«Плохое поведение»: драма об утерянной связи матери и дочери с Дженнифер Коннелли
Текст может содержать спойлеры
Актриса Люси (Дженнифер Коннелли) прославилась еще в раннем детстве, что во многом определило ее взрослую жизнь — успех в карьере разрушил личное счастье. Теперь ей за 50, у нее есть взрослая дочь Дилан (ее сыграла сама Элис Энглерт), с которой почти утеряны близкие отношения: в них накопилось много непроговоренных проблем. Формально мать и дочь общаются (преимущественно по телефону), но их разговоры напоминают не беседу двух родных людей, а смол-ток, когда достаточно неуклюже узнать, как друг у друга дела, пожелать хорошего дня и попрощаться. Чтобы хоть как-то упорядочить свою жизнь, Люси отправляется на ретрит к загадочному гуру Илону (Бен Уишоу), который считает себя духовным лидером. Илон обещает героине если не просветление, то хотя бы примирение с самой собой.
Пока Люси с переменным успехом разбирается в себе и в своем прошлом, ее дочь — профессиональная каскадерша — ищет выход из лабиринта собственной жизни. Она одинока, не очень реализована в профессии и во многих своих неудачах винит мать. Параллельные духовные поиски обеих героинь обязательно пересекутся в одной точке, но только от них самих будет зависеть, станет эта точка финалом их отношений или подарит им новое начало.
Премьера фильма состоялась еще в 2023 году на кинофестивале «Сандэнс» — мекке американского независимого кино. После лента была представлена на смотре в Австралии и только спустя год обрела официальный онлайн-релиз. Разбираясь в художественной и сюжетной структуре картины, невозможно проигнорировать тот факт, что Энглерт — дочь выдающейся Джейн Кэмпион, которая в 1993 году стала первой женщиной, выигравшей главный приз Каннского кинофестиваля с фильмом «Пианино».
Тот факт, что Элис Энглерт в своем режиссерском дебюте (она же автор сценария) исследует непростые отношения звездной матери и дочери, намекает на возможные опасения кинематографистки оказаться в тени собственной родительницы, обласканной киноакадемиями и мировыми фестивалями. Сравнения эти, действительно, неизбежны — режиссерский стиль и ход авторской мысли Энглерт очень похожи на творческий метод Кэмпион. Последняя всю свою карьеру исследовала потерянных, одиноких и не вписывающихся в общий канон героев. В «Пианино» героиня принимала обет молчания. В «Священном дыме» Кейт Уинслет играла женщину, которая страдала от непонимания семьи, посчитавшей, что та попала в секту, из которой ее нужно спасти. Сериал «Вершина озера» был посвящен расследованию загадочного убийства, за которое бралась приезжая детектив (Элизабет Мосс), а местные считали ее чужаком. А «Власть пса» показывала, в какую пружину превращается внутренний запрет быть собой.
Проблема разорванных социальных и личных связей лежит и в основе «Плохого поведения». Мать и дочь ищут возможность сблизиться с собой и друг с другом, проходя болезненный путь. Энглерт сперва разводит персонажей: Люси адаптируется к аскетичной жизни на ретрите, Дилан уходит с головой в работу на съемках экшн-фильма, где она выполняет опасные трюки. Но когда одна ломается внутренне, а другая получает физическую травму, их пути пересекаются. Оказавшимся в одном гостиничном номере матери и дочери не избежать откровенного разговора, который вскроет много накопившихся обид.
Однако хаос, воцарившийся в отношениях главных героинь, пробрался и в сценарий «Плохого поведения». Фильм, сюжету которого не хватает твердой опоры и собранности, пытается скрыть это за внешней формой. Картина кажется то семейной драмой, то сатирой — особенно в сценах на ретрите, когда гуру Илон предлагает участникам представить себя младенцами, закутаться в одеяло и истерично поплакать, лежа на коленях другого человека. Местами кино напоминает триллер: например, когда Люси и Дилан начинают преследовать странные образы из глубин их подсознания. Но если одним авторам подобное жонглирование жанрами удается, Энглерт чередует их не очень удачно — амбиций дебютанта в этом больше, чем режиссерского мастерства.
«Плохое поведение» Элис Энглерт в теории кажется интересной историей о восстановлении отношений с собой и близкими, но на практике заложенные в фильм идеи не складываются в цельное полотно. Возможно, так проявляется бунт Энглерт и ее стремление сделать все по-своему, с очевидным нарушением привычной структуры кино и правил драматургии, чтобы в будущем избежать сравнений с известной матерью. Но, скорее всего, это просто поиск себя, в котором постановщица оставляет место надежде — в финале Люси и Дилан находят способ простить друг друга.