К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Гнев XX века: как Тамара Дембо заложила основы реабилитационной психологии

Тамара Дембо (предположительно) стоит в центре (Фото архива истории американской психологии)
Тамара Дембо (предположительно) стоит в центре (Фото архива истории американской психологии)
Психолог Тамара Дембо дважды эмигрировала: от революции уехала в Берлин, от фашизма — в США. Там она занималась социально-психологической реабилитацией людей, которые на войне получили инвалидность. Forbes Woman рассказывает о женщине, которая всю жизнь преодолевала трудности и помогала в этом другим

Вся научная деятельность гештальт-психолога, доктора Тамары Дембо, несмотря на свою широту и разнообразие, может быть сведена к главной теме: как преодолевать препятствия. Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с теми или иными трудностями, и от его реакции на них, от способности справляться с ними зависит качество его дальнейшей жизни. В жизни самой Тамары Дембо трудностей тоже хватало — ее судьба была тесно связана с историческими событиями бурного XX века. 

Она родилась в 1902 году в Баку, входившем тогда в Российскую империю, в семье еврейского предпринимателя, совладельца нефтеперерабатывающих компаний Вульфа (Василия) Дембо и его жены Софии. Девочка страдала от заболевания сердца, поэтому обучали ее на дому, чтобы не перегружать и соблюдать облегченный режим, зачастую ей приходилось подолгу находиться в постели. Такой образ жизни продолжался не один год, возможно, долгие периоды одиночества и ограниченности в действиях вызвали в Тамаре интерес к тому, как разные социальные и психологические обстоятельства влияют на личность человека и как управлять этим влиянием. Именно над этой темой в тех или иных вариациях впоследствии она будет работать всю свою жизнь.

Несмотря на болезнь, занималась Тамара Дембо с большим усердием: она успешно закончила 2-ю бакинскую мужскую гимназию. Хотя в Баку тогда имелись и женские гимназии, образование в мужских было лучше, предметов там давали больше, и в 1920 году девушка благополучно сдала все выпускные экзамены. 

 

После гимназии она начала было учиться на электромеханическом отделении недавно открывшегося Петроградского политехнического института, однако в том же году ее родители приняли решение о переезде в Германию. Скорее всего, это было связано с неприятием советской власти и желанием дать дочери качественное европейское образование. В Берлине Тамара тоже сперва стала изучать точные науки, но затем произошла трансформация ее интересов.

Telegram-канал Forbes Woman
Про женщин, которые меняют мир
Подписаться

Психология

Семья Дембо оказалась в Берлине в 1921 году. Для поступления в университет Тамаре нужно было сдать экзамены, два года ушло на подготовку, и в 1923 году она стала студенткой Берлинского университета, который тогда носил имя Фридриха Вильгельма. 

 

Тамара Дембо собиралась стать инженером, изучала математику, физику, политэкономию, естественные науки. Как позже говорила она сама, ей хотелось сделать так, чтобы машины были приспособлены к человеку, а не человек к машинам.  

Надо сказать, что Берлин начала 20-х годов фактически превратился в столицу русской эмиграции. В 1919 году здесь проживало 7000 русских, а в 1920-ом их число выросло до 560 000. В это же время в Берлине образовался своего рода культурный центр, объединяющий русскую и еврейскую интеллигенцию — ученых, художников, музыкантов, писателей. Так вышло, что очень быстро немецкая столица стала фактически главным центром русской культуры за пределами СССР. Среди эмигрировавших деятелей науки были и яркие русские психологи, такие как Лев Выготский и Александр Лурия. 

Берлин начала 20-х годов (Фото Getty Images)

Конечно, доподлинно неизвестно, повлияли ли эти выдающиеся деятели на решение Тамары Дембо перенести свое внимание с технических наук в гуманитарную сферу, но она начала ходить на лекции по истории искусств, философии, психологии. Возможно, причиной стал тот факт, что Психологическим институтом Берлинского университета на тот момент руководил Вольфганг Кёлер, который совместно с немецкими психологами Максом Вертгеймером и Куртом Коффке был основателем такого направления, как гештальт-психология (ее суть заключается в том, что человек испытывает дискомфорт от любой незавершенности и нецелостности, будь то незаконченный рисунок или непрожитая эмоция). Сообщество психологов в университете было очень сильным и сплоченным, а с 1922 года приват-доцентом Психологического института стал Курт Левин, который являлся не только одним из сильнейших специалистом в своей области, но также обладал особым умением увлечь студентов. 

 

Курту Левину нравилось встречаться со своими учениками в кафе, находящемся неподалеку от Психологического института, и там, в непринужденной обстановке, вести с ними научные дискуссии. Одна из его любимых студенток, Блюма Зейгарник, подруга и соотечественница Тамары Дембо рассказала ей о потрясающем преподавателе, и та начала посещать его занятия. Впоследствии Дембо так писала о нем: «Для Левина психология значила целую жизнь. Мы также рассматривали ее не как профессию, а как образ жизни… Так, у него всегда было достаточно времени поговорить о наших работах, обсудить и уточнить наши мысли».

Гнев XX века

Начиная с 1925 года Тамара Дембо проводила многочисленные исследования (сначала при участии Левина, а потом и самостоятельно), эти исследования впоследствии легли в основу ее диссертации, которая называлась «Гнев как динамическая проблема». Ее темой явилось происхождение таких эмоций как гнев и раздражение. 

Исследования Дембо заключались в том, чтобы сталкивать испытуемых с проблемами, решить которые крайне сложно или вовсе нереально, при этом экспериментатор активно мешала выполнению заданий, провоцировала участников, насмехалась над ними, когда очередная попытка снова не удавалась. 

В итоге она установила, что негативное состояние испытуемых накапливается по мере роста напряжения. В начале эксперимента участники при неудачах могли шутить и улыбаться, а ближе к концу злились и ругались, становились грубыми и капризными. Тамара Дембо установила механизм развития гнева и нашла способы применения своих идей в практической деятельности.

25 июля 1930 года в Берлине она защитила свою диссертацию, в том же году улетела в США. Сначала в планах было возвращение в Европу, но в связи с приходом к власти фашистов и начавшимися преследованиями евреев Тамара решила остаться в Америке, расставшись с родителями.

 

Кстати, о дальнейшей судьбе отца и матери Тамары Дембо практически ничего не известно. Американский психолог Джеймс Верч, много общавшийся с Дембо в США, пишет лишь о том, что многие ее родственники погибли в фашистской Германии, однако не упоминает о родителях. Понятно лишь, что легкой их жизнь не была. Когда Тамара только переехала в Америку, она очень сильно нуждалась в деньгах. Но когда один из коллег спросил, не могли бы ее поддержать родители, она ответила, что сама отправила им все, что у нее было.

Вообще в истории семьи Тамары Дембо отразились исторические потрясения начала века. Например, ее троюродная сестра Агния Барто была обласканной властью советской детской поэтессой. А Владимира Дембо, двоюродного брата отца Тамары, ответственного секретаря редакции журнала «Красная Бессарабия», та же власть расстреляла по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации.

На улицу не выгонят, зарплату не дадут

Жизнь Тамары в США поначалу складывалась очень нелегко. Ее берлинский преподаватель Курт Коффка писал об этом своей знакомой: «Я поинтересовался ее перспективами и нашел их абсолютно трагичными... Часть своих средств госпиталь направил на научно-исследовательскую работу, но теперь эти деньги будут совершенно законно возвращены в фонд для обслуживающего персонала. Так что лучшее, что может случиться с двумя девушками (имеются в виду Дембо и еще одна ее коллега, — Forbes Woman) — это то, что их не выгонят на улицу, но ни единого цента зарплаты они не получат… У [Дембо] нет никаких перспектив на улучшение своего положения, поскольку она находится здесь по студенческой визе и, следовательно, не может согласиться на какую-либо оплачиваемую должность, даже если бы она могла ее получить. Она никогда не жалуется, но проявляет поразительное мужество». Что ж, по словам Джеймса Верча, подход asset-minded — сосредоточьтесь на том, что у вас есть и попробуйте забыть о том, что вы потеряли, — был главным принципом Тамары Дембо. 

Со временем ее положение улучшилось, ее взяли на должность научного сотрудника в Государственную больницу Вустера. А после того, как в США эмигрировал Курт Левин, относившийся к ней как к дочери, Дембо стала работать с ним в Университете Айовы и Корнелльском университете.

 
Т. Дембо с коллегами (Фото DR)

Следует сказать, что в то время женщины в науке сталкивались с дополнительными препонами. Когда в 1940 году Тамара выступила в роли соискателя на должность преподавателя в университете, в письме с отказом ей неофициально объяснили причину: «директор сказал, что им нужен мужчина».

Однако она не унывала, напротив, продолжала активную научную деятельность. Тамара Дембо вместе с коллегами разработала проект по адаптации людей с серьезными физическими проблемами: лишившихся рук и ног или имеющих какие-либо очевидные пороки развития. Предоставить необходимую материальную поддержку и площадку для этого эксперимента вызвался Стэнфордский университет, исследование было проведено в 1945–1948 годах. 

Проблема не в болезни, а в обществе

К 1945 году проблема социально-психологической реабилитации людей с инвалидностью стала крайне актуальной. Исследование проводилось на основе многочисленных опросов участников Второй мировой войны, имеющих серьезные увечья — ампутированные конечности, повреждения лица из-за ранений и т. д. Здоровых же респондентов опрашивали на предмет того, что они чувствуют по отношению к людям с видимыми травмами. 

Результаты оказались неожиданными: люди, которые сами себя считали вполне счастливыми, воспринимались окружающими как глубоко несчастные. То есть даже в тех случаях, когда человек с инвалидностью чувствовал себя благополучным человеком, другие не верили в его благополучие и удовлетворенность жизнью. 

 

Исходя из этого Дембо настаивала, что нарушения в первую очередь возникают в окружающей среде, а не в личностной сфере. Другими словами, проблемой является не инвалидное кресло, а отсутствие пандусов и прочих элементов доступной среды, — именно Дембо стала первопроходцем этой ныне общепризнанной темы. А еще более важным, по ее мнению, является социо-эмоциональный фон, который должен помогать нормальному функционированию личности. 

С того момента реабилитационная психология стала превалирующей темой в работе Тамары Дембо. В 1953 году она стала доцентом Университета Кларка, с 1954-го по 1961 год работала директором отдела психологического развития в проекте, связанном с детским церебральным параличом. Также она стала создателем отдельной области — реабилитационной психологии. А в 1956 году вышла ее статья «Приспособление к несчастью: проблемы социально-психологической реабилитации», ставшая итогом многолетней работы и признанная наиболее значительным исследованием в этой сфере.

Последняя загадка

В 1966 году Тамара Дембо впервые за многие десятилетия побывала на своей родине, в Советском Союзе — она стала участником 18-го Международного психологического конгресса в Москве. Благодаря чему смогла 36 лет спустя встретиться со своей подругой юности, Блюмой Зейгарник.

В 1972 году она вышла на пенсию и, поскольку не имела ни семьи, ни детей, осталась жить в кампусе Университета Кларка. Но и после своего официального ухода продолжала вести деятельный образ жизни, поддерживала дружеские отношения с коллегами и однажды даже вела семинар во время зимнего семестра 1992 года. 

 

Она умерла после недолгой болезни 17 октября 1993-го в возрасте 91 года и была похоронена на еврейском кладбище Бней-Брит в Вустере, штат Массачусетс.

Надпись на ее памятнике содержит в себе еще одну загадку. Она выполнена на двух языках — на иврите и на английском — и гласит: «Тамара Дембо, дочь Василия и Софии Дембо. Ученица Доры Левитан, убитой нацистами». 

Кем была Дора Левитан, как она повлияла на судьбу выдающегося психолога? Похоже, это так и останется тайной.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+