К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Мама-инфлюенсер: зачем популярные блогеры создают идеальную картинку материнства

Известный блогер и инфлюенсер Ханна Райт со своими детьми и мужем (Фото DR)
Известный блогер и инфлюенсер Ханна Райт со своими детьми и мужем (Фото DR)
Для описания мам, которые активно делятся опытом родительства в соцсетях, существует специальный термин — momfluencer («мама-инфлюенсер»). В основном такие блогеры публикуют посты о повседневном общении с детьми, но некоторые становятся известны благодаря разговору на более откровенные темы. Forbes Woman рассказывает, почему наблюдение за чужим опытом в соцсетях часто плохо сказывается на моральном состоянии не только будущих матерей, но и тех, у кого уже есть ребенок

Поделиться опытом и заработать

До появления интернета экспертами в воспитании детей в медиа в основном выступали педиатры и психологи-мужчины, а реальный опыт женщин передавался только при личных разговорах. Многие женские блоги начали появляться в ответ на представления об идеальном материнстве, чтобы показать, как на самом деле выглядит жизнь молодых родителей. Но с годами тенденция изменилась: сейчас momfluencer (от англ. mom и influencer) — идеальная женщина, которая успевает совмещать работу и домашнее хозяйство. Причем с каждой из этих задач она справляется отлично. 

Впервые о «мамфлюенсерах» начали говорить еще в 2000-е. Уже тогда Хизер Армстронг и Натали Ловин из США вели текстовые блоги, в которых без прикрас рассказывали о родительских проблемах и трудностях, с которыми они столкнулись в роли матери. 

Но как только набрал популярность Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), мамы-блогеры перешли туда. На новой платформе они уже заботились в первую очередь о визуальной составляющей блога и пытались создать эстетичную картинку, которая как бы превращала повседневную жизнь в искусство. Идеальные квартиры, красивые и умные дети, хорошие отношения с мужем — именно это и стали транслировать «мамфлюенсеры».

 

Довольно быстро их блоги стали монетизироваться — крупные компании начали предлагать деньги за рекламные ролики и посты. Даже в начале 2000-х Хизер Армстронг зарабатывала, рассказывая про бренд продуктов питания Carnation и производителя предметов личной гигиены Suave. Тогда Армстронг заявила, что денег от рекламы ей хватает на содержание семьи. Американская писательница Сара Петерсен говорит, что «мамфлюенсеры» — это те, кто «монетизировал свою материнскую идентичность в социальных сетях», и обвиняет в этом маркетологов. В книге Momfluenced она исследует, как преподносят материнство американские блогеры, и отдельно пишет о том, как мамы-инфлюенсеры стали экономической силой. Они показывают, как должно выглядеть материнство, и задают тренды в обществе. 

Уже в 2014 году в мире существовало около 70 млн блогов. На этот рынок легко войти: достаточно уметь пользоваться социальными сетями. В блоге можно рассказывать о самых разных вещах, которые так или иначе связаны с ведением хозяйства и воспитанием детей, и рекламировать детские игрушки, подгузники, средства для уборки и другие вещи, которые помогают быть «хорошей мамой».

 

Однако не только матери могут вести родительские блоги. Сооснователь агентства продвижения Currents Management Кэмерон Аджари заметила тенденцию, что за последние три года количество пап-инфлюенсеров (для них тоже есть термин — dadfluencer) выросло. Специалисты связывают этот тренд с популярностью TikTok, поскольку в Instagram мужчинам было некомфортно выкладывать постановочные отредактированные фото с подписью, а вот формат короткого видео, который появился в TikTok раньше, им нравился. Некоторые мужчины воспринимают блог как творчество, а некоторые — как личный дневник, в котором можно поделиться своими проблемами и выразить чувства. 

Исследователи из Бельгии и Нидерландов в 2022 году выяснили, зачем люди подписываются на блоги о материнстве. Во-первых, для женщин такие аккаунты — источник информации. Молодые мамы, особенно те, кто переживает опыт беременности и материнства в первый раз, хотят почерпнуть любые знания из разных источников. Они чувствуют неуверенность во многих вещах, хотят найти подсказки как быть «хорошей» мамой, поэтому им особенно ценно увидеть опыт других женщин. Во-вторых, девушки могут лично спросить совета у своих кумиров, — таким образом они чувствуют поддержку в режиме онлайн. Многие молодые мамы рассказывали, что такая коммуникация помогала им даже больше, чем личное общение. 

Искаженное восприятие 

Женщины чаще всего делятся в соцсетях фотографиями, на которых дети счастливы, показали результаты проведенного в 2015 году в США опроса молодых матерей. Плачущий ребенок реже попадал в кадр: блогерам хотелось показать свою «счастливую и здоровую семью». Двумя годами позже ученые провели качественный анализ 4000 фотографий в Instagram и тоже пришли к выводу, что блоги о материнстве в основном состояли из идеализированных изображений.

 

Результаты научных трудов, изучающих влияние такого контента на чувства матерей, неоднозначны. С одной стороны, наблюдение за блогами полезно для получения важной информации. Кроме того, они вдохновляли женщин и оказывали поддержку в краткосрочной перспективе. С другой стороны, мамы, которые постоянно ищут информацию на просторах интернета, рассказали о том, что они теряли уверенность в себе и своих силах, а ожидания от себя, наоборот, завышали.

Ханна Райт со своими детьми (Фото DR)

Кроме того, демонстрируемая красивая картинка усиливает и без того высокое давление на женщин: общество требует от «новоиспеченных» мам быть идеальными, что приводит к выгоранию. Ученые из Великобритании в 2020 году выяснили, что после просмотра блогов некоторые женщины боялись, что они не соответствуют высоким стандартам. Негативные сравнения с тем, как с материнством справляются другие, приводят к тому, что женщины начинают сомневаться в своих способностях, испытывают зависть, печаль, чувство неудовлетворенности, и их самооценка снижается.

«В первую очередь многие материнские блоги носят негативный характер, потому что демонстрируют идеальную картинку обществу. Когда женщина становится мамой, она стремится подражать тем самым блогерам, у которых не только умные дети, хорошие отношения с мужем, но и приличный доход, красивая квартира, и вообще они все всегда успевают. Среднестатистическая женщина после просмотра подобных блогов чувствует себя несостоявшейся и той самой неидеальной мамой, — замечает в разговоре с Forbes Woman психолог Анастасия Арсеничева. — При этом есть и позитивная сторона, потому что такие женщины-блогеры демонстрируют тот идеал, к которому можно было бы стремиться. Для кого-то это некая мотивация и желание двигаться дальше, но для большинства это все-таки нереалистичная картинка».

Когда твоя мама — инфлюенсер

Этический аспект ведения блогов матерями остается спорным: некоторые пользователи ругают их за постоянную съемку детей без спроса и заработок на детском труде.

В американском издании teenvogue в 2023 году вышла статья, в которой девушка по имени Клэр (имя было изменено) рассказала, что не знала жизни не под прицелом объектива. Родители снимали ее с младенчества до подросткового возраста, на видео девочка чаще всего была одна, иногда в кадр попадали и родители. Те уволились, потому что доходов от YouTube-канала было достаточно, чтобы прокормить семью и купить дом и машину. На момент выхода материала у их семейного канала было более 1 млрд просмотров. Девушка рассказала, что чувствует обиду и считает несправедливым, что фактически содержала семью уже в совсем юном возрасте. И конечно, такая история не единственная.

 

«Для поколения альфа (рожденные с 2010-го по 2024 год, — Forbes Woman) камеры стали частью жизни, и в этом их ключевое отличие. Каждый родитель сейчас обладает смартфоном и фотографирует своего ребенка много раз за день. Поэтому в каком-то смысле каждый ребенок живет под прицелом камеры, просто кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени», — замечает психолог Анастасия Арсеничева. 

В 2019 году в Австралии был проведен опрос, в ходе которого мамы-блогеры разделились на два лагеря. 70% респондентов спокойно отнеслись к публикации фотографий и обсуждению поведения детей в соцсетях. Они обосновывали отсутствие этических проблем в ведении блога тем, что не называли реальных имен своих детей. При этом женщины признавались, что детей старшего возраста сложнее фотографировать и снимать для своего блога. 

Другие же говорили, что сознательно отказываются от публикации фотографий детей в интернете из соображений конфиденциальности. Ученые приводят комментарий одной из респонденток, которая решила не размещать изображения с детьми в соцсетях: «Через 20 лет они будут устраиваться на работу, и кто-то заглянет в Google, и все это всплывет. Я думаю, вы понимаете, что это не те вещи, которыми бы стоило делиться». 

«Непросто говорить о грани, потому что у всех родителей она разная. Некоторые блогеры совершают ряд действий, которые вызывают прямое осуждение общественности, потому что эти действия могут навредить ребенку. Родителям нужно думать в первую очередь не про себя и своих подписчиков, а про своего ребенка. Про то, как он себя чувствует, когда на него направлена камера. Надо попробовать поставить себя на его место. Вероятно, когда вам плохо, у вас текут слезы, вам хочется поддержки и объятий, а не видеосъемок. И самое главное, надо быть родителем для своего ребенка, а родитель — это безопасность», — заключает психолог Анастасия Арсеничева.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+