К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ask gap: как страх мешает женщинам требовать повышения зарплаты и что с этим делать

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Ask gap — буквально «разница в запросах» — одна из причин зарплатного неравенства. Женщины чаще, чем мужчины, боятся просить достойный оклад. Разбираемся, почему так происходит и как преодолеть этот барьер

По разным оценкам, гендерный разрыв в зарплатах в России в среднем составляет от 25% до 37%. Неравенство неравномерно: к примеру, в образовании разница зарплат мужчин и женщин, по данным за 2024 год, не превышает 2%, а в сфере культуры и спорта достигает 33,4%. Такое положение вещей эксперты объясняют гендерными стереотипами, среди которых — убеждение, что руководящие должности больше подходят мужчинам.

Бороться с этой ситуацией женщинам зачастую мешают собственные страхи. Внимание на это исследователи обратили еще в начале 2000-х. Одной из первых была американский профессор экономики Линда Бэбкок, выпустившая вместе с коллегами в 2003 году статью «Хорошие девочки не просят». В ее основу легло несколько экспериментов, которые показали: зарплатное неравенство поддерживают не только гендерные стереотипы, но и боязнь (нередко неосознанная) самих женщин требовать большего оклада.

Telegram-канал Forbes Woman
Про женщин, которые меняют мир
Подписаться

«Хорошие девочки не просят» 

Бэбкок изучила данные о зарплатах, которые получают выпускники программы MBA в Университете Карнеги Меллон: выяснилось, что мужчины в среднем получают на $4000 больше, чем женщины. При этом лишь 7% выпускниц решались во время собеседований обговорить оклад — среди мужчин так поступали 57%.

 

Похожую ситуацию Бэбкок наблюдала в эксперименте, который проводился в игровой форме. Его участникам предложили сыграть в слова, пообещав за участие «от $3 до $10». В конце организаторы заплатили игрокам по $3, однако перед «выплатой» у каждого спросили, достаточно ли этой суммы. Мужчины в девять раз чаще требовали увеличить сумму, чем женщины.

Наблюдения Бэбкок подтвердил интернет-опрос. Участников спрашивали, когда они в последний раз вели переговоры об условиях работы и когда собираются сделать это снова. Результаты показали, что на подобную социальную активность в профессиональной сфере чаще и охотнее идут мужчины, в то время как женщины стараются избегать «выяснения отношений», даже если это касается зарплаты.

 

Другое исследование показало, что разговор о большей зарплате на первом собеседовании начинают 32% мужчин и 28% женщин. Эта разница, на первый взгляд, незначительна, однако она увеличивается, когда речь заходит о результатах таких переговоров: 38% женщин (и только 31% мужчин) признаются, что, попросив больше предложенного оклада, они так и не получают надбавки к зарплате. Кроме того, 42% женщин и вовсе «некомфортно просить большего вознаграждения». 

При этом некоторые исследователи отмечают, что гендерное различие в том, как люди принимают участие в переговорах, может проявляться еще в детстве. Особенно ярко это показал один из американских экспериментов, в котором приняли участие 240 детей в возрасте от четырех до девяти лет. В нем мальчикам и девочкам предлагалось попросить «бонус» у взрослого. Мальчики просили одинаковые бонусы у мужчин и женщин. Девочки предпочитали меньший «бонус» в том случае, если общаться приходилось с мужчиной. 

Что мешает попросить 

Даже в ситуации объективного неравенства зарплат — например, когда сотрудница получает меньше, чем сотрудник, при условии, что оба занимают одну и ту же должность, выполняют одинаковые обязанности и обладают одним и тем же опытом, — попросить повышение оплаты труда может быть непросто. Психолог, схема-терапевт и специалист психологической платформы Alter Маргарита Спасская объясняет это сложностью самого феномена ask gap, который формирует множество социальных факторов. «Влияние окружения на человека огромно, и часто для того, чтобы добиться желаемых результатов, приходится преодолевать сопротивление среды», — обращает внимание она.

 

Такое преодоление требует настойчивости и упорства — навыков, которые далеко не всегда поддерживаются при воспитании девочек. Спасская отмечает: «Зачастую за упорство, настойчивость и активную позицию при защите своих интересов девочек стыдят — как следствие, некоторым людям для того, чтобы говорить о своих зарплатных ожиданиях, приходится преодолевать годы социализации». По словам специалиста, от женщин ожидают уступчивого поведения, в то время как агрессия и упорство при защите своих интересов редко поддерживаются и поощряются в традиционной модели социализации, где девочка должна расти женственной, а женственность предполагает мягкость и покладистость.

Отсюда следует и другая сложность: женщины и мужчины при демонстрации одного и того же поведения часто воспринимаются по-разному. Например, когда женщины проявляют настойчивость в переговорах о зарплате, это может восприниматься негативно, в то время как аналогичное поведение у мужчин считается нормой. 

Еще одна трудность скрыта в самопредвзятости. Женщины чаще откликаются на позиции, если те полностью соответствуют их навыкам, тогда как мужчины готовы подавать заявку на вакансию, даже если их навыки соответствуют описанию лишь частично. Недооценивая себя, женщины могут отказываться обсуждать повышение зарплаты. В 2022 году сервис SuperJob провел исследование, в котором задавал респондентам вопрос: «Просили ли вы повышения зарплаты в течение последнего года?». Утвердительно ответили 41% мужчин и лишь 34% женщин. 

Так происходит не везде: например, профессор психологии из Калифорнийского университета в Беркли Лора Крэй обратила внимание, что в последние годы женщины требуют большего оклада так же часто, как и мужчины (особенно если речь идет о сотрудниках со степенью MBA). Но успеха в таких переговорах достигают реже. А эксперты Калифорнийского университета в 2023 году пришли к выводу, что женщины чаще мужчин сталкиваются с отказом руководства повысить им заработную плату. 

Если в прошлом женщина сталкивалась с предвзятым отношением руководства и ожидает, что ее намерение просить повышения заработной платы будут осуждать, то ей может быть сложнее начать такие переговоры, считает Маргарита Спасская.

 

Свою роль играют и зарплатные ожидания, которые у женщин в России нередко ниже, чем у мужчин. Исследование платформы HeadHunter, к примеру, показало, что в среднем женщины оценивают сумму «идеальной» зарплаты на 42% меньше, чем мужчины.

Зарплатное неравенство и разница запросов составляют своего рода замкнутый круг. Из-за низких зарплат женщинам сложнее накопить подушку безопасности. Из-за чувства уязвимости появляется иррациональный страх, что, попросив прибавку к зарплате, они только сделают хуже и вообще потеряют работу и доход. «Обусловленные социализацией страхи отказа, агрессивного отклика или увольнения и утраты дохода могут усиливаться объективно менее стабильной финансовой ситуацией», — объясняет Маргарита Спасская.

Как научиться просить большего

Маргарита Спасская рекомендует тренироваться вести переговоры: «Путем многократных прогонов и симуляций интервью вы сможете натренировать себя отвечать уверенно и четко, даже если будете чувствовать себя некомфортно. Не стесняйтесь обращаться за помощью к коллегам, друзьям или профессиональным коучам для отработки переговорных навыков».

Специалист по публичным выступлениям Седа Каспарова советует во время сложных переговоров фокусироваться на реалистичной цели (например, «отточить навыки самопрезентации»), отодвинув на второй план то, на что повлиять невозможно.

 

Хедхантер Алена Владимирская, выступая в 2023 году с мастер-классом на FWD. Woman Summit, давала следующие рекомендации.

  1. В аргументах ссылайтесь не на личные обстоятельства, а на профессиональные достижения за последние три-пять лет — это поможет показать вашу ценность как работника.
  2. Учитывайте ценности компании и руководителя — важно продемонстрировать свою вовлеченность в рабочие процессы.
  3. Подготовьте проект или инициативу, которая окажется важна для руководства и будет разрабатываться с вашим участием.
  4. Оговаривайте конкретные и реалистичные сроки и объемы повышения зарплаты — удобные именно для вас и соответствующие рынку.

Знание рынка само по себе помогает вести переговоры более уверенно. Это показывает эксперимент, проведенный с участием агрегатора вакансий Hired.com, где каждый кандидат, оставляющий резюме, должен указать желаемую зарплату. Исследователи заметили, что запросы женщин в среднем на 2,9% ниже, чем запросы мужчин (причем для кандидатов со стажем 15–20 лет разрыв достигал 5,4%). Разница зарплатных предложений (то есть сумм, которые уже сами работодатели предлагают мужчинам и женщинам) составляла 2,2%. Но когда при заполнении анкеты кандидатам начали показывать медианную зарплату на аналогичной должности, разница в запросах исчезла, разница зарплатных предложений составила -0,3%. То есть женщины, владея объективной информацией о ситуации на рынке, начали просить столько же, сколько мужчины, а получать — даже немного больше.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+