«Подделка»: сериал о том, как женщины сталкиваются с аферистами в дейтинге
Журналистка Берди Белл (Ашер Кедди) успешна в карьере, но несчастна в личной жизни. Она живет в Мельбурне, ей слегка за 40, но она никогда не была замужем и не имеет постоянного партнера. Желая исправить ситуацию, она знакомится онлайн с Джо Бертом (Дэвид Уэнем) — успешным фермером и застройщиком, за плечами которого неудачный брак и двое детей от бывшей жены. Джо обходителен с Берди, но с первой же встречи ведет себя несколько странно: на свидании к ним присоединяется его бизнес-партнер, а сам он оказывается неожиданно напористым. Героиня реагирует мгновенно: «сворачивает» напряженную встречу и уезжает домой, дав понять Джо, что не заинтересована в продолжении знакомства.
Но на смену инстинкту самосохранения приходит общественное давление. Авторитарная мать Берди, Марго, с которой у нее всю жизнь были сложные отношения, настаивает на продолжении общения с Джо. Марго давит на дочь и говорит, что та уже немолода, у нее давно никого нет и к чему такая разборчивость. Но болезненное ощущение одиночества зреет в Берди и без помощи неделикатной родительницы: ее лучшие друзья счастливы, воспитывают дочь и готовятся к свадьбе, а это именно тот образ семьи, к которому стремится Берди.
На ее решение дать Джо второй шанс влияет и сам герой — настырно и под прикрытием шуток он то и дело вторгается в ее жизнь. Сперва — частыми, но безобидными сообщениями, потом — звонками и личными встречами. Постепенно Берди «сдается» и делает шаг навстречу. Хотя чем глубже становятся их с Джо отношения, тем большим напряжением они пропитаны. Например, его телефон часто разрывается от звонков с неизвестных номеров, героиня ни разу не была у него в квартире (но была в его загородном доме), он все еще не познакомил ее со своими детьми, а бывшую жену выставляет ментально нездоровой. Он занимает у Берди деньги (правда, довольно быстро их отдает), а их совместные встречи постоянно нарушают незапланированные события.
Берди — женщина умная и опытная, но травмированная. Она часто перепроверяет сказанное Джо, гуглит информацию про мошенников и обсуждает свои опасения с психологом. Но поисковик исправно подкрепляет слова Джо реальными фактами, а специалист предлагает клиентке поработать над доверием партнеру. Так частная история про женщину, оказавшуюся в паутине обмана мужчины, вырастает в большой вопрос — попала бы Берди в эти отношения, если бы не давление общества?
«Подделка», как указывают во вступительном титре авторы шоу, сериал, «вдохновленный» книгой журналистки и писательницы Стефани Вуд. В 2019 году она выпустила мемуары, в которых рассказала о личном опыте болезненных отношений с мужчиной, прикидывавшимся другим человеком. Герой выдавал себя за успешного бизнесмена со вполне налаженной жизнью. На деле же он был банкротом с судимостью за финансовые махинации и очередью из женщин, которых он систематически обводил вокруг пальца, знакомясь с ними в дейтинговых приложениях.
Сюжет сериала близок к оригинальной истории, но дополнен художественными деталями. Например, Вуд живет в Сиднее, а вымышленная Берди Белл — в Мельбурне. Реальные отношения писательницы с ее семьей неизвестны, но в телевизионном проекте им уделено особое внимание: они раскрывают характер героини, показывают ее уязвимость и желание построить собственную семью, не выйдя до конца из-под влияния властной матери.
В реальной жизни Вуд сумела разорвать порочный роман, а свой опыт обернула в наглядное пособие по тому, как женщинам стоит хотя бы попытаться обезопасить себя от подобного рода отношений. «Несколько лет я то и дело думала о мужчине, который выдавал себя за фермера и застройщика, заставил меня поверить в наше возможное будущее, но оно, как оказалось, не имело под собой никаких реальных оснований. Серийный обманщик, моральный и финансовый банкрот с криминальным прошлым, крутивший романы сразу с несколькими женщинами, беря от них то, что ему было нужно», — рассказывала Вуд позже о своем бывшем партнере.
Кажется, что подобных художественных и документальных проектов достаточно. Самый известный пример — прогремевший несколько лет назад на Netflix «Аферист из Tinder», рассказывающий практически ту же самую историю, но с другими действующими лицами. Профессиональный мошенник под вымышленными именами и с придуманной биографией обманывал женщин, выманивая у них деньги.
Но «Подделка» идет дальше в своей попытке исследовать подобные отношения. Авторы шоу отказываются оценивать поступки и решения Берди, а взамен предлагают посмотреть на те обстоятельства и общий социальный фон, в котором она эти решения принимала. Друзья и мать подталкивают героиню к роману, который ей с самого начала показался сомнительным. Когда же Берди была уже по уши влюблена и оказалась в эмоциональной зависимости от Джо, близкие, заподозрив неладное, не предприняли необходимых шагов, чтобы защитить ее.
Также по сюжету у Берди уже были нездоровые отношения — в 19 лет у нее случился роман с преподавателем значительно старше нее. Этот опыт все еще ранит героиню, но окружающие уверены, что она отдавала себе отчет в происходящем и сама виновата в том, что попала под влияние более взрослого любовника. Не менее спорно поступает ее психотерапевт. Он предлагает сомневающейся Берди вроде бы верную идею: поработать над доверием к другим людям. Но не пытается разобраться в причинах этого недоверия, а ведь у Берди были на то свои основания.
Выход из подобных отношений сериал представляет как выход из секты. Это болезненный, если не мучительный, и очень долгий процесс. Одурманенный собственными чувствами человек до последнего сопротивляется принятию правды, которая разрушает созданный в голове образ идеального совместного будущего — такого желанного и счастливого.
Наконец, устами коллеги Берди, помогающей ей установить настоящую личность Джо после завершения их романа, сериал задает еще более пугающий вопрос: можно ли трактовать секс с обманывающим тебя партнером как насилие? Берди не вступила бы в отношения с Джо и не впустила бы его в свою постель, знай она о нем правду. Ни закон, ни героиня, ни ее реальный прототип Стефани Вуд не берутся дать ответ. Но сериал приглашает поразмышлять об этом.
«Подделка» старается остановить виктимблейминг в отношении жертв аферистов. Сама жизнь доказывает, что пострадать от их действий может каждый, а поспособствовать этому могут не только эмпатичность, доверчивость или низкая самооценка. Социальный климат, который окружает человека, иногда побуждает его в самый уязвимый момент довериться не внутреннему голосу, а хору чужих голосов.