К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Неравный мэтч: почему в онлайн-дейтинге женщин меньше и как приложения привлекают их

Фото Patrick Pleul / picture alliance via Getty Images
Фото Patrick Pleul / picture alliance via Getty Images
Онлайн-знакомства, к которым раньше относились как к чему-то несерьезному, сегодня стали одним из самых доступных и распространенных способов построения отношений разных форматов. Несмотря на это, гендерный состав дейтинг-приложений неравномерен: практически на всех платформах преобладает мужская аудитория. Forbes Woman рассказывает, почему женщины все реже используют дейтинговые сервисы и как сами приложения стараются вернуть женскую аудиторию

Мужская территория

К 2023 году 69% россиян в возрасте до 35 лет регистрировались в дейтинговых сервисах. Согласно исследованию Tele2, уникальная месячная аудитория платформ для знакомств за 2023 год выросла на 6–10%, несмотря на уход приложений Tinder и Badoo с российского рынка. 

Общий рост аудитории не говорит об одинаковом спросе на приложения для знакомств у женщин и мужчин. С точки зрения гендерного распределения у каждой платформы свои показатели. Среди российских пользователей самое большая доля мужской аудитории у Loveplanet и Teamo — 68%, у Badoo — 62%. В общемировой статистике онлайн-дейтинга также существует тренд на преобладание мужчин. Например, аудитория Tinder выглядит следующим образом: 33% женщин и 67% мужчин. 

По статистике, собранной Tele2, в популярном в России сервисе Pure мужская аудитория составляет 60%. Однако CEO Pure Ольга Петрунина рассказала Forbes Woman, что 60% пользователей платформы составляют женщины. Изначально сервис позиционировался как приложение для секс-знакомств, а со временем стал расширяться и превратился в место, где можно найти партнера под разные запросы: это привлекает больше женщин. Например, сегодня 35% женской аудитории в Pure используют приложение для поиска серьезных отношений. 

 

Несмотря на то, что у приложения в России нет рекламы, Pure занимает первое место по выручке среди дейтинговых платформ, согласно сервису аналитики AppMagic. По словам Петруниной, успех приложению обеспечили несколько факторов: «Во-первых, это секс-позитивное позиционирование, которое собирает на платформе открытых людей со схожим мировоззрением. Во-вторых, премиальная мужская аудитория: девушки пользуются приложением бесплатно, а для мужчин предусмотрены разные виды подписок». 

Одна из самых сбалансированных аудиторий на российском рынке сегодня в Twinby. Как рассказала Forbes Woman соосновательница приложения Вероника Яковлева, в первые месяцы запуска платформы распределение по полу среди пользователей сохранялось на уровне 50/50. Сегодня мужчин немного больше: мужчин 55%. Особенность Twinby заключается в том, что поиск пары начинается с психологических тестов, которые позволяют узнать совместимость с потенциальном партнером, также пользователи могут найти в приложении советы по общению. 

 

«Мы сохраняем баланс аудитории за счет позиционирования Twinby как приложения для экологичных знакомств. Также у нас есть история про психологию, которая сегодня в тренде, и про совместимость, которой зачастую интересуются девушки», — отметила Вероника Яковлева.

Мошенники и неожиданные нюдсы 

Одна из причин гендерного дисбаланса в онлайн-дейтинге кроется в поведении, нарушающем личные границы. В 2023 году, согласно данным компании Cloudwards, специализирующейся на исследованиях в области интернета, 42% женщин испытывали дискомфорт от общения в приложениях, 32% получали непрошенные откровенные фотографии. Чуть меньше половины всех пользовательниц хотя бы раз блокировали собеседника или отправляли на него жалобу. Мужчины тоже переживают негативный опыт в приложениях, но в два раза реже.

Данные Cloudwards подтверждают социологи, которые опросили пользователей Tinder. Они выяснили, что 43% женщин испытывали разочарование при использовании приложения, 35% — неуважение со стороны собеседника. Также 70% респонденток заявили, что получали в свой адрес сексистские высказывания и сексуальные намеки. 

 

Еще одна распространенная проблема — фейковые аккаунты, или кэтфишеры. По статистике, 30% женщин общались с собеседником, который выдавал себя за того, кем не является, используя чужие фотографии или неправдивую персональную информацию. С этой проблемой, однако, знакомо и значительное число мужчин — около 40%. Среди причин своего поведения владельцы фейков обычно называют одиночество, неудовлетворенность своим внешним видом, исследование идентичности и бегство от действительности. 

При этом фейковые аккаунты зачастую используются как инструмент romance fraud — мошенничества с целью вымогательства денег. После сближения злоумышленники выпытывают у потенциальной жертвы личную и финансовую информацию и обращаются с просьбами перевести деньги для покупки билетов, медицинских и других расходов. По данным Европола, мошенники часто выдают себя за реальных людей, живущих в странах, охваченных конфликтами, или в отдаленных районах.

Кроме проблем с безопасностью и нарушения личных границ на меньшую популярность онлайн-дейтинга у женщин влияют социальные нормы. Традиционно считается, что мужчины должны быть инициаторами знакомства, делать первый шаг и активно демонстрировать интерес к женщине, которой предписывается более пассивная роль. Из-за этих представлений мужчины могут чувствовать большую свободу в ходе активного поиска, в то время как женщины — быть более сдержанными из-за опасений нарушить социальные ожидания. 

«Мужчины часто приходят в дейтинг-приложения для поиска ONS (секса на одну ночь, — Forbes Woman) и используют более агрессивную стратегию поведения: ставят больше лайков, быстрее пишут первыми и склоняют к офлайн-встречам. Тем самым они провоцируют уменьшение женской аудитории и отстраненность от процесса знакомства со стороны женщин», — обращает внимание соосновательница приложения Twinby Вероника Яковлева. Почти половина мужчин (48%) использует дейтинговые приложения для поиска встреч на раз, в то время как женщин с аналогичными целями в два раза меньше (24%), выяснили ирландские социологи в 2019 году. 

Путь к балансу

Приложения для знакомств стараются привлечь женскую аудиторию разнообразными способами, акцентируя внимание на безопасности, удобстве и особых условиях для них. 

 

Безопасность — ключевой фактор, поэтому практически все дейтинг-приложения внедряют системы проверки подлинности профилей и предоставляют инструменты для контроля приватности, такие как возможность скрыть свой профиль или ограничить круг лиц, которые могут отправлять сообщения. Например, в Pure по умолчанию у пользователей нет имен, хотя по желанию их можно указать. Кроме того, там нельзя делать скриншоты и сохранять полученные в чате файлы, а просмотренные собеседником фотографии автоматически удаляются.

Ряд сервисов привлекает женскую аудиторию, предоставляя ей дополнительные возможности. Например, в приложении Bumble (в 2022 году оно объявило о прекращении деятельности в России, но пока продолжает здесь работать) только у девушки есть право инициативы: если в течение 24 часов она не напишет первой, мэтч удалится. Эта концепция помогает предотвратить нежелательные сообщения и дает инициатору (в этом случае — женщине) больше контроля над процессом знакомства. 

Другой способ привлечь женскую аудиторию — предоставление женщинам бесплатного доступа или премиальных функций. Например, доступ к приложению Pure платный только для мужчин, для девушек же регистрация бесплатна. Сервис Badoo предоставлял девушкам, которые долго пользовались платформой, функцию просмотра лайков, в то время как для мужчин она доступна по подписке.

Необычный подход использует LovePlanet: сервис делает акцент на возможности знакомства с иностранцами для брака и дальнейшей эмиграции. В LovePlanet значительное преобладание мужских анкет, а одной из самых многочисленных возрастных групп являются пользователи от 45 до 54 лет. Как отметила в разговоре с Forbes Woman социолог Анна Темкина, женщины в возрасте 50+ также используют дейтинговые платформы несмотря на предрассудки. «Сексуальность женщин в возрасте старше 50 лет невидима и стигматизирована, и в основном никто не ожидает, что ее будут проявлять. При этом диджитализация, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья населения приводят к тому, что они тоже представлены на дейтинговых платформах», — отметила Темкина. 

 

При попытках заполучить женскую аудиторию сервисы могут транслировать самые разные сообщения — от поддержки феминистских идей до обещания удачного замужества (как LovePlanet, который в том числе делает акцент на возможности знакомства с иностранцами для брака и дальнейшей эмиграции). С одной стороны, это позволяет платформам ориентироваться на разные возрастные группы и социальные предпочтения. С другой — сохраняется основная причина оттока женщин: отсутствие безопасности. Пока в приложениях нет эффективной системы отслеживания нарушений, женщины будут прекращать попытки найти партнера онлайн: более половины женщин (55%) уходят с платформ для знакомств именно после негативного опыта, в то время как 67% мужчин перестают пользоваться ими после начала отношений.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+