениях. Напоминает почерк Ричи и выбранная тема — гангстерские разборки бандитов-качков, одетых с иголочки и разговаривающих цитатами из условного паблика во «ВКонтакте» про настоящих мужчин. Это выглядит неубедительно, наигранно и излишне пафосно. Там, где прославленный британец знает чувство меры, его подражатель Нил Маршалл действует, перебарщивая по всем фронтам.
Но главная проблема фильма — та самая репрезентация женщин, которые по воле авторов ни в чем не уступают мужчинам, подражая им. Они могут драться, участвовать в опасных погонях и не гнушаться крепких выражений. Скарлетт в вариации создателей фильма прописана настолько угловато и грубо, что не выглядит живым человеком. Шарлотте Кирк нечего играть в драматическом плане — ее героиня только постоянно хмурится или томно вздыхает в компании своего возлюбленного Роба, перед которым она неизменно щеголяет в тех же провокационных нарядах и нижнем белье, что и подружки Джеймса Бонда.
«Герцогиня» в принципе кажется вольной адаптацией бондианы, в структуре которой ничего по сути не меняет. Скарлетт всегда выглядит безупречно, в любое время дня и ночи хочет секса и прибегает по первому зову бойфренда, выглядит так же идеально, как модели с обложек глянца, и вызывает всеобщий восторг бандитов своими «пацанскими» манерами. Получается не героиня с фем-оптикой, а очередная мужская фантазия о том, какой должна быть идеальная женщина: сильная в бою и неутомимая в постели.
И это в то время, когда каждый уважающий себя автор считает плохим тоном эксплуатацию устаревшего архетипа Manic Pixie Dream Girl («маниакальная девушка-мечта» — героиня, которая по сюжету меняет характер главного героя). Даже на закрытую встречу опасных контрабандистов, куда Роб зовет Скарлетт, девушка приходит в «полуголом» платье, потому что возлюбленный попросил ее выглядеть соблазнительнее для окружающих. Если по мнению создателей картины данный образ героини что-то меняет в репрезентации женщин на экране, им следует глубже разобраться в вопросе.
А пока что «Герцогиня» — банальный боевик категории «Б», который мог стать лучше, если бы меньше списывал у других, но впитал бы в себя больше личного опыта авторов. Например, постарался переосмыслить персональную историю Кирк, пережившую сексуальные домогательства на заре карьеры, как и многие ее коллеги по цеху. Конечно, это была бы совсем другая история, но тоже про сильных женщин — не только с твердыми кулаками, но и крепких духом.