«Я — Селин Дион»: как легендарная певица живет с редким неизлечимым заболеванием
В декабре 2022-го канадская поп-звезда Селин Дион сообщила в соцсетях, что на протяжении многих лет страдает синдромом ригидного человека (или синдромом Мерша — Вольтмана), а следом отменила мировой тур, запланированный на 2023 год. С тех пор певица почти не появлялась на публике, поэтому выход документального фильма, посвященного ее жизни с редким неврологическим расстройством, можно назвать своего рода откровением.
Картина «Я — Селин Дион» (I Am: Celine Dion), созданная постановщицей Ирен Тейлор, представляет собой портрет «королевы баллад» в момент кризиса. Фильм в основном охватывает период затворничества певицы, наступивший примерно за год до официального объявления о диагнозе. Селин Дион позволила режиссеру показать себя уязвимой и измотанной. Все для того, чтобы повысить осведомленность общества о заболевании и поддержать других людей, которые, как и она, мучаются болезненными приступами.
От синдрома ригидного человека все еще не существует лекарства, и певица финансирует ряд научных исследований в этой области. Пока же ей приходится терпеть спазмы, которые бывают настолько сильными, что 56-летняя Дион едва может двигаться.
Картина начинается обманчиво воодушевляюще — с архивного интервью, где юная Селин говорит, что ее главная мечта — «стать международной звездой и петь всю свою жизнь». Затем следуют знаковые выступления певицы, где она энергично и страстно исполняет хиты перед огромной аудиторией. Однако фильм Ирен Тейлор Бродски — не глянцевая история успеха. За записями грандиозных шоу Дион следует хроника восстановления певицы после ухода со сцены.
Зритель наблюдает за Селин, которая теперь крайне редко покидает пределы своего особняка в Лас-Вегасе. Она появляется перед нами без макияжа, с неокрашенными седыми корнями волос. Естественность сразу располагает к себе: певица кажется не недосягаемой поп-иконой, а живым человеком, который может быть несовершенным и потерянным.
Селин весело общается со своими тремя сыновьями (близнецам Эдди и Нельсону — по 13 лет, Рене-Шарлю — 23) и отвечает на их вопросы вроде «какой твой любимый цвет» и «в какую страну ты бы отправилась сейчас», словно интервью проводят они. Кормит своего лабрадора и возится с морскими свинками. Наводит порядок в доме и, кажется, наслаждается отпуском. Следующий кадр — она лежит на полу, скрючившись от боли, не может пошевелиться и страшно кричит.
Документалка подробно рассказывает о жизни с синдромом ригидного человека, к которому Дион пытается приспособиться вот уже 17 лет. Певица живет под постоянным присмотром медсестры, по часам принимает таблетки, делает капельницы и проходит физиотерапию. Складывается впечатление, что Дион контролирует болезнь, но оно оказывается обманчивым. Симптомы нарастают: вот уже певица с трудом натягивает носки и теряет равновесие при ходьбе.
Больше всего ее расстраивает, что болезнь «разрушила» ее голос. 17 лет назад Дион впервые почувствовала невероятную усталость, а затем осипла, но тогда «это было просто немного странно, как небольшой спазм». В одной из сцен артистка делает дыхательные упражнения, а затем пытается спеть, но выходит хрипло и очень тихо. Со слезами на глазах она признается: «Мне очень трудно показывать это вам».
Самая тяжелая сцена фильма запечатлевает невыносимую боль певицы во время приступа: она больше не может контролировать свое тело, замирает в одной позе на кушетке и плачет. Только благодаря помощи медиков Дион понемногу приходит в себя и начинает шевелить пальцами, хотя возникает ощущение, что ее мучения длятся целую вечность. Возможно, кто-то обвинит режиссера в эксплуатации болезни звезды ради ажиотажа (в день релиза фильм получил рейтинг 100% на сайте Rotten Tomatoes), но это сама Дион настояла на таком интимном портрете.
Обычно для документальных фильмов про знаменитостей интервью дают их родственники, друзья, коллеги-музыканты и соратники из шоу-бизнеса. Фильм «Я — Селин Дион», напротив, полностью строится на монологе певицы, которая рассказывает о прогрессировании болезни, материнстве, первых триумфах, личных трагедиях и разочарованиях. Ее лицо практически всегда дано крупным планом, и зритель может уловить любое проявление эмоций, будь то слезинка или румянец от волнения.
В фильме есть и светлые моменты. Фрагменты концертов, на которых певица, светясь счастьем, обнимается с фанатами. Домашний видеоархив, запечатлевший важные события из жизни Дион — беременность, роды, заботу о ребенке, разделенную с мужем-продюсером Рене Анжелилом (умер в 2016 году). Детские фотографии, на которых будущая звезда позирует с братьями и сестрами (всего их у нее 13).
На протяжении фильма Дион постепенно меняет свое отношение к диагнозу: если в начале демонстрирует полное смирение, то ближе к финалу бросает болезни вызов. Она пытается записать заглавную песню к ромкому «Люби снова» (2023), в котором снималась сама, и поначалу никак не может подчинить себе голос; почти сдается, но в конце концов берет себя в руки и нота за нотой овладевает песней. Певица, выпустившая 27 альбомов, радуется маленькой победе — записи одного саундтрека. В этот момент документальный фильм Ирен Тейлор Бродски превращается в оду смелой женщине, которая продолжает сражаться за возможность петь, хотя тело не всегда ее слушается.
«Если я не смогу бежать, я пойду. Если я не смогу идти, я поползу», — говорит певица в фильме. И хотя ей придется мириться с этим состоянием до конца своей жизни, физиотерапия и иммунотерапия однажды должны помочь ей вернуться на сцену. По крайней мере, самой певице очень хочется в это верить. В одном из последних интервью Селин Дион заявила, что ее голос постепенно восстанавливается. Брать высокие ноты, как раньше, Дион уже не сможет, но петь значительно ниже — да, что певица демонстрирует ближе к финалу картины.
Картину стоит смотреть ради редкого взгляда на легендарную певицу не как на небожителя, а как на реального человека, который не застрахован от провалов и серьезных проблем со здоровьем. Постановщице Ирен Тейлор Бродски удалось показать не только мощный успех канадской исполнительницы, но и изнанку ее колоссальных достижений. Фильм цепляет глубоким психологизмом: он чутко синхронизируется с эмоциональным состоянием самой певицы — и в этом его главное достоинство.