К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Редкий зверь: почему основанные женщинами стартапы почти не становятся «единорогами»

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Компания Flo Дмитрия и Юрия Гурских стала первым в Европе фемтех-«единорогом» после последнего раунда инвестиций. В венчурном сообществе в LinkedIn по этому поводу разразились жаркие дискуссии о том, справедливо ли праздновать победу стартапу, команда основателей и инвесторов которого полностью мужская. Главный редактор «Больших идей», венчурный партнер The Garage Syndicate и автор телеграм-канала karpova.ventures Анастасия Карпова считает: проблема не в одном стартапе, а в оттоке женщин из целой индустрии

В среду, 31 июля, технологическое предпринимательское сообщество праздновало большое событие — базирующаяся в Великобритании компания Flo, которая разрабатывает приложение-трекер для репродуктивного здоровья женщин, стала «единорогом» по итогам своего последнего раунда серии C. Flo привлекла $200 млн по оценке более $1млрд (точную оценку компания не раскрывает) от американского фонда General Atlantic, который инвестировал еще, например, в Uber и Airbnb. «Единорогами» в мире технологического предпринимательства называют частные компании, оценка которых превысила $1 млрд, и этот факт — всегда большая победа для основателей и инвесторов. 

Почему Flo стоит гордиться? 

Flo в 2014 году запустили белорусские предприниматели — братья Юрий и Дмитрий Гурские. За первые четыре года существования приложение достигло отметки в 100 млн скачиваний. Компания быстро собрала созвездие отличных инвесторов, например одним из ранних инвесторов был венчурный фонд основателя PayPal Питера Тиля — Founders Fund. Кроме того, в проект инвестировали фонд Haxus и фонд SDVentures миллиардера Дмитрия Волкова, супермодель Наталья Водянова стала амбассадором и инвестором проекта. 

В 2019 году Forbes писал фичер про Flo и ее основателей. И успех Flo, конечно, большая гордость для предпринимательского сообщества, говорящего на русском языке. Но и в глобальном контексте это тоже огромный успех. Flo стала не просто «единорогом», а первым в истории европейским «единорогом» в фемтехе — сфере технологического предпринимательства, которая создает продукты и технологии, улучшающие жизнь и здоровье женщин. До раунда Flo ни одна европейская компания в этой довольно молодой отрасли не получала оценку выше $1 млрд. Flo же стала восьмым в мире фемтех-«единорогом» в этом элитном клубе. 

 

По данным самой компании, на июнь 2024 года приложением ежемесячно пользовались 70 млн пользователей и около 5 млн платили за подписку. Около 50% всех пользователей Flo приходится на рынок США. На карте обитания фемтех-«единорогов» Штаты, безусловно, занимают первую строчку по количеству таких компаний. Например, там базируются миллиардные стартапы по лечению бесплодия Maven и Kindbody. В Европе же до Flo крупнейшей сделкой в фемтехе считался раунд серии C компании Elvie на £70 млн, собранный в два этапа в 2021 году.

Откуда не ждали

Конечно, появление нового «единорога» не могло не вызвать бурный ажиотаж в технологическом сообществе. Но вот прилетело откуда не ждали. Дело в том, что вся команда основателей Flo — мужчины. И после объявления раунда эта деталь вызвала волну негатива в интернете на старую как мир тему — гендерное неравенство в венчуре и предпринимательстве и низкие показатели по фандрайзингу в женские стартапы. Первыми волну негатива в LinkedIn заметили Sifted. 

 

Анна-Софи Хартвигсен, участница списка Forbes 30 Under 30 и кофаундер приложения для обучения инвестициям и сообщества для женщин Female Invest, написала на LinkedIn в посте, который набрал более 3200 реакций и более 350 комментариев, буквально следующее: 

«Компания, основанная мужчинами, возглавляемая мужчинами и финансируемая мужчинами, стала первым приложением для женского здоровья, которое достигло статуса «единорога». Если это не маркер того, что что-то не так с экосистемой, я не знаю, какой еще нужен». 

В посте она приводит статистику по низким показателям финансирования женщин-основателей — в среднем лишь 2% всех венчурных денег достается женщинам-основательницам, несмотря на то что женщины-предприниматели приносят инвесторам прибыль выше в расчете на каждый вложенный доллар. «Женщины дискриминируются на каждом этапе процесса... Тема предвзятости неудобная. Признавая ее существование, мы также признаем, что люди, находящиеся у власти, и основатели, которые поднимают деньги, часто не являются самыми квалифицированными. Они просто самые привилегированные», — закинула Хартвигсен камень в огород Flo. 

 

Ее пост вызвал бурную дискуссию на 352 комментария. Потом, правда, Анна-Софи в комментариях добавила, что не считает чем-то плохим успех Flo: «Я говорю, что плохо только то, что лишь мужчины способны добиться успеха в этой сфере».

В комментариях, понятное дело, разразился холивар. Женщины-основательницы писали под постом, что им как женщинам очень сложно фандрайзить. В закрытом чате в WhatsApp, который видел Sifted, горячо обсуждали, надо ли женщинам-основательницам звать в команду номинального мужчину, чтобы увеличить свои шансы на получение чека от инвесторов. И, конечно, поднимался вечный вопрос о том, что ничего не изменится, пока мужчины финансируют мужчин и пока не станет больше женщин-инвесторов.

Но были и те, у кого другая точка зрения. Например, партнер фонда SpeedInvest Дипали Нангия написала, что такое достижение Flo действительно следует отпраздновать. SpeedInvest инвестировал в более чем семь компаний в фемтехе, но еще не видел такого масштаба ни в одной из них. «Достижение Flo — это большой сигнал для рынка о том, что B2C-сервисы для женского здоровья можно монетизировать в Европе и что здесь на этом можно заработать деньги. И это сигнал для инвесторов обратить внимание на фемтех», — пишет Нангия. Она призывает всех не забывать про проблемы женщин в фандрайзинге, но и не обесценивать факт того, что в индустрию фемтеха идет прилив капитала. 

Сама компания Flo на просьбу Sifted дать комментарий отреагировала сдержанной отпиской: «Мы твердо убеждены, что здоровье женщин слишком долго упускалось из виду, недооценивалось и недостаточно финансировалось. Мы искренне надеемся, что раунд финансирования Flo вдохновит больше инвесторов обратить внимание на огромный потенциал фемтеха». Ну и традиционно приписали, что более половины сотрудников Flo (56%) — женщины, в том числе и на руководящих позициях. Что, безусловно, очень здорово! 

Журналисты Sifted призвали своих читателей задуматься, почему так мало фемтех-«единорогов», основанных женщинами? Есть ли вообще проблема в том, что первый европейский фемтех-«единорог» основан мужчинами, если продукт помогает женщинам? Открывает ли эта сделка и статус «единорога» двери для женщин-основателей в этой сфере или фактически держит их запертыми? Давайте поразмышляем над этими вопросами. 

 

«Ни одной женщины-спикера»

Нападать на фаундеров и топ-команду Flo просто потому, что они мужчины, как минимум странно. Вместо того, чтобы тратить время на дискуссию о том, справедливо ли Flo стал «единорогом», лучше озаботиться проблемой, что все больше женщин уходит из сферы технологий и венчура — как следствие, меньше женщин-предпринимательниц получают поддержку от венчурной экосистемы. 

В июле Pitchbook выпустил отчет по итогам первого полугодия 2024 года. По этим данным, в Европе количество венчурных сделок с компаниями, которые основали только женщины, составляет 4,8% от общего числа сделок (в 2023-м было 5,2%). На компании, в которых есть хотя бы одна женщина-кофаундер, приходится чуть больше — 19,3% венчурных сделок (в 2023-м — 20,5%). Великобритания, где базируется Flo, кстати, в лидерах по гендерному равенству в венчуре. 

В США дела обстоят примерно так же — жалкие 6,3% от всех сделок за полгода пришлось на компании, основанные женщинами (в 2023-м было 7%). На фоне снижения финансирования все больше женщин уходят из индустрии технологий и венчура. А на их место приходят мужчины. «Женщины постепенно исчезают из сферы технологий, особенно это заметно в последний год. Их компании не получают финансирование. Организации, поддерживающие женщин в отрасли, такие как Girls in Tech и Women Who Code, закрывают свои двери. Женщины старшего возраста покидают крупнейшие мировые компании, и на их место приходят мужчины. И снова я хожу на мероприятия без единой женщины-спикера на сцене. Ни одной женщины-спикера», — писала в середине июля в колонке под названием Tech’s Disappearing Women Джессика Лессин, главный редактор и основательница лучшего американского медиа про технологический рынок и венчур The Information. 

Еще пять лет назад фонды и компании сходили с ума, ставя хоть каких-то женщин в советы директоров и на топовые позиции. Теперь этот процесс не только остановился, но и пошел вспять. Фонды и компании стараются выбирать лучших, только вот до женщин эта длинная очередь редко доходит. 

 

А если фонды так мало инвестируют в женщин, откуда же появиться в элитном клубе компаний-«единорогов» проектам, основанным женщинами? По данным Dealroom, на конец 2023 года европейский «клуб» насчитывал всего 35 стартапов-«единорогов» с женщинами-основательницами. По данным Failory, всего в Европе на начало 2024-го насчитывалось 128 стартапов-«единорогов».

Айлин Ли, партнер фонда Cowboy Ventures и автор термина «единорог», в начале 2024-го выпустила отчет о том, как за 10 лет изменилась поляна «единорогов» и каково на ней женщинам-основательницам. По данным отчета, ситуация не сильно улучшилась: в мире на начало года было 14% компаний-«единорогов» с женщиной-основателем по сравнению с 5% 10 лет назад. Среди CEO компаний-«единорогов» сейчас 5% женщин по сравнению с нулем в 2013 году. «Среди основателей компаний-«единорогов» больше Майклов, Дэвидов и Эндрю, чем женщин», — пишет в пояснительной записке к отчету Айлин. Такими темпами мы не достигнем гендерного равенства в стартап-экосистеме раньше 2063 года!

Дискуссия вокруг проблемы недостатка женщин в венчурной и технологической индустрии и среди основателей компаний-«единорогов» в этом году нарастает в геометрической прогрессии. И кажется, что такие яркие истории, как в случае с Flo, — только вершина айсберга. В начале 2024-го колумнистка Financial Times Анна Мутох приводила в пример основательницу фемтех-компании Ruth Health Элисон Гринберг. Ruth Health — виртуальный помощник для беременных женщин. Когда Гринберг пыталась поднять деньги в компанию, один из инвесторов-мужчин однажды сказал ей, что «продукты для беременных — это нишевые истории», и решил не инвестировать. Интересно, как бы обстояло дело, если бы на его месте была женщина-инвестор? 

Многие мужчины-инвесторы по вполне понятным причинам мало знакомы с продуктами и услугами, которые компании, основанные женщинами, предлагают другим женщинам. Сервисы в области женского здоровья — это один из примеров. «Менее 2% венчурного финансирования идет на здоровье женщин», — говорит Насим Саяни, сооснователь Emmeline Ventures в комментарии для Анны Мутох. И здесь я, пожалуй, буду склонна согласиться с Дипали Нангия из SpeedInvest — отметить успех Flo и отпраздновать их статус «единорога» обязательно нужно. Может быть, хотя бы читая 352 комментария в бурной дискуссии под постом Анны-Софи Хартвигсен в LinkedIn, кто-то из инвесторов ответит на питч фемтех-стартапа, основанного женщиной. 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+